СУХАЙБ ИБН СИНАН АР-РУМИ (Р.А.)
Жизненный путь каждого человека особенный. Путь Сухайб ар-Руми (р.а) – одного из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ – начался в семье чистокровных арабов Синан ибн Малика и его супруги Сальмы.
Почему же Сухайб ар-Руми (р.а) получил прозвище «руми» (византийский)?
Персидский правитель назначил отца Сухайба (р.а) главой города Убулля, расположенного недалеко от Басры. Политические отношения между Византией и Персией (Ираном) были напряженными, продолжались войны.
Когда Сухайбу (р.а) было около пяти лет, на его родной город напали византийские войска и захватили в плен всех детей. С этого момента детство, Сухайба (р.а) закончилось и он вынужден был прислуживать византийцам, в качестве раба.
Шли годы, Сухайб (р.а) рос в греческой культуре и языковой среде, поэтому почти забыл арабский. Когда он вырос, его продали одному торговцу по имени Абдуллах ибн Жуд’ан, вместе с которым он приехал в Мекку, где рассказывал о византийском образе жизни, обычаях, и убеждениях на арабском, но с заметным греческим акцентом. Из-за этой особенности его начали называть Сухайб Руми (Византийский) (р.а).
Абдуллах провел много времени в разговорах с Сухайбом (р.а) и был удивлен его смышлености. Абдуллах освободил его, и вместе они занялись торговлей. Через некоторое время Сухайб (р.а) разбогател. Он отличался честностью и мекканцы ему доверяли. Шли годы и по воле Всевышнего Аллаха наступило время прихода последнего Пророка Мухаммада ﷺ.
Сподвижники Пророка ﷺ собирались в Даруль Аркаме на холме Сафа. Узнав об этом, Сухайб (р.а) заинтересовался и решил поговорить с Пророком ﷺ лично. По воле случая, Аммар бин Ясир и Сухайб (р.а) встретились возле дома Даруль Аркам, вместе вошли к Посланнику Аллаха ﷺ и приняли Ислам. Таким образом Сухайб (р.а) стал одним из первых мусульман. Аммар бин Ясир (р.а), Хаббаб бин Арат (р.а), были очень бедными людьми, которых подвергли пыткам после того, как узнали о том, что они приняли Ислам. Эта же участь постигла Сухайба (р.а) и Биляля (р.а), поскольку они не были местными жителями. Несмотря на мучения, они все стойко переносили тяжести судьбы, демонстрируя удивительную духовную стойкость.
Когда сподвижники один за другим переселялись из Мекки в Медину, неверующие поставили охранников рядом с Сухайбом (р.а), чтобы помешать ему. За годы торговли он накопил большое состояние и мекканцы не хотели, чтобы он увез свое богатство с собой в Медину. По воле Аллаха, ему удалось незаметно отправиться в путь вслед за Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям) и за Абу Бакром (р.а). Свои сбережения Сухайб (р.а) закопал в надёжном месте на случай, если его поймают и захотят всё отобрать.
Едва он покинул Мекку, несколько человек отправились в погоню. Когда они догнали его, Сухайб (р.а) слез со своей верблюдицы, вытащил стрелы из колчана и сказал:
– О, курайшиты! Вы знаете, что я — один из лучших стрелков среди вас. Клянусь Аллахом, вы не доберетесь до меня, пока я не выпущу в вас последнюю стрелу из моего колчана, но даже после этого я буду сражаться мечом, пока смогу держать его в руках. И только после этого делайте то, что вам угодно.
Они ответили ему:
– Ты когда-то приехал к нам нищим, у которого ничего не было, а сейчас покидаешь нас уже с имуществом, а этого мы не допустим. Но если ты отдашь нам свои богатства, то мы освободим твой путь.
Он сказал: «Хорошо», – и подробно объяснил, как найти место, где он спрятал все свои накопления. Курайшиты поверили его словам и решили вернуться. Это показывает то, что Сухайб (р.а) славился своей честностью – если он о чем-то говорит, то точно не обманет.
Сухайб (р.а) неустанно двигался в сторону Медины, убегая со своей верой к Аллаху и не жалея о своем утраченном имуществе, на приобретение которого он отдал лучшие годы своей жизни. Каждый раз, когда он уставал, его побуждала тоска по Пророку ﷺ и к нему приходила энергия, чтобы продолжить путь.
Когда он достиг Кубы, его увидел Пророк ﷺ и, направляясь к нему, радостно сказал:
رَبِحَ الْبَيْعُ أَبَا يَحْيَى ، رَبِحَ الْبَيْعُ
«Прибыльной была торговля, о, Абу Яхья… Прибыльной была торговля».
Он повторил это трижды, и радость озарила лицо Сухайба (р.а). Он сказал:
«Клянусь Аллахом, о, Посланник Аллаха! Никто не мог опередить меня на пути к тебе, и никто не мог оповестить тебя кроме Джабраила (а.с)…».
Действительно, прибыльной была торговля. И это стало сабаби нузулем 207 аята суры аль-Бакара. Этот аят был ниспослан в отношении Сухайба (р.а). Всевышний Аллах сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاةِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ
«Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам».
Сухайб ар-Руми (р.а) был из числа Асхабу Суффа, он уделял много внимания получению знаний, от него были переданы хадисы.
В сахих Муслиме и в Сунни Тирмизий приведено, со слов Сухайба ар-Руми, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа».
В одной из версий сообщается, что после этого он прочёл аят:
لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ
«Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Юнус», аят 26).
Также от Сухайба ибн Синан да будет доволен им Аллах, приводится:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
Сухайб (р.а) принимал участие во всех сражениях, в которых участвовал посланник Аллаха ﷺ. Он отличался особой меткостью во время стрельбы из лука. После того как Пророк ﷺ покинул это мир, он всеми силами помогал Абу Бакру (р.а) а затем Умару (р.а).
Когда Умар (р.а) лежал при смерти, он сказал: «Пусть намазы проводит Сухайб (р.а)». И пока шесть человек, выбранные Умаром (р.а), выбирали нового Правителя, в течение трёх дней после того, как Умар (р.а) покинул этот мир, Сухайб (р.а) проводил намазы и был имамом для всех мусульман.
Он покинул этот мир в Медине, в 658 году, в возрасте примерно 70-ти лет, во время правления Усмана (р.а). Пусть Аллах будет доволен им и соберет всех нас вместе в Джаннатуль Фирдаусе в Судный День.
Источники:
ар-Рижал хавля Расуль стр 94-98.
«Хильятуль авлия»