Духовное Управление Мусульман Дальнего Востока

ШАПКА

Сияющие звёзды Бадра: сосчитанные и несосчитанные

Величайшая битва исламской истории, Бадр, навсегда запечатлелась в памяти Уммы не только исходом, но и составом своего героического отряда. Какова же была численность той горстки верующих, которой Всевышний даровал победу над превосходящим врагом? Этот вопрос открывает перед нами увлекательную панораму исторических свидетельств и богословских дискуссий, требующих филологической точности и исторического осмысления.

Как передает имам аль-Бухари (№ 3956) со слов благородного сподвижника Аль-Бара ибн Азиба (да будет доволен им Аллах) сами участники Бадра указывали на удивительную параллель: их было столько же, сколько воинов Талута (Саула), перешедших с ним реку – «триста с лишним». Аль-Бара подчеркивает сакральность этого совпадения: «Клянусь Аллахом, дальше реки с ним дошли только настоящие верующие!» Среди авторитетнейших военных историков, биографов Пророка (ﷺ) и хадисоведов (имамы Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани, аль-Байхаки) наиболее распространенным и прочно укоренившимся является мнение, что мусульманское войско насчитывало ровно 313 человек. Имам аль-Байхаки, известный тщательностью своих иснадов (цепей передатчиков), приводит другую достоверную версию, указывающую на 315 участников. Комментатор хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) в своем труде «Фатх аль-Бари» (7/292) предлагает изящное разрешение кажущегося противоречия. Он предполагает, что число 313 могло не включать самого Пророка Мухаммада (ﷺ) и, возможно, одного мужчину, присоединившегося в последний момент, что делает версию в 315 человек логичным дополнением.

Основатель сиры (биографии Пророка) Мухаммад ибн Исхак приводит более детализированный подсчет: 83 мухаджира (переселенца из Мекки), 61 аусит (представитель племени Аус из Медины) и 170 хазраджитов (представители племени Хазрадж из Медины), итого 314 человек (Ибн Хишам, «Сира», 2/425). Ибн Исхак уточняет принципиально важный момент: в это число он включает не только непосредственных бойцов, сражавшихся на поле, но и тех, кто был включён в долю (ушр) при распределении трофеев и райской награды, хотя физически не присутствовал на месте битвы по уважительным причинам.

Те ученые, которые придерживаются мнения о 319 участниках, добавляют к основному числу юных сподвижников, которые присутствовали при Бадре, но из-за малолетства им не было позволено вступать в бой. Среди этих отважных юношей источники единодушно называют Аль-Бара ибн Азиба (тот самый передатчик первого хадиса), Абдуллаха ибн Умара (сын халифа Умара) и Анаса ибн Малика (да будет доволен ими Аллах). О последнем передается его гордый ответ на вопрос об участии в Бадре: «А разве я мог пропустить сражение при Бадре?»(Ибн Хаджар, «Аль-Фатх», 7/292).

Имам ат-Табарани приводит версию, согласно которой непосредственно на месте сражения присутствовало 305 или 306 человек. К упомянутым трем юношам (Аль-Бара, Ибн Умар, Анас) в этой версии иногда добавляют Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Я подносил воду моим друзьям в день битвы при Бадре» (Приведено у Абу Дауда с достоверным иснадом; Ибн Хаджар, «Аль-Фатх», 7/292). Его роль как водоноса подчеркивает присутствие, но не прямое участие в бою. Крупнейший биограф Мухаммад ибн Са’д в своем фундаментальном труде «Ат-Табакат аль-Кубра» (3/418) также склоняется к цифре 305 воинов, физически находившихся на поле боя в Бадре. Он оговаривает, что, возможно, не включил самого Посланника Аллаха (ﷺ). Главное же его уточнение касается восьми человек, причисляемых к участникам Бадра (они получали долю), но которые фактически отсутствовали на поле битвы по веским причинам. К ним относятся:
Усман ибн Аффан (остался ухаживать за тяжелобольной женой Рукайей, дочерью Пророка (ﷺ));
Тальха ибн Убайдуллах и Саид ибн Зейд (были отправлены в разведку за курайшитами; все трое – мухаджиры);

Абу Любаба Башир ибн Абдульмунзир (возвращен в Медину как наместник);
Асым ибн Адий (оставлен ответственным за жителей аль-Алия);
аль-Харис ибн Хатыб (назначен старшим в роду Бану Амр ибн Ауф);
аль-Харис ибн ас-Сымма (вернулся из-за травмы);
Хавват ибн Джубейр (да будет доволен ими Аллах).
Источники упоминают также Са’да ибн Малика ас-Са’иди (отца Сахля ибн Са’да), скончавшегося по пути, и Са’да ибн Убаду, относительно физического присутствия которого при Бадре существуют разногласия.

Несмотря на расхождения в точных цифрах, общая картина соотношения сил внутри мусульманского войска не вызывает сомнений: ансаров (мединских помощников) было значительно больше, чем мухаджиров, причем среди ансаров хазраджитов было больше, чем ауситов. Это подтверждает и хадис из «Сахиха» аль-Бухари (№ 3956): «…В битве при Бадре мухаджиров было свыше 60, а ансаров свыше 240».

В другом месте «Сахиха» (№ 4026) аль-Бухари передает, что численность мухаджиров (курайшитов), которые сражались при Бадре и получили долю от трофеев, достигала 81 мужчины. Это создает видимое противоречие с предыдущим хадисом («свыше 60») и подсчетами Ибн Исхака (83 мухаджира). Имам Ибн Хаджар («Аль-Фатх», 7/326) предлагает пути согласования: хадис о «свыше 60» говорит о воинах, физически присутствовавших в сражении, а хадис о 81 мухаджире включает всех, кто имел право на долю – и присутствовавших физически, и отсутствовавших по уважительной причине, но включенных в список участников (как Усман, Тальха, Саид), или же в первом случае учтены только свободные мухаджиры, а во втором – еще и их вольноотпущенники (мавали). Разброс в оценках историков подтверждает сложность подсчета: Ибн Исхак насчитал 83 мухаджира, Ибн Хишам добавил троих (итого 86), аль-Вакиди – 85, а имам Ахмад – 77. Подводя черту, Ибн Са’д констатирует: «Стало быть, все присутствовавшие в Бадре из числа первых переселенцев-курайшитов, их союзники и вольноотпущенники, по подсчету Мухаммада ибн Исхака, достигают 83 мужчин, а по оценке Мухаммада ибн Умара (аль-Вакиди) 85 мужчин» («Ат-Табакат», 3/418).

Таким образом, вопрос численности войска при Бадре оказывается тонким сплетением различных методологий подсчета: Включать ли Пророка (ﷺ)? Учитывать ли только бойцов или всех, кому предназначалась доля? Причислять ли юношей, не участвовавших в бою? Как классифицировать отсутствовавших по уважительной причине, но включенных в списки участников? Различать ли свободных и вольноотпущенников? Число 313 — или близкие к нему 314, 315 — остается стержнем, вокруг которого выстраиваются все остальные версии. Расхождения же в 10-15 человек – это отражение разных, но имеющих право на существование подходов к определению статуса «участника Бадра», опирающихся на достоверные цепочки передач и мнения великих имамов. Малочисленность войска верующих, будь то 305, 313 или 319 человек, лишь подчеркивает величие чуда Бадра и безграничность помощи Всевышнего своим истинным рабам. В следующих циклах, с дозволения Аллаха, мы погрузимся в биографии и подвиги героических участников этого величайшего события.

Прокрутить вверх