Духовное Управление Мусульман Дальнего Востока

ШАПКА

Раби аль-авваль: месяц милости для миров

Дорогие братья и сестры!
С наступлением благословенного месяца Раби аль-авваль (24 августа 2025 г), третьего по счету в лунном календаре мусульман, сердца верующих наполняются особой радостью и светлой благодарностью. Ибо именно в этот месяц явился миру величайший дар Всевышнего – родился наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ, Печать пророков и Милость для всех народов.

Его приход ознаменовал собой новую эпоху в истории человечества. Он принёс обновление древней веры в Единого Бога, веры чистой и ясной, где каждый человек обращается к своему Создателю напрямую, без нужды в земных посредниках. К моменту его рождения прежние религии Откровения переживали упадок: иудаизм замкнулся в рамках национальной исключительности, а христианство, утратившее простоту учения Пророка Исы (мир ему), облеклось в сложные догматы и мощную церковную иерархию. Миром правили могущественные империи, где человек был винтиком в огромной государственной машине. И именно с ниспосланием последнего Откровения у людей вновь появилась надежда не только на искренние, прямые отношения с Богом, но и на построение справедливого общества.

Изначально сподвижники и их благочестивые последователи не выделяли этот месяц особыми празднествами, ибо любовь к Пророку и память о нём жили в их сердцах каждый день. Однако с течением веков, дабы оживить в сердцах людей знание о жизни и совершенном нраве Посланника Аллаха ﷺ, мусульманские правители и учёные положили начало благой традиции – проведению мавлидов. В XII веке по милости Аллаха правитель ирбильской земли Музаффаруддин ибн Зейнуддин созвал известных богословов и праведников для первого такого собрания.

С тех пор в этот месяц в мусульманских общинах принято проводить мавлиды: собираться для чтения историй о чудесных знамениях, сопровождавших рождение Пророка, слушать аяты Священного Корана, возвещающие о его высоком достоинстве, и в изобилии возносить салаваты – благословения ему. Крупнейшие умы исламской уммы, такие как имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни и имам ас-Суюты, единодушно одобрили эту практику, назвав её «бид’а хасана» – благим нововведением, ибо оно ведёт к укреплению любви к Пророку и оживлению знаний о нём.

В наши дни, к сожалению, этот светлый обычай порой подвергается необоснованной критике. Важно понимать, что порицание учёных вызывают не сами мавлиды, а те чуждые исламу излишества и нарушения, что иногда их сопровождают: привязка к строгой дате, смешение полов, расточительство или иные запретные деяния. На саму же суть мавлида – как собрания для поминания Пророка – издавны давались ясные дозволяющие фетвы.

В заключение нам хотелось бы напомнить себе и нашим братьям и сёстрам: проявление любви к Пророку Мухаммаду ﷺ не должно ограничиваться лишь участием в праздничных собраниях. Истинная любовь проявляется в следовании его благородному примеру каждый день нашей жизни: в милосердии к творениям, терпении в испытаниях, искренности в поклонении, благонравии в общении и в неустанном стремлении к тому, чтобы наши дела и поступки становились лучше.

Да поможет нам Всевышний Аллах стать достойной общиной, которую желал видеть Его Посланник, и да удостоит нас Его милостью в этом мире и в мире вечном. Аминь.

Прокрутить вверх