Духовное Управление Мусульман Дальнего Востока

ШАПКА
Главная страница » Ценность времени

Ценность времени.

Методы плодотворного использования согласно Священному Корану и Сунне

Темой нашего небольшого диалога является «Ценность времени. Методы плодотворного использования согласно Священному Корану и Сунне нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует».

Прежде, чем начать говорить о ценности, необходимо ответить на один вопрос: что такое время? Этот вопрос, не смотря на свою простоту и краткость, повергал в глубокие раздумья многих ученых и мыслителей.

Мы же не станем вдаваться в глубокие рассуждения о времени, и лишь скажем: Время – это то, с чем мы имеем дело каждый момент каждого дня, и характеризуется как прошлое, настоящее и будущее.

Однако, время – конечная величина. И для каждого отведено индивидуальное количество времени: кому 40, кому 60 лет. И данный срок не отдалить и не приблизить. Для всех он предписан.

У арабов есть такая пословица:

«و ما يهلكنا الا الدهر» – «Ничто не убивает нас, кроме времени».

Время – это творение Всевышнего Творца. Оно безоговорочно подвластно Ему. В одном из хадисов кудси говорится:

«Сын Адама проклинает время. Но время – это же мое творение, дни и ночи подчинены мне».

Из вышеприведенного хадиса становится ясно, что контроль над временем принадлежит Всевышнему Творцу. Возникает один вопрос: как может проявляться контроль Господа над временем?

Может ли 1 час проходить как 2? Или 2 часа проходить словно пару минут? Или же пару сотен лет как часть дня?

Люди пещеры.

Это молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого Бога во время преследований. По воле Аллаха юноши проспали в пещере 309 лет. После они проснулись, и один спросил у другого: «Сколько же мы здесь проспали?» Один сказал: «День» Другой же сказал: «Часть дня». Всевышний Творец сделал так, чтоб эти 309 лет для этих юношей прошли словно день, либо часть дня.

Мирадж Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Пророк, мир ему, прошел путь от Мекки до Кудса (Иерусалим) на Бураке. После он прочитал там намаз. После он вознесся на первое небо, затем на второе…и так до седьмого неба. На каждом из небес он встретился с определенным пророком и провел с ним беседу. Затем наш Пророк, мир ему, увидел Ад, увидел Рай. В раю услышал шаги Биляла р.а., увидел дом Умара р.а. Затем он побеседовал со Всевышним Творцом без какого-либо посредника. После этого, Пророк, мир ему, начал снова спускаться от седьмого неба к шестому. И таким образом, вернувшись домой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обнаружил свою постель теплой.

Такое огромное количество дел было сделано за очень короткий промежуток времени.

Из этих простых примеров становится ясно, что Всевышний, если того пожелает, может сделать время настолько благословенным, что за короткий промежуток времени будут выполнены дела, на которые ушло бы несколько часов, а то и дней.

В Священном Коране есть такой аят:

«И если вы будете благодарны, то я вам преувеличу. Но если же не проявите неблагодарность, то знайте, что мое наказание сурово».

Если мы будем благодарны за наше время, то Всевышний Творец преувеличит нам его. В чем же заключается благодарность, как нужно правильно благодарить?

Высшая благодарность – это использование каждой вещи по назначению.

Например:

Благодарность зрения – смотреть на дозволенное и разрешенное; избегать запретного.

Благодарность слуха – слушать дозволенное, разрешенное и полезное; избегать запретного, вредного и бесполезного.

Благодарность времени – использовать свое время на благо, проводить его с пользой; не тратить время впустую, избегать дел, которые приведут к бессмысленному времяпровождению.

Для наглядности, приведу пример: при просмотре одного кинофильма, сколько вы проводите за ТВ экраном? Как минимум полтора часа, а то и больше. Но если спросить самого человека, сколько времени прошло, он скажет, что прошло от силы пару минут.

Теперь представьте человека, который проводит его за чтением Священного Корана в мечети. Сможет ли он час провести за чтением Корана? Ведь этот небольшой промежуток времени будет проходить для него словно целая вечность.

Очень важно тратить свое время на те дела, которыми будет доволен Всевышний. И только в таких делах будет чувствоваться баракат, только в таких делах будет ощущаться благодать и благословение Всевышнего Аллаха.

Однако мы, живя в 21 веке, полностью погружены в каждодневную рутину. И порой бывает сложно вырваться, сложно остановиться на минутку, оглянуться по сторонам, осознать, куда ты идешь. Ежедневные заботы забирают все наше свободное время настолько, что мы начинаем забывать мир вечный и становимся беспечными относительно него.

Имам аль-Газали, великий исламский ученый богослов, в своей книге «Возрождение наук о религии» дает несколько простых, но очень практичных советов относительно времени, относительно того, как суметь, живя в этом бренном мире заслужить вечное блаженство.

Вот несколько его советов:

Сон. Человек в среднем в сутки спит 8 часов. Если посчитать, что он проживет 60 лет, то в общей сумме он проспит 20 лет своей жизни. Если же он сократит свой сон на 2 часа, расходуя на сон 6 часов в сутки, тогда он проспит всего 15 лет. 5 чистых лет он приобретет, сократив свой сон. Если же на 1 час – то 2,5 года придут из ниоткуда. Что будет, если, встав пораньше он на протяжении всей своей жизни по утрам будет заниматься полезным делом: читать книгу, заниматься спортом, посвящать себя поминанию Всевышнего. За всю жизнь это будет 2.5, либо же 5 безостановочных лет.

Размышление. Сесть и закрыть глаза, поразмыслив над своей жизнью: кто я, куда иду, что делаю и куда приду с такими шагами. Необходимо понять, что откладывать дела на завтра бессмысленно. Ведь каждое сегодня – это вчерашнее завтра.

Распорядок. Сделать расписание и распорядок дня, благодаря которому каждая минута каждого дня будет проходить с пользой.

Зикр. Многие оправдываются тем, что у них не хватает времени, что они очень заняты и полностью погружены в работу. По этой причине они не могут достаточного времени уделять поминанию Всевышнего Творца.

Есть практика сподвижников: они, когда шли по дороге, когда поднимались либо спускались, когда были в пути, когда работали или просто отдыхали – другими словами, когда тело было занято, но ум, язык и сердце были свободными, они делали зикр и поминали Всевышнего Творца.

Да поможет Всевышний все расходовать свое время с пользой и по назначению.

Прокрутить вверх