Духовное Управление Мусульман Дальнего Востока

ШАПКА
Главная страница » АБУ ЗАРР АЛЬ-ГИФАРИЙ (Р.А)

АБУ ЗАРР АЛЬ-ГИФАРИЙ (Р.А)

Абу Зарр (р.а), получивший при рождении имя Джундуб ибн Джанада (р.а), родился и вырос вместе со своим родным братом Анисом (р.а) в племени Гифар, недалеко от Мекки.

Племя Гифар располагалось на местности, по которой проходил торговый путь через Шам, Мекку и Йемен, поэтому жители племени жили за счет дани, которую взымали с проходящих караванов. Если те отказывались платить, жители могли напасть на них и силой забрать имущество. Племя Гифар, подобно жителям Хиджаза и других племен, поклонялось безмолвным идолам, которые не могли направить на верный жизненный путь и указать на ошибки. Каменные изваяния сами нуждались в защите и опеке их поклонников.

Абу Зарр (р.а) был человеком чистой души, искренним, умным и отважным. Еще до явления пророчества в этот мир он много думал о Создателе, отказался от язычества и больше склонялся к единобожию, был ханифом.  Так как не все люди в Мекке и в других районах Арабского полуострова были идолопоклонниками, среди арабов были и те, кто старались сохранить веру своего праотца Ибрахима (а.с) в Единого Бога (Аллаха). В переводе с арабского, имя отца Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) «Абдуллах», означает «раб Аллаха». Но идолопоклонники и язычники на ряду с Аллахом полонялись другим маленьким богам-истуканам, которых сделали сами.

История принятия Ислама Абу Зарром (р.а) приводится в книге сахих аль Бухарий.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я родом из (племени)  Гифар, (и в своё время) до нас дошли известия о появлении в Мекке человека, называющего себя пророком. (Услышав об этом,) я сказал своему брату Анису: «Отправляйся к этому человеку, поговори с ним и принеси мне известия о нём», и он отправился в Мекку, встретился с ним, а потом вернулся. Я спросил: «Какие известия ты принёс?» Он сказал: «Я увидел человека, который велит делать благое и запрещает совершать дурное». Я сказал: «Этих известий мне недостаточно!» – после чего взял бурдюк с водой и посох и сам отправился в Мекку, а надо сказать, что я не знал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не хотел никого спрашивать о нём. И я пил воду Замзама, оставаясь в Запретной мечети, а через некоторое время мимо меня прошёл Али (р.а), который сказал: «Похоже на то, что ты чужестранец». Я сказал: «Да». Он сказал: «Тогда пошли ко мне домой», после чего я пошёл вместе с ним, и он ни о чём меня не спрашивал, а сам я ничего ему не говорил. Наутро я пошёл в мечеть, чтобы поспрашивать людей о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, однако никто ничего не сказал мне о нём. Потом мимо меня снова прошёл Али (р.а), который спросил: «Разве ты ещё не знаешь, где тебе можно остановиться?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Пошли со мной». Потом он спросил: «Чего ты хочешь? И что привело тебя в этот город?» Я сказал ему: «Если ты не выдашь меня, я расскажу тебе об этом». Он сказал: «Хорошо». Тогда я сказал ему: «Мы узнали о том, что здесь появился человек, утверждающий, что он является пророком, и тогда я послал (сюда) своего брата, чтобы он поговорил с ним. А потом он вернулся, но того, что он рассказал, оказалось для меня недостаточно, и я захотел встретиться с ним сам».  Али (р.а) сказал: «Поистине, ты поступил правильно! Сейчас я пойду к нему, а ты следуй за мной и входи туда, куда войду я. Если же я увижу кого-нибудь из тех, кто может причинить тебе неприятности, я подойду к стене, будто бы поправляя свои сандалии, а ты проходи дальше». И он пошёл, а я последовал за ним; потом он вошёл (в какой-то дом), и я тоже вошёл вместе с ним к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал: «Расскажи мне об исламе». После того как он сделал это, я сразу же принял ислам, а он сказал мне: «О Абу Зарр, никому не говори об этом, возвращайся в свой город и приходи (снова), когда услышишь о нашей победе». На это я сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я буду говорить об этом среди них открыто!»

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«А потом Абу Зарр (р.а) явился к Каабе, где находилось  курайшиты, и сказал: «О курайшиты, поистине, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник!»

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Услышав мои слова, они закричали: «Займитесь этим вероотступником!» — после чего курайшиты набросились на меня, и я был избит до полусмерти. Видевший всё это Аббас прикрыл меня собственным телом, а потом повернулся к ним и воскликнул: «Горе вам, неужто хотите вы убить человека из племени гифар, (забыв о том, что) через (земли) гифар идёт ваша торговля?!» Тогда они оставили меня в покое, а на следующее утро я вернулся (к Каабе) и сказал то же, что говорил и вчера. Они (снова) закричали: «Займитесь этим вероотступником!» — и сделали со мной то же самое, что и вчера, а Аббас (р.а) опять прикрыл меня собой и сказал то же, что он говорил и вчера».

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Так принял ислам Абу Зарр, да помилует его Аллах». (Фатхуль Бари шарх Сахих аль Бухарий, Китаб манакибуль Ансар. Раздел принятия Ислама Абу Зарром (р.а). 7 том, стр 210-213).

Самые первые люди, принявшие Ислам – из женщин это жена Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) Хадиджа (р.а). Из мужчин Абу Бакр ас-Сыддыйк (р.а), среди детей Али (р.а), среди рабов был Билял ибн Рабах (р.а). (Нуруль якыйн 37 стр).

По мнению имама Табарий (р.а) Абу Зарр (р.а) был пятым или шестым человеком, принявшим Ислам. Как уже было сказано выше, в этом ему поспособствовал Али (р.а), которому в то время было около десяти лет. Он подошел к незнакомому человеку, смог пригласить его на ночлег к себе домой и организовал встречу с Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям).

После того как Абу Зарр (р.а) в самом сердце Мекки объявил во всеуслышание о принятии Ислама, местные жители были повергнуты в шок, поскольку он был первым чужаком, которого мало кто знал в этом городе и который не имел никакого статуса среди местных горожан, но который осмелился говорить об Исламе и о вере в Аллаха в самом центре, на тот момент, языческой Мекки. Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) также обрадовался, когда узнал, что Абу Зарр (р.а) не из Мекки, а из племени Гифар. После долгих разговоров, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) отправил его обратно в свое племя, чтобы он призывал свой народ к истине.

Абу Зарр (р.а) вернулся обратно к своему народу и начал призыв к вере не только в своем племени, но и в племени «Аслам», которое находилось неподалеку от них. Шли годы, Абу Зарр (р.а) время от времени посещал Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям), слушал его наставления и получал уроки.

Пришло время и Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) переехал из Мекки в Медину, совершив хиджру.

Однажды, большое количество людей приближалось к Медине с такбирами. Увидев это, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) и сахабы пришли в недоумение, а затем узнали Абу Зарра аль-Гифари (р.а), который шёл впереди всех и вёл за собой племена Гифар и Аслам. Увидев Абу Зарра (р.а) Пророк (да благословит Его Аллах и приветсвует) произнес: «اِنَّ اللهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ» (Аллах наставляет на истинный путь того, кого пожелает). Они пришли для того, чтобы присоединиться к Посланнику Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) и к остальным сподвижникам. Их лица настолько сияли от счастья, будто они вошли не в Медину, а прошли через врата Рая. Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) посмотрел на племя Гифар и сказал: «غِفَارٌ غَفَرَ اللهُ بِهَا» (Племя Гифар, пусть Аллах простит всех вас). Посмотрев на племя Аслам, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: «و اسلمُ سَالَمَهَا الله» (Племя Аслам, пусть Аллах сохранит всех вас в здравии). (Из книги Рижаль хавля Расуль, стр 48)

Абу Зарр (р.а) был очень прямолинейным человеком. Все, что было у него внутри, было и снаружи. Он смело говорил правду и никогда не играл словами – это было его особенной чертой. Также он был аскетом. У него не было никакой привязанности к этому миру, и он сильно ругал тех людей, которые относились к мирскому с одержимостью и копили богатства. Его слова были острее любого меча, потому что они исходили из глубины сердца. Он говорил: «Все люди равны перед Аллахом. Все мы как одинаковые зубчики расчёски. Разница между людьми только в богобоязненности. Правитель мусульман должен первым начать голодать, когда наступает голод. И должен последним утолять жажду, когда люди нуждаются в воде».

Во время завоевания Мекки он был знаменосцем своего племени.

Шли годы и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) покинул этот мир, после чего Абу Зарр (р.а) переехал в Сирию и во время правления Абу Бакра (р.а) и Умара (р.а) находился там. У Муавии бин Аби Суфьяна (р.а) был дом в Мекке и большой дом в Сирии, еще до того, как Муавия (р.а) стал халифом. Абу Зарр (р.а) подошел к Муавии (р.а), стоявшему в окружении сподвижников, и спросил: «Когда Коран карим ниспосылался Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) вы были постоянно рядом с ним?» Они ответили: «Да». Абу Зарр (р.а) сказал: «Разве вы не повторяете аяты:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ كَثِيرًا مِّنَ الْأَحْبَارِ وَالرُّهْبَانِ لَيَأْكُلُونَ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

يَوْمَ يُحْمَى عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ هَذَا مَا كَنَزْتُمْ لِأَنفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَا كُنتُمْ تَكْنِزُونَ

«О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!». Сура Тавба, 34-35.

Муавия (р.а) сказал: «Эти аяты были ниспосланы касательно людей писания – ахли китаб». И Абу Зарр (р.а) воскликнул: «Нет! Эти аяты были ниспосланы о них и о нас».

И Абу Зарр (р.а) наставлял всех, кто был рядом с ним чтобы они раздавали и тратили свое богатство на пути Аллаха и не копили его. Муавия (р.а) отвечал ему, что мусульмане должны быть сильными и состоятельными, и должны иметь власть и силу в обществе. Но богатство и деньги должны быть в карманах, а не в сердцах.

Но Абу Зарр (р.а) ходил по дорогам Шама, и говорил: «Обрадуйте тех, кто накапливает богатство, их ждут утюги из огня в День Суда». Муавия (р.а) понимал глубину этих слов, но народу было тяжело понять их смысл, потому что и валий Дамаска Муавия (р.а) жил в достатке и сам владел имуществом. Эти события происходили уже во время правления Усмана (р.а) и Муавия (р.а) написал письмо Усману (р.а) чтобы он отозвал его в Медину, потому что среди людей возникает смута из-за его слов.

Когда Абу Зарр (р.а) вернулся в Медину, они встретились с Усманом (р.а) и долго разговаривали, обсуждая разные вопросы. Усман (р.а) предложил ему землю недалеко от того места, где жил сам, но Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет у меня никакой нужды в ваших мирских благах!» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) попросил разрешения поселится в деревне Рабза недалеко от Медины.

Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) обращаясь к Абу Зарру (р.а) сказал:

«О Абу Зарр, отправиться утром (в мечеть,  в медресе) и выучить один аят из Книги Аллаха лучше для тебя чем совершение 100 ракаатов (дополнительных молитв), а если ты выучишь один раздел науки (одну тему по фикху), будет ли он совершать амаль или нет, это будет лучше для тебя чем совершение 1000 ракаатов (дополнительных молитв).» Ибн Маджа.

قال عليه الصلاة والسلام:

يَا أَبَا ذَرٍّ لَأَنْ تَغْدُوَ فَتَعَلَّمَ آيَةً مِنْ كِتَابِ اللَّهِ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ مِائَةَ رَكْعَةٍ وَلَأَنْ تَغْدُوَ فَتَعَلَّمَ بَاباً مِنْ الْعِلْمِ عُمِلَ بِهِ أَوْ لَمْ يُعْمَلْ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ أَلْفَ رَكْعَةٍ

رواه ابن ماجه وإسناده حسن عن أبي ذر

Абу Зарр (р.а) уделял очень много внимания получению знаний, особенно стараясь запоминать хадисы Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям). Он был мухаддисом – от него был передан 281-н хадис шариф.

Однажды Абу Зарру (да будет доволен им Аллах), который, на тот момент, уже достиг преклонного возраста, повстречался его родной племянник. На старце был очень древний джильбаб. Молодой человек оглядел дядю с ног до головы и удивлённо воскликнул: «О Абу Зарр! Разве у тебя нет другой одежды, кроме этой? Несколько дней тому назад я видел, как ты нёс два новых джильбаба. Ты ни разу не надел их?». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я отдал их тем, кто больше меня нуждался в них». Племянник продолжал недоумевать, на что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да простит тебя Аллах. Разве ты не видишь на мне этот плащ? У меня есть и другие одежды – та, которую я надеваю на пятничный намаз, и та, что на мне, когда я дою свою козу. То, чем мы обладаем в определённый момент жизни, – лучшее для нас, ведь это – дар Всевышнего».

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) говорил об Абу Зарре (р.а): «Не покрывали небеса и не носила земля человека, более правдивого, чем Абу Зарр». (Тирмизи 3801. Ибн Маджа).

В другом хадисе сказано: «Кто хочет посмотреть на скромность Исы, пусть посмотрит на Абу Зарра». (Ибн Са’дж в «ат-Табакат» 4/228).

Абу Зарр аль Гифари (р.а) покинул этот мир в 31-м году хижры, в деревне Рабза. Когда он умирал, рядом с ним безутешно плакала его супруга Самра (р.а). «Успокойся…», – тихо и с улыбкой прошептал великий сподвижник Пророка Абу Зарр (р.а), – «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратившись к нам сказал: «Один из вас умрет в безлюдной пустыне, и попрощаться с ним придет группа мусульман». И все, кто был вместе со мной, в то время, уже покинули этот мир в окружении множества людей. Но вот я умираю в безлюдной пустыне, и я верю, что эти слова Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) были сказаны обо мне. Ты смотри на дорогу, сейчас должна прийти группа мусульман, чтобы проводить меня в последний путь. И поистине я не соврал, и обо мне не была сказана ложь.» И душа Абу Зарра (р.а) покинула его тело. И пришла группа мусульман, которую возглавлял Абдуллах ибн Масуд (р.а). Они получили известие о переходе Абу Зарра (р.а) до того, как им об этом сообщили. Они все вместе похоронили тело Абу Зарра (р.а)».

Пусть Аллах будет им доволен, и удостоит нас его заступничества в Судный День. Амин.

Источники:

  1. Фатхуль Бари шарх Сахих аль Бухарий, Китаб манакибуль Ансар. Раздел принятия Ислама Абу Зарром (р.а). 7 том, стр 210-213
  2. ар-Рижаль хавля Расуль. Стр 44-59.
  3. Нуруль Якыйн, 37 стр.
Прокрутить вверх