Духовное Управление Мусульман Дальнего Востока

ШАПКА
Главная страница » АБДУЛЛАХ ИБН МАСУД (Р.А)

АБДУЛЛАХ ИБН МАСУД (Р.А)

Абдуллах ибн Масуд (р.а) был шестым человеком, принявшим Ислам и последовавшим за Пророком (алейхи саляту ва ссалям). Он уверовал еще до того, как Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) начал собираться со сподвижниками в Даруль Аркаме, поэтому, можно сказать, что он один из самых ранних великих сподвижников.

Абдуллах ибн Масуд (р.а) таким образом объяснял свою первую встречу с Посланником Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям):

— Я был юношей и пас овец, которые принадлежали Укбе бин Аби Муайту и к нам подошел Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) вместе с Абу Бакром (р.а) и они сказали:

— О юноша! Нет ли у тебя молока, может напоишь нас?

Я ответил:

– Этих овец поручили мне чтобы я охранял их, я не могу вас напоить молоком.

После этого Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Есть ли среди них молодая недойная коза?

Я ответил:

— Да.

Тогда Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) подошел к ней обхватил ее и начал гладить рукой вымя, при этом повторяя имя Аллаха. Вдруг, вымя козочки начало набухать, Абу Бакр (р.а) взял камень с выемкой и надоил молока, после чего, мы втроём напились этим молоком. После этого, Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сожмись», и вымя приобрело прежний вид. Я подошёл к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) и сказал: «Научите меня этим словам? Я хочу научится так делать.» Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) ответил: «Ты уже обучен им, юноша!».

На Абдуллаха ибн Масуда (р.а) этот случай оказал большое впечатление. Как молодая козочка может дать такое большое количество молока? Они произнесли имя Аллаха – и появилось молоко.

Абдуллах ибн Масуд (р.а) даже не представлял себе, что увидел маленькое чудо Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям), а в ближайшем будущем он увидит величайшие чудеса, которые покроют весь мир нуром и истиной. Он даже не представлял себе, что одним из этих чудес Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) станет он сам. В то время он был слабым и бедным наемным рабочим, который пас овец Укбы бин Аби Муайта, а в будущем, Абдуллах ибн Масуд (р.а) станет одним из великих курайшитских ученых, который одолеет одного из вождей идолопоклонников.

Однажды, сподвижники Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) собрались вместе за обсуждением: «Клянемся Аллахом, курайшиты никогда еще не слышали громкое чтение Священного Корана, есть ли среди нас кто-нибудь, кто выйдет и прочитает им?» Тогда Абдуллах ибн Масуд (р.а) сказал: «Я выйду». Сподвижники сказали: «Мы боимся за тебя. Мы не хотим, чтобы ты пострадал. Может есть кто-нибудь, у кого много сильных родственников, и за которого они заступятся в случае нападения?» Тогда Абдуллах (р.а) сказал: «Оставьте мне это дело. Аллах защитит меня».

На следующее утро, примерно во время духа, он вышел на видное место, в окружении курайшитов, которые занимались своими делами, и Абдуллах ибн Масуд (р.а) начал громко читать: «Бисмилляхи рахманир рахийм. Ар-Рахмаан. Аллямаль Кур’ан. Халякаль иңсаан. Аллямахуль байаан ….», – и мекканцы начали спрашивать друг друга, что он читает: «Это то, с чем пришел Пророк Мухаммад (салля Аллаху алейхи ва саллям)». Тогда люди удивились поступку и смелости Абдуллаха ибн Масуда (р.а). Знатные курайшиты говорили: «Этот юноша вчера только пас овец и работал пастухом на одного из нас, а сегодня пришел нам читать Коран?». Завязалась потасовка и Абдуллаха ибн Масуда (р.а) очень сильно избили. Он вернулся к сподвижникам покрытый следами от ударов. Его друзья сказали: «Это то, чего мы боялись». Абдуллах ибн Масуд (р.а) сказал: «Ничего страшного не произошло, если пожелает Аллах я завтра тоже продолжу это дело». Сподвижники возразили: «Нет. Тебе достаточно. Они услышали чтение Корана». Зубайр (р.а) провозгласил: «Самый первый кто после Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) громко прочитал людям аяты Корана в Мекке – это Абдуллах ибн Масуд (р.а)».

Абдуллах (р.а) не был богатым и тело его было не таким сильным мощным, и степень среди людей у него была не высокой, но с принятием Ислама и с искренней верой он обрел богатство больше чем у правителей Византии или Персии. Вместо слабости тела религия подарила ему силу воли и храбрость, которая стала примером для всех верующих. До Ислама у него не было уважения среди людей, но следуя за Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям) Аллах наделил его знаниями и уважением среди людей.

Те слова, которые произнес Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) при первой встрече «Иннака гулямун муаалямун» (Поистине ты уже обучен этим словам, о Юноша!) – подтвердились в будущем. И Аллах наделил Абуллаха ибн Масуда (р.а) большими знаниями в области фикха, чтения и заучивания Священного Корана.

Абдуллах ибн Масуд (р.а) говорил: «Я выучил из уст Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) 70 сур, и никто не может поспорить со мною касательно их (чтения и правильного толкования)».

Как уже было выше сказано, Абдуллах ибн Масуд (р.а) проявлял большое усердие в чтении Корана. Он читал множество аятов мекканцам искренне желая, чтобы они уверовали и признали пророчество Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям).

В народе Абдуллаха (р.а) называли Ибн Умм Абд. Это было его вторым именем. Умм Абдуллах – так звали его маму. А отца звали Масуд.

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) наставлял сподвижников учится у него чтению Корана и получению знаний от него. Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кому доставляет удовольствие слушать досточтимый Коран в таком виде, в котором он был ниспослан, пусть слушает как его читает Ибн умм Абд. И старайтесь читать так как он читает». Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) тоже любил слушать его чтение.

Однажды Пророк (алейхи саляту ва салям) позвал Абдуллаха ибн Масуда (р.а) и попросил его: «Почитай мне аяты из Корана». Абдуллах (р.а) удивился: «Как я смогу Вам прочитать? Ведь Коран был ниспослан Вам», – на что Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) ответил: «Я люблю слушать чтение Корана другими». Тогда Абдуллах ибн Масуд (р.а) начал читать суру ан-Ниса и когда он дошел до слов:

«فَكَيْفَ إِذَا جِئْنَا مِن كُلِّ أُمَّةٍ بِشَهِيدٍ وَجِئْنَا بِكَ عَلَى هَؤُلَاءِ شَهِيدًا»

يَوْمَئِذٍ يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَعَصَوُا الرَّسُولَ لَوْ تُسَوَّى بِهِمُ الْأَرْضُ وَلَا يَكْتُمُونَ اللَّهَ حَدِيثًا

«Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих? В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы». (Сура Ниса, 41-42)

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сильно заплакал и показал рукой Абдуллаху ибн Масуду (р.а) что достаточно, достаточно этого, о, Абдуллах!

Он, объясняя о милости Всевышнего, говорил:

«Клянусь Аллахом, нет ничего что было бы ниспослано из Корана, и что бы я не знал по какой причине Аллах ниспослал этот аят или суру. Нет более знающего Книгу Аллаха чем я. Если я узнаю, что кто-либо больше знает и понимает досточтимый Коран чем я, то я непременно отправлюсь к нему. Я не являюсь наилучшим из вас.»

Сподвижники Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) тоже подтверждали его слова и доверяли его знаниям. Умар (р.а) гворил о нем: «Он переполнен фикхом (правильным пониманием шариата)». Абу Муса аль-Ашарий (р.а) говорил: «Не спрашивайте меня ни о чем пока рядом с вами находится такой ученый». Не только Абдуллах ибн Масуд (р.а) опередил остальных в понимании шариата и в чтении Корана, но также был в первых рядах в вопросах скромности и богобоязненности. Хузайфа (р.а) о нем говорил: «Я не видел никого кто был бы более похож на Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) в донесении истины до людей, в уравновешенности и скромности, чем Ибн Масуд (р.а)». Сподвижники понимали, что Абдуллах ибн Масуд (р.а) – один из особенно приближенных к Аллаху сподвижников.

Однажды, сподвижники собрались вместе, подошли к Али (р.а) и сообщили ему: «О, правитель правоверных! Мы не видели человека чья нравственность была бы выше, а характер, во время обучения, мягче, и кто был бы лучше в проведении межлисов, и не видели мы более богобоязненного человека, чем Абдуллах ибн Масуд (р.а)….». Али (р.а) спросил: «Я буду вашим свидетелем перед Аллахом, говорите ли вы эти слова от чистого сердца?», – они подтвердили: «Да». Тогда Али (р.а) сказал: «О Аллах, будь свидетелем того, что я говорю о нем то же самое или даже больше! Поистине Абдуллах ибн Масуд (р.а) читает Коран и признает дозволенное дозволенным, а запретное запретным. Он настоящий факих, знаток религии и алим в вопросах сунны».

На самом деле, Абдуллах ибн Масуд (р.а) начиная с первых дней пророчества и до перехода Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) в ахират не отлучался от него. Больше всех сподвижников заходил к нему домой, больше остальных сидел перед ним, слушая наставления и уроки. Он знал те вещи, о которых не знали другие сподвижники, поэтому его часто называли «сахибу сир» хранитель тайн Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) тоже сильно любил его, его богобоязненность и осторожность в делах религии. Он разрешал Абдуллаху (р.а) приходить к нему в любое время суток, с любым вопросом. После ухода Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) в ахират, когда Абдуллах (р.а) начинал рассказывать хадисы, он дрожал и сильно волновался от того, что он может что-либо забыть или пропустить хотя бы букву из слов Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям). Он начинал хадис со словами: «Каля расулуюллах салля Аллаху алейхи ва саллям ….»,  а когда он заканчивал хадис, то говорил: «Нахва за» ав «шибха за» (т.е. «возможно, я не совсем точно, буква к букве сказал хадис, но слова Пророка были такими» или «мои слова были похожими на его»). Он и другие сподвижники во время передачи хадисов очень боялись добавить что-то от себя к словам Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям). Как при жизни, так и после перехода в ахират, все сподвижники показывали большой хурмат по отношению к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) и ко всему что с ним связано.

Абдуллах ибн Масуд (р.а) никогда не разлучался с Пророком. Был рядом с ним во время путешествий и дома. Он присутствовал во время всех событиях, которые с ним происходили и принимал участие во всех сражениях.

Во время битвы при Бадре, Абу Джахиль был сильно ранен и лежал на поле битвы. Абдуллах ибн Масуд (р.а) с мечом в руках осматривал раненных и вдруг он увидел Абу Джахля. Абу Джахиль лежал при смерти, когда к нему подошел Абдуллах ибн Масуд (р.а) он спросил его:

— О Абдуллах! Кто победил?

Ибн Масуд (р.а) ответил:

— Мусульмане одержали победу по воле Аллаха.

Абу Джахиль понял, что он сейчас умрет или его возьмут в плен. Тогда он сказал:

— Передай Мухаммаду (салля Аллаху алейхи ва саллям) что я среди всех людей больше всего ненавижу его.

После этого Абдуллах ибн Масуд (р.а) помог Абу Джахлю проститься с душой. И подойдя к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) рассказал эту историю и передал последние слова Абу Джахля. Тогда Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: «У моего фараона сердце было жестче чем сердце фараона Мусы (а.с). Ведь он, оказавшись на дне красного моря, и осознав, что сейчас умрет, произнес слова веры. А мой фараон даже осознав, что он побежден и умирает, всё равно не уверовал. (из книги Нузхатуль мажалис).

Халифы Ислама и сподвижники понимали величие Абдуллаха ибн Масуда (р.а). Умар (р.а) назначил его ответственным за байтуль мал города Куфы. Отправляя его в Куфу, Умар (р.а) наставлял: «Поистине, клянусь Аллахом, нет божества кроме Него, я не хочу расставаться с Абдуллахом (р.а) и мне очень трудно это сделать. Берите у него знания и учитесь». Жители Куфы полюбили Абдуллаха ибн Масуда (р.а) такой любовью, как еще не любили никого прежде, и то, что Абдуллах (р.а) получил любовь всех жителей похоже на чудо, ведь жители Куфы не отличались терпением и любили восстания и революции. Также мы знаем, что в Куфе в 80-м году по Хижре родился великий имам нашей уммы Абу Ханифа (р.а). Он основал свой мазхаб, опираясь на мнение Абдуллаха ибн Масуда (р.а) и Али (р.а) которые жили в Куфе. 

Хафиз аз-Захаби аш-Шафи’и (673-748 г.х), сказал:

فــأفــقــه أهل الــكوفــة عــلــي وابــن مــســعــود ، وأفــقــه أصــحــابــهمــا عــلــقــمــة ، وأفــقــه أصــحــابــه إبــراهيم ، وأفــقــه أصــحــاب إبــراهيم حــمــاد ، وأفــقــه أصــحــاب حــمــاد أبــو حــنــيفــة ، وأفــقــه أصــحــابــه أبــو يوســف ، وانــتــشــر أصــحــاب أبــي يوســف فــي الــآفــاق ، وأفــقــههم مــحــمــد ، وأفــقــه أصــحــاب مــحــمــد أبــو عــبــد الــلــه الــشــافــعــي ، -رحــمــهم الــلــه تــعــالــى

«Самые знающие из людей Куфы это Али и ибн Мас’уд, самый знающий из их последователей Алькама, самый знающий из его последователей Ибрахим ан-Наха’и, самый знающий из его последователей Хаммад, самый знающий из его последователей Абу Ханифа, самый знающий из его последователей Абу Юсуф. Его же последователи распространились по всему миру, и самый знающий из них это Мухаммад ибн аль-Хасан, а самый знающий из его последователей Абу Абдуллах аш-Шафи’и, да смилуется над ними Аллах». (аз-Захаби, «Сияру а’лям ан нубаля», 5/236).

Когда халифом стал Усман ибн Аффан (р.а), он позвал Абдуллаха ибн Масуда (р.а) в Медину. Жители Куфы сказали: «Останься с нами. Мы не позволим никакой проблеме коснуться тебя». Но Ибн Масуд (р.а) произнес слова, в которых выражалась его искренность и богобоязненность: «Я должен слушаться правителя. Итаат обязателен. В скором времени будут смуты, и я не хочу стать тем, кто откроет двери этих смут».

Из слов Абдуллаха ибн Масуда (р.а):

«Самое большое богатство – это богатство души. Наилучшая провизия – это богобоязненность. Наихудшая слепота – это слепота сердца. Самая наибольшая ошибка – ложь, самое плохой заработок – ростовщичество, кто простит другим того простит Аллах».

Абдуллах ибн Масуд (р.а) был невысокого роста и худощавым, а ноги его были тонкими. Однажды он поднялся на верхушку дерева чтобы что-то собрать. И когда он залезал на дерево, были видны его тонкие ноги. Увидев их, сподвижники заулыбались. Тогда Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вы смеетесь над голенями Абдуллаха, а на весах Всевышнего Аллаха в Судный День, они будут тяжелее чем гора Ухуд».

Хафиз ибн Асакир сообщил, что, когда Абдулла ибн Мас’уд (радыйа Аллаху анху) был смертельно болен, к нему пришел Усман ибн Аффан (радыйа Аллаху анху) и спросил: «На что ты жалуешься?». Абдулла ибн Масуд (р.а) ответил: «На свои грехи».
«А чего ты хочешь?», — спросил Усман (р.а). «Милости моего Господа», — ответил Абдулла ибн Масуд (р.а). Усман (р.а) сказал: «Я велю вызвать для тебя врача».
Ибн Масуд (р.а) ответил: «Врач вызвал мою болезнь». Усман (р.а) сказал: «Тогда я прикажу сделать для тебя дарование (денежное вознаграждение)?». «Мне этого не нужно», — сказал Абдулла ибн Масуд (р.а). Усман (р.а) сказал: «Так пусть это останется твоим дочерям после тебя». «Ты боишься, что мои дочери будут бедствовать?» — спросил Абдулла (р.а): «Я велел своим дочерям читать каждую ночь суру «Неизбежное (аль-Ваки’а)»
Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ قَرَأَ سُورَةَ الْوَاقِعَة
فِي كُلِّ لَيْلَةٍ لَمْ تُصِبْهُ فَاقَة

«Кто будет читать суру аль-Ваки’а каждую ночь, того никогда не постигнет бедность»

Ибн Асакир (р.а) приводит от Абдуллаха ибн Аббаса (р.а), что Посланник Аллаха (салля Аллаһу алейһи ва саллям) сказал:

سورة الواقعة سورة الغنى
فاقرءوها وعلموها أولادكم‏
‏فتح القدير‏ ‏ ‏(‏5/146‏)‏‏

«Сура аль Вакиа — сура богатства! Читайте ее и обучайте своих детей».
Фатхуль Кадир, 5 том 146 стр.

Пусть Аллах будет доволен Абдуллахом ибн Масудом (р.а).

И соберет нас всех вместе в джаннатуль Фирдаусе в Раю. Амин.

Из книги: «ар-Рижаль хавля Расуль», 128 -135 стр.

Прокрутить вверх