Мус’аб бин Умайр (р.а) был очень красивым и умным юношей из племени Курайш.
Историки и передатчики хадисов говорили о Мус’абе (р.а), что он использовал самые ароматные духи в Мекке. По аромату его духов люди понимали, что недавно здесь прошел Мус’аб (р.а). Он был из богатой семьи. Его красота и очаровательность привлекала многих мекканских красавиц. Его родители и он сам всегда носили очень дорогую изысканную одежду. Он был одним из тех первых молодых ребят, мышление которых сформировал Ислам, и Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сам лично принимал участие в их воспитании.

Принятие Ислама.

После того как Ислам начал распространяться среди жителей Мекки, и количество мусульман возрастало, возникла необходимость собираться для духовных бесед. Сподвижник по имени Аркам (р.а) предложил для этого свой дом, который был расположен к востоку от холма Сафа, и мусульмане назвали это место Даруль Аркам. Это стало самой первой религиозной школой, в которой собирался Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) вместе со своими сподвижниками.
С каждым днем слухи о Пророке (салля Аллаху алейхи ва саллям) и о первых мусульманах распространялись все сильнее и сильнее. Говорили о Абу Бакре (р.а) о Биляле (р.а), о Сумайе (р.анха) и о других людях. Мус’аб бин Умайр (р.а) хоть и был молодым, но внимательно слушал, и однажды, решил пойти в Даруль Аркам и поговорить наедине с Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям). Мус’аб (р.а) слушал чтение Корана и пересказы толкований аятов. Недолго думая, без тени сомнения, он уверовал и принял Ислам. В это время ему было примерно 17 лет. Это произошло в течение первых трех лет скрытого призыва.

Мама Мус’аба (р.а).

Маму Мус’аба (р.а) звали Хунас бинт Малик. Она была умной женщиной, которая восптывала своего сына в строгой дисциплине. Мус’аб (р.а) сильно боялся своей мамы, поэтому, после принятия Ислама старался, чтобы его мать об этом не узнала. Мус’аб (р.а) часто посещал Даруль Аркам, и, во время одного такого посещения, его увидел родственник – Усман бин Тальха, а после того, как он увидел там Мус’аба (р.а) во второй раз – сообщил его матери. Секрет о принятии Ислама было очень сложно утаить в Мекке. После того как мама и родственники узнали о принятии Ислама – его заключили под домашний арест и поставили охранников рядом с его комнатой.  Семья старалась всячески его отговорить и противостоять этому.  Однажды, когда охрана отдыхала, он смог совершить побег, и после этого родители перестали его обеспечивать, поэтому Мус’аб (р.а) зажил в бедности. Несмотря на это, он прошел через все трудности, уготованные судьбой, хотя, быть нищим, после богатой жизни, было тяжело.

 

Переселение в Эфиопию.

На пятый год пророчества, в 615 году по солнечному летоисчислению, группа из 15-ти человек, во главе со сподвижником Усман бин Маз’ун (р.а), отправилась из Мекки в Эфиопию, где их очень дружелюбно приняли. Пробыв там около трёх месяцев, группа услышала ложные новости о том, что знатные мекканцы приняли Ислам, и теперь его можно исповедовать свободно. Группа приняла решение вернуться в Мекку. Вернувшись, они узнали, что это была ложь. Часть группы вернулась обратно в Эфиопию, а часть осталась. Те, которые остались, начали подверглись пыткам со стороны язычников. После этого, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) отправил еще одну группу мусульман в Эфиопию, в количестве 100 человек.

Среди первой группы мусульман, совершивших переселение, был и Мус’аб (р.а), но, после возвращения Мекку, он не покинул её вновь. Когда его родственники узнали об этом, они смирились с тем, что он мусульманин.

Первая присяга Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) в Акабе.

Проходили годы, количество верующих возрастало. Ислам принимали не только жители Мекки, но и живущие в других городах люди, которые приходили для совершения паломничества, или по торговым делам.

Таким образом, в 12-м году пророчества из лучезарной Медины (в то время она еще называлась Ясрибом) в Мекку прибыли 12 человек и тайно присягнули Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям) в верности, в местности Акаба. Это были первые уверовавшие люди из племен Аус и Хазрадж. Они попросили у Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) одного человека, который будет им объяснять религию в Медине. Для этой миссии Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) выбрал именно Мусаба бин Умайра (р.а), поскольку он был дипломатичным, умел грамотно выражать свои мысли и поддерживать диалог с людьми. Вместе с этой группой мусульман Мусаб (р.а) отправился в Медину. Таким образом, он стал первым послом Ислама, который отправился за пределы Мекки.

Мус’аб (р.а) в Медине.

Прибыв в Медину, Мус’аб (р.а) поселился в доме одного из ансаров, давшего присягу в первой Акабе. Его звали Асад бин Зурара (р.а). Он всячески помогал и поддерживал Мус’аба (р.а). Вместе они ходили по улицам Медины и знакомились с людьми. Однажды, Мус’аб (р.а) сел и начал читать Коран Карим. Вокруг него собрались люди и слушали. Когда об этом узнал Усайд ибн Худайр (предводитель одного из Мединских племен) он очень сильно разозлился и рассерженно подошел к собравшимся людям. На всех людей он нагонял страх, но Мус’аб (р.а) был спокоен.  Асад бин Зурара (р.а) предварительно сообщил ему кто это идет в их сторону, чтобы Мус’аб (р.а) был очень осторожен и внимателен. Усайд бин Худайр подошел к ним со словами:

«Какую смуту вы сеете среди жителей Медины? Собрали вокруг себя слабых людей и хотите, чтобы они последовали за вами?».

Мус’аб (р.а) не растерялся, и ответил:

«О предводитель! Вы очень мудрый человек. Прежде чем нас прогонять, садитесь пожалуйста и послушайте. Если вам понравится, то примите, если нет, то мы разойдемся».

Это деликатное предложение сработало и Усайд бин Худайр сел и начал слушать.

Мус’аб (р.а) своим красивым голосом начал читать аяты из Корана, рассказывать об Исламе и о Пророке (салля Аллаху алейхи ва саллям). Худайру (р.а) очень понравилось и он говорил:

«Как же все это прекрасно!»

После долгих объяснений, Усайд бин Худайр произнес слова свидетельства: «Ашхаду алляя иляяха илля Аллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расуулух». Он был счастлив и сиял от счастья. Вслед за ним пришел и Саад бин Муаз, предводитель другого племени, внимательно все послушал, и тоже принял Ислам. Ясриб содрогнулся после произнесения слов Свидетельства двумя вождями племен и слухи об этом быстро распространились по Медине. Когда люди узнали об этом, то также начали подходить к Мус’абу (р.а), чтобы принять Ислам. И таким образом, вся Медина была записана в книгу благих деяний Мусаба (р.а).

Вторая присяга при Акабе.

Спустя год, в 13-м году пророчества, для совершения паломничества из Медины в Мекку прибыли 75 человек во главе с Мус’абом (р.а). Они спрятались от мекканских язычников, и в том же месте, что и в прошлом году, дали присягу в верности Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям), после чего, все вместе вернулись обратно в Медину.

Битва при Ухуде.

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) переселился из Мекки в Медину, где ансары с большой радостью встретили Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям). В первом году хижры они построили мечеть. Во втором году переселения состоялась битва при Бадре, в которой принял участие и Мус’аб (р.а). В третьем году хижры произошла битва при Ухуде на которой Мус’аб (р.а) нес знамя мусульман. Во время сражения враги приблизились к флагу, и человек по имени Ибни Кумайя отрубил правою руку Мус’аба (р.а), после чего сказал:

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ

«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники.»

Тогда Мус’аб (р.а) взял знамя в левою руку, и ее тоже отрубили. Когда знамя упало, Мус’аб (р.а) поднял знамя искалеченными руками и держал его, пока в него не кинули копье и он не стал шахидом. Мус’аб бин Умайр (р.а) пал смертью храбрых на поле сражения.  Те слова, которые он повторял, когда держал знамя мусульман своим отрубленными руками впоследствии были ниспосланы в откровении. Это начало 144 аята суры Али Имран.

Саван Мус’аба (р.а).

После сражения, верующие на поле битвы искали тех, кто пал шахидом. Среди них были Хамза (р.а), Абдуллах ибн Джубайр (р.а) Абдуллах ибн Джахш (р.а) и около 70-ти других сподвижников.

На теле Мус’аба (р.а) была такая одежда которой даже не хватило чтобы полностью закрыть его тело. Если укрывали верхнюю часть, то открывалась нижняя, если закрывали ноги, то открывалась верхняя часть груди. И в итоге, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) приказал закрыть верхнюю часть, а ноги закрыть травой. Увидев это состояние Мус’аба (р.а) и вспоминая от какой жизни он отказался ради довольства Аллаха, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) прочитал 23 аят из суры Ахзаб:

مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом».

После этого они похоронили остальных сподвижников рядом, и Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине я буду свидетельствовать перед Аллахом в Судный день, что вы стали шахидами на пути Аллаха».

Также сподвижникам, которые были рядом он сказал:

«О люди! Посещайте их, и приветствуйте. Клянусь Аллахом каждому, кто поприветствует их, они ответят на приветствие».

О Всевышний Аллах, удостой нас всех их заступничества в Судный День! Амин.

Информация взята из книг:

  1. Ар-Рижал хавля Расул, биография Мусаба (р.а), стр. 24-31.
  2. «История Пророка Мухаммада (салля Аллаху алейхи ва саллям)». Автор Абдуррахман Рафат аль-Баша. Переселение в Эфиопию и присяги при Акабе.
  3. «История Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям)». Автор Ибн Хишам.