Самые великие люди в нашей умме это сподвижники Пророка (салля Аллаху аляйхи ва саллям).
Всевышний Аллах в Коране о них говорит:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними, Аллах доволен ими. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние». (Сура Тауба, 100 аят)
Сподвижники (современники, уверовашие в Пророка и видевшие его), табиины (следующее поколение, после сподвижников, уверовали в Пророка, но не видели его в живую) и табиу табиины (последователи табиинов) – три поколения верующих людей – являются хайруль курун – наилучшими поколениями людей в Исламе.
В хадисе сказано:
خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِي، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ
«Самые лучшие люди живут в мое время, потом те, кто последуют за ними, а потом те, кто последуют за ними». (Имам Бухари)
В этой статье мы хотели бы затронуть жизнь одного из самых известных сподвижников. Это Абдуррахман ад-Давсий (р. а.) известный во всем мире по прозвищу Абу Хурайра (р. а.) .
Абу Хурайра (р. а.) обладал феноменальной памятью, это было его караматом (даром от Всевышнего). Он передал самое большое количество хадисов Пророка (салля Аллаху аляйхи ва саллям).
Есть семь человек среди сподвижников, которые передали более 1000 хадисов. Их называют муксирун. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля (р. а.) [1] от Абу Хурайры (р. а.) было передано 5374 хадиса.
Абу Хурайра (р. а.) , в седьмом году хижры, подошел к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям), в местности Хайбар, и принял Ислам. Начиная с этого момента и на протяжении четырёх лет, он ни на один день не разлучался с Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям), до тех пор, пока Послланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) не покинул этот мир.
Имя Абу Хурайра (р. а.) означает «отец кошечки». Его изначальное имя было Абдушшамс, но после принятия Ислама, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) поменял его имя на Абдуррахман, а из-за того, что он очень любил свою кошку, постоянно кормил ее и ухаживал за ней, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) прозвал его Абу Хурайрой, и это прозвище прикрепилось к нему.
Среди сподвижников было несколько человек, записывающих аяты и хадисы, их называли «катибы» (писари). Абу Хурайра (р. а.) не записывал, он все запоминал и был из числа хафизов.
Абу Хурайра (р. а.) рассказывал:
ما من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم أحد أكثر حديثا عنه منى إلا ما كان من عبد الله بن عمرو فإنه كان يكتب ولا أكتب
«Ни один из сподвижников Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям), не запомнил от него столько хадисов, сколько запомнил я, если не считать ‘Абудуллы ибн ‘Амра ибн аль-Ас, ибо, поистине, он записывал их, а я не делал этого»[2].
Из-за того что он поздно принял Ислам, он старался еще больше и внимательнее слушать изречения посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) и воплощал все полностью в жизнь.
Причина по которой он все запоминал и ничего не забывал.
После того как Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) перешел в ахират, Абу Хурайра (р. а.) начал усердно рассказывать другим хадисы Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям) и обучал табиинов всему, чему научился сам. Он рассказывал некоторые хадисы, о которых мало кто слышал даже среди тех сподвижников, которые были неразлучны с Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям). Когда люди спрашивали его каким образом он смог собрать столько знаний, он говорил:
ابا هريرة يقول: إنكم تزعمون أن ابا هريرة يكثر الحديث عن رسول الله صلى الله عليه وسلم والله الموعد كنت رجلا مسكينا أخدم رسول الله صلى الله عليه وسلم على ملء بطني وكان المهاجرون يشغلهم الصفق بالاسواق وكانت الانصار يشغلهم القيام على أموالهم فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من يبسط ثوبه فلن ينسى شيئا سمعه مني فبسطت ثوبي حتى قضى حديثه ثم ضممتها إلى فما نسيت شيئا سمعته بعد
«Поистине, вы утверждаете, что Абу Хурайра (р. а.) запомнил много хадисов от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Клянусь Аллахом, я был бедным человеком, и я прислуживал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы наполнить свой живот пищей. Мухаджиры (сподвижники-мекканцы) занимались сделками на рынках, а ансары (сподвижники-мединцы) были заняты своими делами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто расстелет свое одеяние, никогда не забудет что-либо, что он услышал от меня». Поэтому я расстелил свою одежду, пока он не завершил рассказывать свой хадис, и затем я собрал его для себя. И я не забывал ничего из того, что слышал после этого».
Как проводил ночи Абу Хурайра (р. а.)?
Все члены семьи Абу Хурайры (р. а.) были очень богобоязненными людьми. У них существовал обычай делить ночь на три части: треть ночи он сам проводил в поклонении, потом он будил жену, и она проводила в поклонении вторую треть ночи, затем, жена Абу Хурайры (р. а.) будила свою дочь, и дочь проводила в поклонении последнюю треть ночи. Таким образом, в доме Абу Хурайры (р. а.) не останавливались намазы, зикры и дуа даже ночью.
Большая проблема Абу Хурайры (р. а.).
У сподвижников, как и у всех людей, были свои трудности и проблемы в жизни. Вопрос, который постоянно беспокоил Абу Хурайру (р. а.), был связан с его мамой – она отказывалась принимать Ислам. Однажды, дошло до того, что она сказала плохие слова в адрес Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям), после этого, Абу Хурайра (р. а.), опечалившись, пришел к Пророку (с. а. в.) рассказал о случившемся, и поведал об этой проблеме, которая давно его беспокоила и попросил чтобы Пророк (мир ему и милость Всевышнего) сделал за нее дуа. Тогда Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم поднял руки и произнес: «Аллахумма ихди умма Аби Хурайрата» (О, Аллах, наставь на путь истинный мать Абу Хурайра (р. а.)).
Когда Абу Хурайра (р. а.) пришел домой, он увидел, что его мама берет тахарат, после чего она оделась и произнесла калимаи шахадат: «Ашахаду алляя иляяха илля Аллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдухуу ва расуулюх» (пер.: Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад его раб и Посланник). Абу Хурайра (р. а.) очень сильно обрадовался и побежал обратно к пророку صلى الله عليه وسلم . По дороге он плакал от радости, также, как до этого он плакал от печали. Когда он пришел к Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям), он сообщил ему что дуа которое он только что сделал принята Всевышним и мать Абу Хурайры (р. а.) приняла Ислам. После этого он попросил дуа, чтобы в сердцах верующих людей была любовь к Абу Хурайре (р. а.) и к его матери. И Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Аллахумма хаббиб убайдака хаза ва уммаху иля кулли му’минин ва му’минатин» (пер.: О, Аллах, посели любовь в каждом мусульманине и мусульманке к этому твоему рабу и его матери).
На вопрос почему Абу Хурайра (р. а.) старался много рассказывать хадисы, он ответил:
«Если бы не был аят в Коране:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие»[3]. То я вообще ничего не рассказывал бы людям.»
Однажды Марван ибн Хакам[4] решил проверить память Абу Хурайры (р. а.) и пригласил его к себе. Он попросил Абу Хурайру (р. а.) рассказать ему хадисы, а за шторкой поставил человека, который записывал все сказанное. И спустя несколько лет, Марван снова пригласил Абу Хурайру (р. а.) и попросил ему рассказать те хадисы, которые записал катиб в тот раз. И Абу Хурайра (р. а.) передал хадисы, в точности до слова.
Наследство Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям).
Сообщается, что как-то, когда Абу Хурайра (р. а.), проходил по рынку Медины, он остановился и сказал:
«Какие же вы бессильные, о, обитатели этого рынка!»
(Люди) спросили: «В чём же это (заключается), о Абу Хурайра (р. а.)?»
Он ответил: «Это — наследство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Его раздают, а вы тут, так почему же не идёте и не берёте свою долю из него?»
Они спросили: «А где это раздают?»
Он ответил: «В мечети».
И они немедленно направились в мечеть. Абу Хурайра (р. а.) подождал, пока они не вернулись, а потом сказал им: «Что с вами?»
Они сказали: «О Абу Хурайра (р. а.), мы пришли в мечеть и зашли в неё, но не видели, чтобы там что-то раздавали».
Абу Хурайра (р. а.) спросил их: «Вы никого не видели в мечети?»
Они ответили: «Конечно. Мы видели там людей, которые совершали молитву, и тех, которые читали Коран, и тех, которые вспоминали о дозволенном и запретном».
И тогда Абу Хурайра (р. а.) сказал им: «Горе вам, это и есть наследство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!»[5]
Что такое богобоязненность?
Однажды, один человек спросил Абу Хурейру (р. а.) о богобоязненности, а Абу Хурейра (р. а.) ответил ему: «Ты когда-нибудь ступал по дороге с колючками?»
Тот ответил: «Да».
На что Абу Хурейра (р. а.) сказал: «А как ты шёл по ней?»
Тот человек ответил: «Видя колючку, я обходил её стороной или перешагивал через неё, или сокращал шаг, чтобы не наступить на неё».
Тогда Абу Хурейра (р. а.) сказал: «Это и есть богобоязненность!»[6]
Абу Хурайра (р. а.), сказал:
لأن أتفقه ساعة أحب إلى من أن أحيي ليلة أصليها حتى أصبح ولفقيه واحد أشد الشيطان من ألف عابد ولكل شيء دعامة ودعامة الدين الفقه
«Провести час в размышлениях, любимее для меня, чем оживлять ночь молитвой, до наступления утра. Один размышляющий страшнее для шайтана чем тысячу поклоняющихся, ведь в каждой вещи есть опора, и опора этой религии это — понимание»[7].
Абу Хурайра (р. а.) сказал:
القلب ملك والأعضاء جنوده فإذا طاب الملك طابت جنوده وإذا خبث الملك خبثت جنوده
«Сердце король органов, а органы его воины, и если благой король, то благие воины, а если испорчен король, то испорчены воины»[8].
Переход в ахират.
Абу Хурайра (р. а.) покинул этот мир в возрасте 78-ми лет, в 59-м году хижрий.
Он очень сильно хотел встретиться с Аллахом и, когда лежал при смерти, часто повторял: «Аллахумма иниий ухиббу ликааэкя, фа ахибба ликааий» (пер.: О Аллах, я очень хочу с Тобой встретиться, так пожелай же и Ты встречи со мной).
Пусть Аллах будет доволен им и возвысит его степени в Раю. Амин.
[1] Энциклопедия Ислама TDV, муксирун, том 31, Стамбул 2006.
[2] Муснад Ахмад ибн Ханбаль 2 том, 403.
[3] Сура Бакара 159.
[4] Омеядский правитель
[5] Это сообщение передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1429
[6] Байхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/351; ас-Суюты в «ад-Дурр аль-Мансур», 1/61.
[7] Хильятуль авлия, 2 том, 193 стр.
[8] Абд ар-Разак «Мусаннаф» 11/211.