Внутри каждого человека есть два волка, которые между собой постоянно дерутся: это белый волк – рух (духовная составляющая человека), и черный волк – нафс (биологические потребности и страсти).
Если нафс не воспитан — черный волк вырастает до огромных размеров, а белый волк худой и едва живой. Он сильно боится черного волка и делает только то, что он хочет, у него нет своего выбора и воли.
Духовные наставники делят нафс на 7 уровней:
- Нафси аммара – приказывающий совершать плохое.
Это нафс тех людей, которые не нашли истину, не уверовали в Единого Бога, нафс шайтанов, т.е. неверующих джинов. - Нафси ляввамах – порицающий и ругающий себя нафс.
Это большой уровень очищения нафса, когда он полностью начинает осознавать, что такое хорошо, а что плохо и начинает получать наслаждение от подчинения Аллаху и Его Посланнику. Когда нафс не может выполнить какой-то приказ Аллаха, он сильно сожалеет. Он много кается перед Всевышним. Если человек мог поступить лучше, чем поступил, то нафси ляввамах будет сожалеть об этом. Это нафс праведных верующих рабов. Его название взято из аята:
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
«Клянусь душой упрекающей (саму себя за недостатки в богобоязненности)» (сура аль-Кыямах, 2 аят).
- Нафси мульхамах – нафс, который получает ильхам (внушение) от ангелов. Это название взято из 8 аята суры аш-Шамс:
فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا
«И внушил ей (в ар. «нафс» в ж. р.) порочность и богобоязненность».
От глагола «альхама», из этого аята, образуется название «мульхамах».
Ибн Абу Хатим передал со слов Абу Хурайры (р.а):
«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), прочитав аят:
فألهمها فجورها و تقواها
«И внушил ей порочность и богобоязненность», сказал:
اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا
وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيرُ مَنْ زَكَّاهَا
أَنْتَ ولِيُّهَا وَموْلاَهَا
«О, Аллах, даруй душе моей богобоязненности и очисти ее, ведь Ты – лучший из тех, кто может ее очистить, и Ты – Покровитель и Благодетель для души» (Ахмад).
Нафс мульхамах — это очень высокий уровень нафса, при котором он получает ильхам (вдохновение и внушение), может без объяснения четко начинает понимать, где ложь, а где истина, начинает различать греховное и дозволенное.
- Нафси мутмаиннах – полностью успокоившаяся душа. В Коране о ней сказано:
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ
«О, душа, обретшая покой!» (сура Фажр, 28 аят).
Это состояние, которое возникает у человека посредством нура, приходящего в сердце через духовный источник и посредством многократного поминания Аллаха. ЗикруЛлах (поминание Аллаха) – успокаивает нафс.
В аяте сказано:
أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
«Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Сура Раад, 28 аят).
- Нафси радыя – это самый высокий уровень нафса мутмаиннах (умиротворённый нафс). Это подарок и милость Всевышнего Аллаха.
В аяте сказано:
ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً
«Вернись к своему Господу довольной и нашедшей довольство (Аллаха).» (Сура Фажр, 29 аят).
- Нафси мардыя (удостоившийся довольства Аллаха), о его имени было сказано в аяте выше.
Это уровень, когда человек получает довольство Аллаха. Это самый высокий уровень, до которого может подняться человек. Это степень, о которой сказано в аяте:
رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
«Аллах доволен ими (первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними), и они также довольны Аллахом.»
На этом уровне очищения и совершенствования нафса были сподвижники Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям).
- Нафс сафия или «нафси Закия» (чистый нафс) – это уровень Посланников и Пророков Всевышнего Аллаха, никто на этот уровень очищения нафса не сможет выйти, кроме них.
Пусть Аллах поможет нам понять сущность нафса и очистить его. Аминь.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلمٍ لا يَنْفَعُ، ومِنْ قَلْبٍ لاَ يخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لاَ تَشبَعُ، ومِنْ دَعْوةٍ لا يُسْتجابُ لهَا
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бессилия, лености, старческой дряхлости, трусости, скупости и мучений могилы. О Аллах, даруй душе моей богобоязненности и очисти ее, ведь Ты – лучший из тех, кто может ее очистить, и Ты Покровитель и Благодетель для души. О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от непокорного сердца, от ненасытной души, от бесполезного знания и от обращения, на которое не будет ответа. (Муслим)
Зейд (р.а) сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас этим словам, теперь мы учим им вас».
Делайте чаще эти дуа. Такаббаль Аллах.