Хуль‘у (خُلْعٌ) – это договор о расторжении брака, осуществляемый по согласию обоих супругов, при условии выполнения женщиной материального возмещения, либо при ее отказе от ее материальных брачных прав: махр, право на обеспечение (в ар. нафака) и т.д.
Хуль‘у разрешен, по мнению большинства ученых, поскольку, существуют ситуации, при которых, женщина испытывает отвращение к мужу и не хочет жить с ним. Причина может быть в его характере, внешности, поведении, набожности или здоровье. Ислам дал ей право избавиться от ненавистного супружества, выплатив мужчине определенное возмещение, в противовес праву мужчины на развод.
Доказательством дозволенности этого вида расторжения брака служит аят:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ
«И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (Бакара, 229).
Всевышний̆ также сказал:
فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا
«Если же они по доброй̆ воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (Женщины, 4).
Также, дозволенность этого подтверждается сунной. Ибн Аббас (р.а) передает, что однажды жена Сабита ибн Кайса пришла к Посланнику Аллаха (салля Аллаһу алейһи ва саллям) и сказала:
– О Посланник Аллаха, я не порицаю его ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не хочу придерживаться обычаев неверия в исламе!
(Сабит (р.а) бы. неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним, притворяясь, так как опасалась, что это приведет ее к неверию).
Посланник Аллаха (салля Аллаһу алейһи ва саллям) спросил ее:
– Вернешь ли ты ему его сад (который был дан тебе в качестве махра)?
Она сказала: «Да».
Тогда Посланник Аллаха (салля Аллаһу алейхи ва саллям) сказал:
– Прими свой сад и дай ей [первый] развод!» (Бухари 4867, Насаи 3409).
Ученые согласны в том, что возвращение махра, в этом случае, узаконено исламом.
Нежелательно совершать хуль‘у без серьёзной̆ причины, поскольку Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Женщина, которая просит мужа совершить хуль‘у без серьёзной̆ причины, не ощутит благоухания Рая» (Тирмизи 1107).
Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) также сказал:
«Женщина, которая попросит мужа дать ей̆ развод без серьёзной̆ причины, не ощутит благоухания Рая» (Тирмизи 1108).
Хуль‘у совершается без вмешательства судьи, поскольку, во-первых, халифы Умар и Усман (р.а) говорили так; во-вторых, это договор обмена и нет необходимости в судье; в-третьих, расторжение брачного договора по обоюдному согласию похоже на расторжение сделки, в котором судья не принимает участия.
Согласно мнению богословов, для совершения хуль‘у необходимо согласие обоих супругов, выражением которого служит предложение и принятие его, потому что это договор о разводе в обмен на возмещение. Без согласия мужчины брак не расторгается, а сам он не получает право на возмещение со стороны жены, поскольку мужчина дает жене развод в обмен на возмещение, а этот обмен не может быть осуществлен без его согласия. Он должен принять ее предложение сразу, если она делает ему это предложение во время их встречи, или он узнает о ее желании от других в ее отсутствие.
Что касается возмещения при совершении хуль’а, то им может быть все, что допустимо в качестве махра: любое имущество, пользоваться которым дозволено с точки зрения Шариата, или услуга, которая исчисляется деньгами (например, проживание в доме, вскармливание ребенка грудью и уход за ним), или отказ от какого-либо права (например, права на содержание во время ‘идды).
Большинство ученых разрешают совершать хуль‘у в обмен на то, что должно появиться в будущем и чего нет в данный̆ момент, например, плод, который̆ еще находится в утробе животного. Этим отличается возмещение при совершении хуль‘а от махра при заключении брака, потому что хуль‘у уподобляют добровольному пожертвованию.
Для того чтобы хуль‘у был действительным, необходимо соблюдение трех условий:
1. Мужчина должен иметь право давать развод, то есть он должен быть совершеннолетним и разумным. Хуль‘у того, чей̆ развод недействителен, также считается недействительным. К этой̆ категории людей̆ относятся несовершеннолетние, умалишенные и слабоумные.
2. С женой, желающей совершить хуль‘у, должен быть заключен действительный̆ брак, независимо от того, вступал муж с ней̆ в половую близость или нет, даже если она разведена, при условии, что развод неокончательный̆ и ‘идда ее еще не закончилась. Кроме того, она должна быть из тех, чьи добровольные пожертвования действительны. То есть она должна быть совершеннолетней, разумной и не находиться под чьей- либо опекой по причине расточительности.
3. Возмещением при совершении хуль‘а может служить то, что может служить махром. По мнению ханафитских богословов, это имущество, которым разрешено пользоваться с точки зрения Шариата и которое существует на момент совершения хуль‘а.
Аллаху аглям.
При подготовке материала была использована информация из книги «Семейное Право» доктора шариатских наук Рустама хазрата Нургалиева.