Во время заключения брака (никах), в сердце будущих супругов должно быть крепкое намерение прожить всю жизнь вместе на земле и воссоединиться в ахирате, потому что люди, которые этого хотят, будут вместе в Раю.

В исламе не приветствуется расторжение брака, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Самое ненавистное из дозволенных деяний (которое вы совершаете) пред Всевышним – развод» (Ибн Маджа 2008, Абу Давуд 1863).

По этой причине, развод является самой крайней мерой, когда все возможности для восстановления хороших отношений использованы. Зачастую, чтобы избежать развода, и обрести семейное счастье, супругам необходимо проделать непростой путь: постараться услышать и понять претензии друг друга, поработать над собой и своими недостатками, а если ситуация кажется безнадежной, можно обратиться за помощью к специалисту.

Тем не менее, бывают такие случаи, когда супругам невозможно продолжать совместную жизнь, потому что совместное проживание будет причинять страдание, а это противоречит принципу шариата.

Например, согласно шариату, мусульманину запрещается жить в браке с неверующим человеком. Если один из супругов становится вероотступником (ридда), либо если один из супругов принимает ислам, в то время как другой остаётся неверующим, в этом случае, необходимо расстаться.

Расторжение брака (фасх никаха) имеет несколько видов, все эти виды можно объединить в четыре группы:

  1. С точки зрения произносимой̆ фразы: развод посредством однозначной̆ фразы (талак сарих) и развод посредством метонимических словосочетаний (талак биль-киная).

К первой категории относится развод, при котором произносится однозначная формула развода. Женщина считается разведённой̆, как только мужчина произнесет соответствующую фразу, даже если при этом у него нет намерения разводиться, например, он говорит: «Ты разведена» или: «Ты для меня запретна».

Метонимическим словосочетанием считается любая фраза, которая может указывать как на развод, так и на что-то другое, и которую люди обычно не используют для указания на развод. Например, мужчина говорит: «Иди к своей̆ семье», или: «Ты свободна». Женщина считается разведённой̆, только если он произнес подобную фразу с намерением развестись.

Развод, который̆ дается отсутствующей̆ по каким-либо причинам женщине в письменной̆ форме, считается действительным, хотя мужчина ничего не говорит вслух, потому что это такой̆ же способ выразить свое желание, как и слова. Если мужчина отправляет к женщине посланца, чтобы через него передать ей̆, что она разведена, развод считается действительным.

Глухонемой̆, а также человек, который̆ не может говорить по тем или иным причинам, может дать жене развод посредством понятного окружающим знака. Такой̆ развод считается действительным, хотя мужчина ничего не говорит вслух, поскольку с помощью знаков он выражает свое желание развестись с женой̆.

  1. С точки зрения сунны и нововведения: развод, соответствующий̆ сунне, и развод, который̆ считается нововведением (бид‘а).

Развод, соответствующий̆ Сунне, — это когда мужчина дает жене однократный̆ развод по серьёзной̆ причине в период чистоты, в который̆ он еще не вступал с ней̆ в половую близость, и при этом женщина не беременна. Если эти условия (или одно из них) не соблюдаются, развод считается действительным, но при этом он запрещен (харам) и дающий̆ такой̆ развод берет на себя грех.

Развод, который̆ считается нововведением, — это развод, нежелательный̆ с точки зрения Шариата и противоречащий̆ сунне Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям), или развод, осуществляемый̆ не так, как он должен осуществляться по Шариату, например, развод в период менструации или беременности жены.

Однако, несмотря на противоречие Шариату, такой̆ развод считается действительным, хотя и запретным, по мнению большинства ученых.

  1. С точки зрения возможности возвращения жены: развод, после которого возможно возвращение жены, и окончательный̆ развод.

Развод, после которого возможно возвращение жены называется отлагательным разводом (радж‘и), - это развод, после которого мужчина может вернуть жену, независимо от ее желания, без заключения нового брака, если ее ‘идда еще не истекла (то есть однократный и двукратный, неокончательный̆ развод, после которого он возвращает жену до истечения ‘идды).

Если же ‘иддат женщины после однократного или двукратного развода истек, то развод становится окончательным (ба’ин), и мужчина может вернуть жену только одним способом – заключить с ней новый брак.

Что же касается окончательного развода, то он бывает двух видов: малый̆ (ба’ин сугра) и большой̆ (ба’ин кубра).

Малый̆ окончательный̆ развод – это развод, после которого мужчина может вернуть жену путем заключения нового брака с новым махром.

Большой̆ окончательный̆ развод – это развод, после которого мужчина может вернуть жену только после того как она выйдет замуж за другого (при этом их брак должен быть действительным) и в последствии новый̆ супруг, вступив с ней̆ в половую связь, разведется с ней̆. Только тогда первый̆ муж может заключить с ней̆ новый̆ брак. Так происходит в случае трехкратного развода – после него мужчина не может вернуть жену до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого.

  1. С точки зрения времени осуществления: развод, осуществляемый̆ сразу, развод, связанный̆ с определенным условием, и развод, связанный̆ с определенным периодом времени в будущем.

Развод, осуществляемый̆ сразу – это развод, при котором муж говорит жене: «Ты разведена» или: «Я даю тебе развод», после чего развод считается осуществленным и влечет за собой̆ все те последствия, которые обычно влечет за собой̆ развод – при условии, что мужчина имеет право давать развод, а женщина относится к числу тех, кому данный̆ мужчина может дать развод.

Развод, связанный̆ с определенным условием – это развод, связанный̆ с событием, которое должно произойти в будущем.

Произнося формулу развода, мужчина добавляет свое условие, используя слова «если», «когда», «как только» и так далее.

Например, мужчина говорит жене: «Если ты войдёшь в дом такого-то, ты разведена». В этом случае женщина считается разведённой̆ сразу после того, как произойдёт указанное событие, в зависимость от которого был поставлен развод, по мнению всех четырех мазхабов.

Развод, связанный̆ с определенным периодом времени в будущем, – это когда мужчина говорит жене: «Ты разведена с завтрашнего дня» или: «Ты разведена с начала такого-то месяца» или: «Ты разведена с начала такого-то года». С наступлением указанного периода женщина считается разведённой̆ – при условии, что мужчина имеет право давать развод, а женщина относится к числу тех, кому данный̆ мужчина может дать развод.

Желательно, чтобы развод был дан при свидетелях – таково мнение большинства ученых. Это же касается возвращения жены.

Всевышний̆ сказал: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей̆ из вас» (Коран 65:2).

Большинство ученых считают наличие свидетелей̆ желательным, но не обязательным, поскольку Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) не приказывал делать это, хотя он приказал приглашать свидетелей̆ при продаже чего-либо: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей̆ из вас».

Пусть Аллах сделает крепкими наши семьи, и эти знания пригодятся в нашей жизни только в теории, чтобы не возникало ситуаций, когда кто-либо из нас применил бы их на практике. Амин.

При подготовке материала была использована информация из книги «Семейное Право» доктора шариатских наук Рустама хазрата Нургалиева.