Самая большая сура в Коране — это сура аль Бакара, в переводе на русский означает «Корова», почему она так названа?
В Священном Коране Всевышний Аллах рассказывает истории, которые произошли с разными народами, подобные истории легко запомнить, размышлять над ними и легко пересказывать их другим. В этих рассказах есть большие назидания для всего человечества, одна третья часть Корана состоит из таких историй.
В аяте говорится:
فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются.» (Сура Аграф, 167 аят).
В Суре Бакара есть много историй, которые произошли с Пророками, например, рассказывается о Пророке Адам (а.с), о том, как Аллах его создал и ввел в Рай, а потом вывел. Также о Сулеймане (а.с) и об ангелах Харуте и Маруте, о людях, которые нарушили заповедь Аллаха не ловить рыбу в субботу, и Аллах превратил их в обезьян, о том как Муса (а.с) спасся со своим народом от Фараона и много лет ходил по пустыне и т. д. В этой суре есть много поучительных назиданий для всех.
Сегодня мы хотим рассказать об истории с Коровой, которую принесли в жертву Бани Израил, благодаря которой сура получила своё название.
Ибн Аби Хатим (р.а) передаёт от Убайды ас-Салмани, что среди сынов Израиля жил слабый человек, обладавший большим богатством и имевший только одного племянника-наследника. Племянник убил его и подбросил тело на порог дома некоего человека. На утро племянник потребовал мести, и люди, взяв оружие, стали воевать между собой.
Тогда мудрецы из числа израильтян сказали:
– Зачем вы уничтожаете друг друга, когда посланник Аллаха всё ещё среди нас?
Люди пошли к Мусе (а.с) и рассказали ему о случившемся.
Тогда Муса (мир ему) сказал:
وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تَذْبَحُوا بَقَرَةً قَالُوا أَتَتَّخِذُنَا هُزُوًا قَالَ أَعُوذُ بِاللَّهِ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِينَ
– Аллах приказывает вам принести в жертву корову.
Они сказали:
– Неужели ты насмехаешься над нами?
Муса (а. с.) сказал:
– Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд.
قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّن لَّنَا مَا هِيَ قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لَّا فَارِضٌ وَلَا بِكْرٌ عَوَانٌ بَيْنَ ذَلِكَ فَافْعَلُوا مَا تُؤْمَرُونَ
Люди сказали:
– Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она.
Муса (а. с.) сказал:
– Он говорит, что она не старая и не телка, средняя по возрасту между ними. Выполните же то, что вам велено!
قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّن لَّنَا مَا لَوْنُهَا قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ صَفْرَاءُ فَاقِعٌ لَّوْنُهَا تَسُرُّ النَّاظِرِينَ
Люди сказали:
– Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какой она масти. Муса (а. с.) сказал:
– Он говорит, что эта корова светло-желтого цвета. Она радует смотрящих на нее.
قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّن لَّنَا مَا هِيَ إِنَّ الْبَقَرَ تَشَابَهَ عَلَيْنَا وَإِنَّا إِن شَاءَ اللَّهُ لَمُهْتَدُونَ
Они сказали:
– Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какова же она, ведь коровы кажутся нам похожими одна на другую. И если Аллах пожелает, то мы последуем прямым путем.
قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لَّا ذَلُولٌ تُثِيرُ الْأَرْضَ وَلَا تَسْقِي الْحَرْثَ مُسَلَّمَةٌ لَّا شِيَةَ فِيهَا قَالُوا الْآنَ جِئْتَ بِالْحَقِّ فَذَبَحُوهَا وَمَا كَادُوا يَفْعَلُونَ
Муса (а. с.) сказал:
– Он говорит, что эта корова не приучена пахать землю или орошать ниву. Она здорова и не имеет отметин.
Они сказали:
– Теперь ты принес истину.
Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого.
وَإِذْ قَتَلْتُمْ نَفْسًا فَادَّارَأْتُمْ فِيهَا وَاللَّهُ مُخْرِجٌ مَّا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ
«Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете.»
فَقُلْنَا اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا كَذَلِكَ يُحْيِي اللَّهُ الْمَوْتَى وَيُرِيكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ
«Мы сказали: «Ударьте его (убитого) частью ее (коровы)». Так Аллах воскрешает мертвых и показывает вам Свои знамения, — быть может, вы уразумеете.» (Сура аль-Бакара, 67-73 аяты)
Какие уроки можно извлечь из этой истории:
1. Там, где нет необходимости, не задавать много вопросов.
Если бы они не стали обсуждать описание коровы, то им было бы достаточно зарезать любую корову. Но они стали просить описание коровы, так что вопрос был для них усложнён Аллахом, пока они не нашли требуемую корову у человека, который сказал им: «Клянусь Аллахом, я продам эту корову только за шкуру этой коровы, наполненную золотом». Они заплатили требуемую сумму и зарезали корову. (Ибн Касир)
2. В аяте говорится что, люди сказали, «ин шәә Аллаһ, если Аллах пожелает мы это сделаем».
وَإِنَّا إِن شَاءَ اللَّهُ لَمُهْتَدُونَ
Муфассиры говорят, если бы они не сказали этих слов, то вообще не смогли бы найти такую корову. А так еле-еле, но нашли. Всевышний Аллах помог.
3. Воскрешение умершего на глазах у всех.
Израильтяне ударили частью коровы по мёртвому человеку, и Аллаху Тааля оживил его заново, после смерти. Когда человек встал, они спросили у него, кто его убил. Мертвец указал на своего племянника и сказал: «Этот человек». Затем он умер.
Это пример воскрешения, который явно увидели люди, и Аллах открыто говорит в Коране об этом. В конце этого аята читающему предлагают поразмыслить над этой историей. Ведь это явное чудо Аллаха, Ему не сложно оживить человека после смерти, поэтому, мы все верим в воскрешение.
4. Племянник, который убил своего дядю, был лишён права на наследство, после этого случая было принято лишать наследства убийцу.
5. Народ Мусы (а.с), сделал золотого тельца для поклонений, после того как он поднялся на гору Синай, для общения с Аллахом, и в течении 40 дней находился там.
В Коране об этом сказано:
وَإِذْ وَاعَدْنَا مُوسَى أَرْبَعِينَ لَيْلَةً ثُمَّ اتَّخَذْتُمُ الْعِجْلَ مِن بَعْدِهِ وَأَنتُمْ ظَالِمُونَ
«Вот Мы определили Мусе сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.» (Сура Бакара, 51 аят)
قال الماوردي: وإنما أمروا – والله أعلم- بذبح بقرة دون غيرها، لأنه من جنس ما عبدوه من العجل؛ ليهون عندهم ما كانوا يرونه من تعظيمه، وليعلم إجابتهم ما كان في نفوسهم من عبادته، وهذا المعنى علة في ذبح البقرة، وليس بعلة في جواب السائل، ولكن المعنى فيه أن يحيا القتيل بقتل حي، فيكون أظهر لقدرته في اختراع الأشياء من أضدادها.
В тафсирах говорится, что причина того, что им было приказано принести в жертву корову – это поклонение золотому тельцу после ухода Мусы (а.с) в гору. Это было сделано для того, чтобы показать, что и теленка, и корову создал Аллах, и по Его приказу они были принесены в жертву, поэтому им бессмысленно поклоняться.
В этой истории скрыто ещё очень много мудрости, как и в других историях Корана. О, Аллаһ! Увеличь наши знания и понимание Твоих аятов, и сделай нашу веру еще крепче и сильнее. Амин.