Может ли женщина занимать руководящую должность в смешанном обществе?

Для того чтобы мусульманка работала и занимала при этом руководящую должность есть несколько условий. Если эти условия соблюдаются, то по шариату женщине разрешается работать и занимать руководящие должности даже в смешанном обществе. Конечно же, речь не идёт о должности президента, премьер-министра страны или министра обороны и т. д. Такие важные должности от решения которых зависит будущее страны, защита и сохранение границ государства, согласно шариату, должны занимать мужчины, тем не менее, женщина может занимать такие руководящие должности как: ректор университета, директор школы, глав врач больницы, директор фабрики, исполнительный директор организации, заведующая детским садиком, руководитель торгового центра и т. д. Важно соблюдать определенные условия, чтобы это было полностью законным по шариату:

Первое условие – аурат женщины должен быть скрыт (части тела, которые мусульманке нельзя показывать посторонним людям), поскольку это велел Всевышний Аллах. Мусульманка – это женщина, которая не покажет ни волосинки на своей голове, даже если дадут все богатства мира.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

‎وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (Сура Нур, 31 аят).

Второе условие – женщине ни в коем случае нельзя оставаться наедине в закрытом помещении с посторонним (не являющимся махрам) мужчиной. Поэтому, в рабочей среде женщина не может оставаться наедине с посторонним мужчиной.

В хадисе сказано:

‎ألا لا يخلون رجل بامرأة إلا كان ثالثهما الشيطان.

‎رواه أحمد والترمذي

«Пусть ни один из вас не уединяется с женщиной, поистине, третьим среди них бывает шайтан» (Ахмад и Тирмизий).

Третье условие – женщине нельзя разговаривать с посторонними мужчинами развязно. Женщина должна соблюдать степенность и серьёзность. Это жизненно важное условие для соблюдения целомудрия.

В этом пункте есть подпункты:

а) Надо уделить внимание зрительному контакту.

В суре Нур, в 30-31 аятах сказано:

 ‎قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ

Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.

‎وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры.

Это касается как мужчин, так и женщин.

б) Язык жестов.

Надо следить за своими движениями, жестами и позами. Мусульманка не может носить на работе обувь с каблуками, чтобы на неё обращали внимание мужчины.

В Коране Аллаху Тааля говорит:

‎وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ

И пусть они (женщины) не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают.

в) Тон голоса.

В деловом общении мусульманка должна использовать серьезный тон, не флиртовать и не допускать неоднозначные шутки или намёки. Конечно же, это не значит, что мусульманка должна быть грубой.

Если кто-то из мужчин приходил домой к сподвижнику, а хозяина не было дома, его жена разговаривала с гостями, предварительно положив в рот маленькие камушки, чтобы её голос не был вызывающим, при разговоре.

В Коране Аллах говорит:

‎إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلًا مَّعْرُوفًا

Если вы богобоязненны (женщины), то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом. (Сура Ахзаб, 32 аят)

г) Рукопожатие.

Если женщина занимает важную руководящую должность, порой, ей приходится пожимать руки посторонним мужчинам, однако, ислам не разрешает это. Женщина в исламе подобна королеве, а раньше королевам могли пожать руку только 7 категорий мужчин, это: отец, дедушка, муж, сын, внук, брат и дядя. Также и в исламе только эти категории мужчин могут дать руку женщине и пожать её. Остальные мужчины считаются для женщины чужими, поэтому нельзя пожимать руку чужой женщине.

В хадисе сказано:

‎لأن يطعن في رأس أحدكم بمخيط من حديد خير له من أن يمس امرأة لا تحل له.

«Если бы голову одного из вас пронзили железной иглой, это было бы для него лучше, чем прикосновение к посторонней женщине, не дозволенной ему». Табараний и Байхакий.

Но в этом пункте есть исключения. Например, если женщина работает врачом и вынуждена прикоснутся к пациенту мужского пола, то это разрешается.

д) Использование парфюма.

Женщина может использовать духи только для своего мужа. Не разрешается использовать парфюм с целью привлечь внимание посторонних мужчин. В смешанных коллективах нужно уделять этому особое внимание.

Четвертое условие – согласие мужа, так как наша религия велит женщине подчиняться желаниям мужа, не противоречащим исламу. Если муж не даёт жене разрешение работать, она не может работать. В этом случае женщина должна довольствоваться тем, что принесёт муж.

В хадисе сказано:

‎فإني لو أَمرتُ شيئًا أن يسجدَ لشيءٍ  لأمَرتُ المرأةَ أن تسجُدَ لزوجِها، والذي نفسي بيدِه، لا تُؤدِّي المرأةُ حقَّ ربِّها حتى تُؤَدِّيَ حقَّ زوجِها

«Если бы я повелевал совершать земной поклон кому-то, кроме Аллаха, то велел бы женщине совершить земной поклон своему мужу. Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Мухаммада, женщина не исполнит свои обязанности перед своим Господом, пока не исполнит свои обязанности перед мужем. И если он попросит ее о половой близости даже на паланкине, то она не должна отказывать»  (Ахмад, Ибн Маджа и Ибн Хиббан).

Женщины многие виды работ делают намного лучше и эффективнее мужчин. Например, вопросы, которые связаны с заполнением бумаг и отчётов, бухгалтерские дела, знание законов и юридических вопросов, школьные программы и тд. Каждому вышестоящему руководителю хочется, чтобы сотрудники были ответственными и выполняли свои обязанности добросовестно и вовремя. Женщины с этим очень хорошо справляются.

Одним из самых больших примеров этого является правительница Билькис которая жила во время Пророка Сулеймана (а.с) и управляла народом Саба. Она выносила решения советуясь с другими главнокомандующими своей страны.

В Коране об этом сказано:

‎قَالَتْ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ أَفْتُونِي فِي أَمْرِي مَا كُنتُ قَاطِعَةً أَمْرًا حَتَّى تَشْهَدُونِ

«(Царица) сказала: "О знатные мужи! Подскажите мне решение в моём деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего (совета)"» (сура Намль, аят 32). Это пример того, что женщина может занимать руководящую должность. Однако, позже она уверовала и подчинилась Сулейману (а.с).

Также примером является Аиша (р.а), супруга Пророка (салля Аллаху алейхи ва саллям). Она достигла уровня абсолютного мужтахида в своих знаниях, и давала фетвы. Сподвижники получали у неё знания, задавили вопросы, и она выносила решения. Сахабы учились у Аиши (р.а). Поэтому, если возникнет вопрос может ли женщина быть мутфием, либо председателем совета алимов, по шариату, то ответ – однозначно да, если она достойна этого уровня.

Например, самый древний университет в мире аль-Карауин, в городе марокканского Феса, был основан в 859 г. как комплекс мечети, одной мусульманской женщиной – Фатимой аль-Фихри, образованной дочерью богатого купца. По данным ЮНЕСКО, это старейший действующий университет в мире. Он был включен в современную систему государственных университетов Марокко в 1963 году. Эта женщина была образованной и грамотной до такой степени, что смогла открыть университет, а ведь такое даже среди мужчин мало кто сможет организовать.

Эти примеры приведены для того, чтобы мы понимали, что женщина может обладать высоким интеллектом, сильным духом, быть развитой и образованной. Если у неё есть такой потенциал, и все вышеприведённые условия соблюдаются, то женщина безусловно может занимать руководящие должности и спокойно работать в любом коллективе.

Аллаху аглям.