Когда родители живы, дети нуждаются в их молитвах. А после смерти родители сами ждут молитв от своих детей.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.

В последние годы, среди мусульман Поволжья идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить маджлисы на третий, седьмой и сороковой дни, после смерти покойного.

Поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной, поэтому, предлагаю вместе провести анализ этого обычая.

Хочу начать с доводов противников этой традиции.

Что касается Корана или сунны, то в них нет четких и ясных доказательств в пользу запрещенности этих маджлисов.

Ни Коран, ни хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «Будьте далеки от подобного деяния».

В связи с этим, выносить решение о запретности мы не в праве, осознанное вынесение такого решения может ввести его автора в неверие.

По этой причине, противники этих маджлисов используют довольно примитивный довод.

Они приводят хадисы Пророка ﷺ, основной смысл которых: «Каждое нововведение в Аду (огне)».

Но при этом забывают хадис, в котором Пророк ﷺ упоминает два вида сунны: «Кто оставил в Исламе добрую сунну» и «Кто оставил в Исламе плохую сунну».

Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл «путь, дорога, традиция».

Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ.

Как известно, она состоит из следующих действий: 

  1. Встреча родственников.

Обычно на этих маджлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей.

Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает:

«А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, - уготовано им проклятие и наихудшая обитель» (13:25). 

  1. Приветствие.

Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какое каноническое положение в исламе занимает приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» (4:86).

  1. Соболезнование.

Конечно же, все гости выражают соболезнование семье усопшего. Согласно шариату, это действие является сунной Пророка ﷺ. По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности, в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса'и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка ﷺ со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк ﷺ спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк ﷺ отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования. 

  1. Проповедь.

Во время маджлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз). 

  1. Чтение Корана.

Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».  

  1. Дуа.

Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу» 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном). 

  1. Раздача садаки.

Ее хукм, в основном, сунна и Пророк ﷺ побуждая к ней сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии. 

  1. Кормление мусульман.

Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».

Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов маджлиса, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих маджлисов. 

При правильном подходе маджлисы на 3-й, 7-й и 40-й дни выполняют функцию сходную со СМИ или каких-либо важных общественных собраний.

Как известно, в мекканский период призыва Пророк ﷺ, чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами, Пророк ﷺ использовал большое скопление народа.

В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше - это и газеты, и журналы, радио, и телевидение, интернет и мобильная связь. Но вместе с ними упомянутые маджлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти маджлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

В связи с этим хочу подвести следующий итог: маджлисы на 3-й, 7-й и 40-й дни представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы им воспользуемся. Точно так же, как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или порезать руку, точно также этими маджлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама.

Вспомните хадис: «Все дела судятся по намерениям». Если имама на маджлисе интересует только пища и садака, и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида’. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает маджлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, объясняет людям про веру, с ними вместе произносит калима шахадат – слова веры, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой маджлис может достигнуть и степени фарза.

Ведь есть люди, которые не приходят в мечеть даже на праздничные намазы в Курбан-Байрам и Рамазан-Байрам, а на меджлисы приходят, садятся за стол и слушают хазрата. Поэтому, самое главное в меджлисах - проповедь. Если есть хорошая проповедь, то от меджлиса есть польза. если проповеди нет, и она состоит только из короткого чтения Корана, дуа и совместного приема пищи, то бараката от таких меджлисов, конечно, мало. Значит имам не выполняет свою функцию.

Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование маджлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.

Абдулла хазрат АДЫГАМОВ.

Город Казань.

Дополнение редакции

  1. Также надо понимать хорошо самим и объяснять простым людям, что проведение этих меджлисов не является ни фарзом, ни ваджибом: если мы после смерти родных вообще не будем проводить такие меджлисы, от этого греха никому не будет. Не надо относиться к проведению этих меджлисов как к личной обязанности - фард айн, будто в отношении этого есть открытое повеление в Коране. Есть много семей у которых умирают родственники, а у них нет возможностей провести меджлис, так как это очень сложно организовать, и требует материальных затрат. Многие не хотят это признавать, и боятся, размышляя, что если не проведут на 7 седьмой день маджлис, то их семья опозорится. Это заблуждение и ошибка. Это неправильно. Таким образом нельзя относиться к этим меджлисам. Так думать нельзя. Надо четко понимать, что эти меджлисы урф и адат – добрая народная традиция, а не предписание шариата, обязательное к выполнению.
  2. Часто люди спрашивают с какого дня надо начинать считать эти дни: со дня смерти или со дня погребения?

Если смотреть со стороны допроса в могиле, то со дня погребения. Так как пока тело человека не положат в могилу, допрос не начнётся и человек не будет подвергаться испытанию.  По этой логике 7 дней, например, желательно считать с того дня как покойного положили в могилу. Но это непринципиально. Можно маджлис провести и на 4-й день, можно и на 5-й, можно и на 8-й и так далее. Такая же ситуация с другими датами: на два дня раньше или на три дня позже – не имеет значения. Надо это хорошо понимать, и не привязываться к этим датам.

  1. Во время меджлисов по возможности надо соблюдать махрамият - разделение мужчин и женщин. Он заключается в том, чтобы женщины не видели мужчин, а аврат (места необходимые для покрытия по шариату) у всех женщин и мужчин был закрыт. Женщины не могут раздавать милостыню мужчинам, также и мужчины не могут раздавать милостыню и подарки женщинам во время маджлиса.
  2. Надо обратить внимание на то, как накрыты столы и чем угощают гостей. В первую очередь мясо и остальные продукты должны быть халяльными. Об этом надо заранее позаботиться, купив продукты в проверенном месте.

На меджлисах делается много исрафа – продукты расходуются с большой расточительностью. Люди соревнуются друг с другом: у кого более шикарный стол, у кого на столе больше продуктов было и прочее. Это недопустимо. Важно придерживаться умеренности во всем и избегать показного расточительства. Ведь самое главное на поминках – это проповедь и чтение Корана.

Пусть Аллах ведет нас по пути истины, дарует правильное понимание шариата, поможет нам исправиться самим и помочь исправить других. Нам всем надо побольше друг другу говорить об Исламе, призывать совершать намазы и жить с соблюдением религии Аллаха. Если люди не приходят в мечеть, и не хотят ходить, то такие маджлисы – поминки становятся как раз тем местом, где мы можем их приобщить к исламу.

А Аллах знает лучше.