Если так получилось, что мы находимся рядом с умирающим человеком, нужно постараться помочь человеку произнести слова: «Ляя иляяха илля Аллах», так как есть хадис, в котором сказано:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :

من كان اخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة

Пророк ﷺ сказал:

«Тот, чьи последние слова будут «Ля иляха илляЛаху» – войдет в Рай» (Абу Дауд, 3116).

Если человек произнёс эти слова, то больше стоит тревожить его разговорами. Если он сам заговорит, либо что-то скажет, следует заново повторить слова «Ляя иляяха илля Аллах», чтобы именно эти слова стали его последними словами.

Когда человек находится при смерти, совершаются следующие действия:

  1. Умирающего кладут на правый бок лицом в сторону киблы. Если это невозможно, разрешается оставить умирающего на спине, но в этом случае, ноги умирающего должны быть направлены в сторону киблы, а голова приподнята, для того чтобы лицо было обращено к кибле – это облегчает выход души, закрывание глаз и завязывания челюсти после смерти.
  2. Следует произнести рядом с умирающим шахаду, чтобы он мог повторить ее (т.е. чтобы его последние слова были «Ля иляха илляЛЛах»), но нельзя заставлять его. Это называют «Талкин» и его также читают после похорон.
  3. Желательно, чтобы к умирающему человеку зашли родственники и соседи, чтобы поддержать и помочь легче покинуть этот мир, но не следует использовать это время, чтобы вести праздные разговоры и сплетничать.
  4. Желательно дать умирающему воды и читать рядом с ним суру «Йасин» или суру «Ра'д».

Когда человек умер:

  1. Подвязывают нижнюю челюсть, делая узелок на темени,
  2. Закрывают покойному глаза. Человек, совершающий это, одновременно, должен читать дуа:

بِسْم الله و علي ملة رسول الله، اللهم يسر عليه أمره و سهل عليه ما بعده، و اسعده بلقائك و اجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه

«Бисмилляһ ва аля милляти расуулилляһ, Аллаһумма йассир алейһи амраһу ва саһһиль алейһи ма ба'даһу, ва ас'ыдһу биликааикя ваҗ'аль маа хаража илейһи хайран миммаа хаража анһу.»

«С именем Аллаха и на пути посланника Аллаха! О, Аллах! Облегчи его дело и облегчи ему последующее, обрадуй̆ его встречей̆ с Тобой̆ и сделай̆ то, куда он ушел лучшим, чем то, что он покинул.».

  1. Суставы разрабатывают, поочерёдно сгибая и выпрямляя конечности: локти, пальцы, бедра и голени.
  2. Кладут на живот что-нибудь железное (не слишком тяжелое) для того, чтобы не вздулся.
  3. Руки кладут вдоль тела, не складывая на груди.
  4. Накрывают покойного тканью.
  5. Не читают рядом с покойным Коран, пока его не омоют,
  6. Желательно оповестить людей̆ о смерти, чтобы они смогли присутствовать на джаназа-намазе.

Условия для мытья покойного:

Мытье покойного является фардом-кифая, т.е. если один человек омоет тело покойного, то другим этого делать не обязательно, но если никто не омоет, то всем засчитывается грех.

В каких случаях необходимо омыть тело умершего:

  1. Умерший был мусульманином,
  2. Сохранилась большая часть тела или половина тела вместе с головой
  3. Мертворождённый ребенок, который завершил своё формирование. Если ребенок родился с признаками жизни, но умер, необходимо омыть тело, дать имя и прочить джаназа-намаз, не зависимо от срока беременности. Также если родился мертвым и был плод сформирован, то его омывают, дают имя, но не читают джаназа-намаз.

 

В каких случаях не совершают омовение, а просто обливают тело умершего водой:

  1. Если мертворождённый ребенок не завершил своё формирование.
  2. Если тело умершего обгорело.

 

Мытье покойного:

  1. Тело кладут на носилки таким образом, чтобы правый бок, либо ноги были направлены в сторону киблы. Если это невозможно, можно совершить омовение в любом удобном положении.
  2. Закрывают аурат покойного (от пупка до низа колен).
  3. Снимают с него одежду,
  4. Совершают покойному малое омовение (тахарат), как омовение для намаза, без полоскания рта и носа (нос и рот протирают мокрой̆ тряпкой̆),
  5. Поливают тело теплой водой,
  6. Моют голову и бороду мылом (шампунем или гелем для душа),
  7. Затем кладут на левыӗ бок и моют с мылом так, чтобы стекающая вода полностью омыла правую сторону,
  8. Затем кладут на правый̆ бок и моют также,
  9. Затем покойному придают положение сидя, опирая на себя и слегка поглаживают живот, если выйдут нечистоты, то их смывают и не совершают омовение заново.
  10. Вытирают покойного тряпкой̆,
  11. Умащивают тело покойного благовониями, нанося на голову, бороду, и части тела, на которые человек опирался, совершая земной̆ поклон: лоб, нос, ладони, колени, стопы. Благовония используют для мужчин и женщин.

Примечания:

- Покойному не стригут ногти и волосы. Не расчесывают волосы и бороду.

- Жена может мыть своего покойного мужа, если нет мужчин, которые могли бы это сделать. Мужу не разрешается омывать умершую жену, однако, если не найдутся женщины, которые смогут совершить омовение покойной, мужу необходимо совершить таяммум (омовение без воды) для покойной, при этом, руки его должны быть обернуты тканью.

- Мужчине можно мыть девочку до 5 лет, если нет женщины, которая может это сделать, также, женщине можно омыть мальчика до 7 лет, при необходимости.

- Порицается, чтобы человек, который̆ совершает омовение покойного, находился в состоянии хайда, нифаса или джунуба.

- При мытье покойного желательно как можно больше поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбой̆ за покойного. Если человек который омывает заметит, что лицо покойного озарено или от него исходит приятный запах, или увидит что-либо что ему понравится, то пусть расскажет об этом другим, а если он заметит, что лицо покойного почернело или от него исходит неприятный запах, или увидит, что его внешность изменилась, то ему запрещается рассказывать об этом кому-либо. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Упоминайте о хороших качествах ваших умерших и не говорите о плохих» (Абу Дауда, 4900. Тирмизи, 1019).

Также передается от Абу Рафи' Аслама, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто омоет умершего и скроет его недостатки, того Аллах простит сорок раз». (Байхаки, 3/395).

Из книги имама Навави Аль-Азкар, стр. 298; Джаухарат ан-найираһ шарх мухтасар аль-кудури, (2/253-254).

Кафан (саван):

Заворачивание в кафан также является фардом-кифая. Предпочтительно, если кафан будет из хлопка и белого цвета. Кафан окуривают благовонием нечетным количеством раз.

А) Кафан (саван) мужчины:

  1. Камис – длина от шеи до низа стоп (без рукавов и карманов, края не зашивают),
  2. Изар – от макушки головы до низа стоп,
  3. Лифафа – то макушки головы до низа стоп, немного длиннее (на размер локтя, можно больше, при необходимости), чтобы облегчить заворачивание.

Порядок заворачивания мужчины:

Расстилают «лифафу», сверху нее «изар» и затем «камис» с завёрнутой верхней частью. Кладут тело на «камис», продевают голову через прорез в «камисе» и разворачивают завернутую верхнюю часть «камиса», затем заворачивают левую сторону «изара», потом правую. То же самое делают с «лифафой» (сначала левую сторону, потом правую). При необходимости, если есть опасения что «кафан» раскроется, его можно связать.

Б) Кафан женщины:

  1. Камис – длина от шей до низа стоп (без рукавов, карманов,

края не зашивают),

  1. Изар – от макушки головы до низа стоп,
  2. Лифафа – от макушки головы до низа стоп, немного длиннее (на размер локтя, можно больше при необходимости), чтобы облегчить заворачивание,
  3. Химар – платок на голову,
  4. Хирка – материя поверх груди (от груди до пупка, но предпочтительнее от груди до колен).

Порядок заворачивания женщины:

Расстилают «лифафу», сверху нее «изар» и затем «камис» с завёрнутой верхней частью. Кладут тело на «камис», продевают голову через прорез в «камисе» и разворачивают завернутую верхнюю часть «камиса». Заплетают 2 косы и кладут их на грудь поверх «камиса», перед тем, как завернуть в «изар», кладут на голову и лицо «химар» (должен закрывать волосы и уши). Далее заворачивают «изар», сначала левую сторону, потом правую. Затем «хиркат» (делают потуже, сначала левую сторону, потом правую), затем «лифафу», сначала левую, потом правую сторону.

Тело покойного готово к совершению над ним дженаза намаза. После этого совершается намаз.