Всевышний Аллах в 141 аяте суры Ан'ам говорит:

وَهُوَ الَّذِي أَنشَأَ جَنَّاتٍ مَّعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ كُلُوا مِن ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Аллах Единый – Тот, кто взрастил сады из виноградных лоз, растущих на подпорках и без подпор. Он взрастил финиковые пальмы и посевы, которые дают разнообразные плоды по цвету, вкусу, форме и запаху. Аллах взрастил также оливы и гранаты и другие плоды, схожие по некоторым качествам и различным по другим, хотя земля может быть одна и та же и орошается одной и той же водой. Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после уборки урожая. Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обидеть бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!»


В этом аяте Всевышний Аллаһ приказывает нам отдавать должную милостыню с урожая, которым наделил нас Аллаһ.


В толковании этого аята Ибн Касир (р.а) пишет:


Всевышний Аллах выразил своё порицание тем, кто собирает урожай не жертвуя из него ничего в пользу бедных.

В суре «Нун» приводится подробная притча об обладателях сада:

وَلاَ يَسْتَثْنُونَ فَطَافَ عَلَيْهَا طَآئِفٌ مِّن رَّبِّكَ وَهُمْ نَآئِمُونَ فَأَصْبَحَتْ كَالصَّرِيمِ فَتَنَادَوْاْ مُصْبِحِينَ أَنِ اغْدُواْ عَلَى حَرْثِكُمْ إِن كُنتُمْ صَارِمِينَ فَانطَلَقُواْ وَهُمْ يَتَخَـافَتُونَ أَن لاَّ يَدْخُلَنَّهَا الْيَوْمَ عَلَيْكُمْ مِّسْكِينٌ وَغَدَوْا عَلَى حَرْدٍ قَـادِرِينَ فَلَمَّا رَأَوْهَا قَالُواْ إِنَّا لَضَآلُّونَ بَلْ نَحْنُ مَحْرُومُونَ قَالَ أَوْسَطُهُمْ أَلَمْ أَقُلْ لَّكُمْ لَوْلاَ تُسَبِّحُونَ قَالُواْ سُبْحَـانَ رَبِّنَآ إِنَّا كُنَّا ظَـالِمِينَ فَأَقْبَلَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ يَتَلَاوَمُونَ قَالُواْ ياوَيْلَنَآ إِنَّا كُنَّا طَـاغِينَ عَسَى رَبُّنَآ أَن يُبْدِلَنَا خَيْراً مِّنْهَآ إِنَّآ إِلَى رَبِّنَا رَاغِبُونَ كَذَلِكَ الْعَذَابُ وَلَعَذَابُ الآخِرَةِ أَكْبَرُ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ

«Но не сделали оговорки (не сказали: «Если того пожелает Аллах»). Ночью же, пока они спали, их сад поразила кара от твоего Господа. К утру сад был подобен мрачной ночи (был погублен). А на рассвете они стали звать друг друга: «Ступайте на вашу пашню, если вы хотите сорвать плоды!» Они отправились туда, разговаривая шепотом: «Не впускайте сегодня к себе бедняка». Они шли с твердым намерением и полагали, что у них достаточно сил. Когда же они увидели его, они сказали: «Мы сбились с пути! О нет! Мы лишились этого». Лучший из них сказал: «Разве я не говорил вам, что надо было прославить Аллаха?» Они сказали: «Пречист наш Господь! Мы были несправедливы». Они стали попрекать друг друга и сказали: «Горе нам! Мы преступили границы дозволенного. Быть может, Господь наш даст нам взамен нечто лучшее. Воистину, мы обращаемся к нашему Господу». Такими были мучения, а мучения в Последней жизни будут еще ужаснее! Если бы только они знали! (68:18-33)


Аллах сказал:

وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

Но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных – некоторые считают, что здесь имеется в виду быть умеренным при выплате милостыни, и не давать больше принятого. Ибн Джураудж сообщает, что этот аят был ниспослан по поводу Сабита ибн Кайса ибн Шамаса, который собрал урожай фиников с пальм и сказал:

«Кто бы ни пришёл ко мне сегодня, я обязательно дам ему фиников».

К вечеру у него уже не осталось ничего из плодов. И тогда Всевышний Аллах ниспослал:

وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

Но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных. (Это повествование передал ибн Джарир от ибн Джурайджа.)

Ибн Джурайдж (р.а) передаёт мнение Аты, что чрезмерность запрещается во всём.

Это правильно, но более глубокий смысл слов Аллаха:

كُلُواْ مِن ثَمَرِهِ إِذَآ أَثْمَرَ وَءَاتُواْ حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ وَلاَ تُسْرِفُواْ

Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных – относится к чревоугодничеству. Ведь оно вредно для разума и тела. Аллах также сказал: ﴾ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ ﴿ Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (7:31).


'Ушр - это закят, отчисляемый с продукции земледелия. По мнению основателя ханафитского мазхаба Имама Агзама (р.х) он составляет одну десятую часть, чистого урожая, собранного с земли ('ушрийя). По его ижтихаду выплачивается одна десятая часть урожая и при этом не имеет значения в большом количестве был собран урожай или в малом, орошался он в ручную или просто поливался дождём. Однако по мнению одного из самых выдающихся учеников имама Агзама Абу Ханифы, все ижтихады которого тоже относятся к мазхабу его хазрата - от урожая, полученного с орошаемых за плату участков, 'ушр уплачивается только в размере 1/20 части урожая. 'Ушр уплачивается с урожая таких культур, как пшеница, ячмень, рис, просо, картофель, капуста, свекла, арбузы, огурцы, помидоры, баклажаны, клевер, маслины, кунжут, сахарный тростник, фрукты, а также с продукта пчеловодства - мёда. Мусульмане, занимающиеся земледелием, садоводством и огородничеством, для того, чтобы то, чем они питаются, было халяль (дозволенным по Шариату), должны неукоснительно давать 'ушр, как вид закята.

Смысловое значение слова закят – очищение, т .е, то что очищает, придает чистоту, делает дозволенным. Закятом разума является намаз, а закятом нашего тела – пост. Закятом урожая, который Всевышний нам даёт является ушр. Его нужно давать тем, кому можно выплачивать закят.

В суре Тавба, 60 аят сказано:

Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:

1. бедным [не имеющим нисаба], то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
2. нищим [неимущим и обездоленным];
3. тем, кто занимается сбором и распространением закята;
4. тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
5.для выкупа и освобождения рабов;
6.на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
7.на пути Аллаһа (фи сабилиль-лях);
8. путникам.

Это обязательно для вас, Аллаһ Всезнающ и бесконечно Мудр».

Из всех восьми категорий людей самыми достойными среди них являются шакирды изучающие религиозные науки, и проводящие все своё время в служении Аллаху. Потому что, шакирды и хазраты собирают в себе почти все 8 категорий.

Среди них есть и бедные и нуждающиеся и сироты и сборщики закята и все остальные категории.

В хадисе про ушр, Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:

أصل جميع الخطايا حب الدنيا و أصل جميع الفتن منع العشر و الزكاة

«Основой всех ошибок является любовь к этому миру, а основой всех бедствий, недопониманий и смуты является не выдача ушра и отказ от выплаты закята».
(из книги Мунаббихат).

Поэтому, если мы хотим мира и спокойствия в семье и среди всех наших родных, близких и знакомых, хотим чтоб ризык, который мы кушаем был только халялем, дозволенным – мы должны обратить внимание на выплату ушра и закята.

Пусть Всевышний Аллах поможет нам защититься от всех проблем этого и следующего миров, путём выплаты закята и ушра! Аминь!