Жертвоприношение у большинства людей ассоциируется с какими-либо языческими обрядами задабривания духов и идолов, какими-нибудь человеческими жертвоприношениями или подношениями потусторонним силам. Однако, в исламе обряд жертвоприношения не имеет ничего общего с этим.

Слово «курбан» с арабского означает приближение, то есть посредством жертвы приблизиться к Аллаху. В арабском языке название праздника звучит как Ид аль-Адха, что дословно переводится, как праздник жертвы. Это самый большой и важный праздник в году. Он проходит в дни Хаджа, на 10-й день месяца Зуль-Хиджа. Обряд курбана и хадж тесно переплетены друг с другом.

Обряд жертвоприношения Богу практиковался с начала времен, еще при жизни праотца человечества Адама (мир ему). Но в нынешнем виде курбан и хадж появились при Ибрахиме (Аврааме, мир ему). которому Всевышний повелел принести своего сына в жертву.

Сама история того, как Ибрахим получил это повеление от Всевышнего принести в жертву своего первенца и продолжателя рода Исмаила, мир ему, и то, как они оба прошли через это, заслуживает отдельного внимания. Жизнь Ибрахима, мир ему, была полна тяжелых испытаний, лишений и трудностей. Долгое время он прожил со своей супругой Сарой, но в браке у них так и не появились дети. Только на склоне лет, Всевышний дал ему вторую жену по предложению его первой жены Сары, которую звали Хаджар. И вот тогда у него наконец появился его первый ребенок Исмаил. Но с самого детства Аллах рассудил, чтобы Исмаил рос вдали от отца и повелел Ибрахиму, который жил в Месопотамии, отвести Хаджар вместе с младенцем в далекие пустынные земли, туда, где ныне располагается город Мекка.

Хаджар, которая не знала, как выживать в пустыне, где найти хотя бы источник воды, стала бегать от одного холма к другому, дабы отыскать хоть какие-то намеки на воду. Из этой истории берут свое начало обряды хаджа. Хаджар смогла отыскать источник зам-зам, который не только утолял жажду, но и голод. Они стали жить возле колодца, а Ибрахим время от времени их навещал. Когда Исмаилу исполнилось 12 лет, Ибрахим три дня подряд видит один и тот же сон, в котором Аллах повелевает ему принести своего сына в жертву. Сны пророков – правдивые, поэтому трижды повторившийся сон был воспринят Ибрахимом как призыв к действию. Он сообщил об этом сыну, на что тот отреагировал полной готовностью и преданностью воле Всевышнего. По пути к месту заклания им являлся шайтан, который пытался то одного, то другого отговорить, на что они не стали ни прислушиваться к нему, ни спорить с ним, они просто прогнали его камнями. Отсюда пошел обряд побивания шайтана камнями во время хаджа. Ибрахим взял нож и нанес удар по горлу, но он даже не поцарапал Исмаила. Затем Всевышний Аллаха повелел архангелу Джабраилу заменить Исмаила на райскую овечку и возвестил Ибрахиму, что тот сдержал свое обещание, выполнил повеление Всевышнего, которое ему явилось во сне.

Взгляните, вот именно в этом и состоит суть курбана – в готовности принести в жертву себя или пожертвовать чем-то таким, что очень дорого для тебя ради Всевышнего, ради дел, ведущих к Его довольству. Ведь за этим не последовало пролития крови человека: Ибрахим был полон решительности привести в действие повеление Всевышнего, но Аллах Сам остановил его и заменил его жертву на приемлемую. То есть Аллах сохранил обряд, как напоминание о покорности, преданности Ибрахима и Исмаила, в назидание нам. Аллах не нуждается в жертвенных животных, ведь в Коране сказано: “Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.” Сура Хадж, 37 аят. Каждый раз, когда мы совершаем курбан, мы как бы говорим Аллаху: «Господь мой, я готов принести себя в жертву Тебе, на Твоем пути и все, что мне дорого, но так как ты запретил проливание человеческой крови, я приношу в жертву вместо себя это животное. Пусть это символизирует мою готовность предаться Твоей воле».

Но помимо прочего, может возникнуть вопрос: для чего вообще жертвовать чьей-либо жизнью? Разве ислам не должен призывать к миролюбию, созиданию, состраданию? Разве Посланник Аллаха, мир ему, не призывал быть милосердным к творениям Всевышнего, не только к человеку, но ко всему живому? Раз Аллах не нуждается в наших жертвах, так почему вообще не отказаться от этого? Зачем нужно пускать кровь ни в чем не повинных животных?
Ответ на этот вопрос довольно прост и сложен одновременно. Прост и совершенно понятен для людей, которым Всевышний изначально вменил жертвоприношение в обязанность и сложен для нас, людей современных в силу различий и некоторых искажений в восприятии действительности.
Люди тысячелетиями занимаются скотоводством, разводят скот, выращивают специально для убоя. Животные помогали и до сих пор помогают человечеству питаться и выживать. Аллах создал животных для служения человеку: «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле». (45:13); «Вкушайте сами и пасите свой скот» (20:54); «И скот Он (также) создал; для вас (о, люди) в нем (есть) согревание и (другая) польза, и ими вы питаетесь» (16:5). Помимо мяса, мы пользуемся молоком животных их шерстью, костями, кожей и многим другим.

Выращивание и забой скота – это естественная потребность любой нации, в каком бы уголке мира, вы ни жили. Человек нуждается в мясе, природой так устроено. Для того, чтобы отказаться от мяса и продолжать получать все необходимые питательные вещества, нужна очень сложная вегетарианская диета, которую может себе позволить не каждый, у кого даже есть возможность купить мясо.

По итогу получается, что почти все человечество питается мясом. Но у современного городского жителя по всей видимости может сложиться впечатление, что мясо в магазине само появляется или, может, растет на деревьях рядом с буханками хлеба. Поэтому, когда они видят «жестокие сцены насилия и расправы над животными», они призывают это остановить и не причинять вред животным. Такой подход немного отдает лицемерием. Если человек ест мясо, то он должен понимать, что для этого было убито животное и не одно. Их миллионами выращивают на фермах и забивают на скотобойнях. Это один из важнейших ресурсов человечества для выживания. И общественность не находит ничего плохого в том, чтобы все эти животноводческие фермы и скотобойни работали, налаживали свое производство, а даже наоборот поддерживает развитие этой отрасли. Потому что все прекрасно понимают, что без этого людям не выжить, как и тогда тысячи лет тому назад.

Если нет ничего плохого в закалывании животных для удовлетворения собственных потребностей, то тем более нет ничего плохого в том, чтобы закалывать животное, которое было взращено для забоя и чьим мясом накормят людей с целью совершения обряда, который символизирует покорность и преданность Богу. Разница здесь только в намерении.

Другой вопрос, когда это делается на виду у неподготовленной публики. Это действительно неправильно. Каким бы ни было чистым и искренним намерение мусульманина, оно скрыто от людей. Окружающие будут видеть в человеке, который вышел во двор и на глазах у всех режет горло животному, только, как им кажется, дикость и невежество. Поэтому, лучше не давать людям повода так думать о себе. Обряд необходимо проводить скрытно, не показываясь на публике, чтобы не навлекать на себя гнев и не вызывать у людей отвращение к исламу.