Пост начинается после наступления 2-го фаджра и заканчивается заходом солнца. Некоторые факихи утверждают, что за начало поста принимают момент зарождения фаджру садик, и этого требуют меры предосторожности. Другие ученые говорят, что время поста начинается после того, как светлая полоса на горизонте начинает медленно расширяться. Этот взгляд считается наиболее предпочтительным. Резюмируя все эти мнения, можно сказать, что по первому мнению, пост начинается сразу после появления фаджру садик, тогда по второму мнению – после увеличения светлой полосы рассвета.

Если кто-то сомневается в наступлении рассвета, лучше всего прекратить есть и начать пост. Но даже если он будет продолжать завтракать, его пост будет считаться действительным. Если станет известно, что в тот момент рассвет уже наступил, в дальнейшем ему необходимо возместить этот день поста.

Соблюдение поста Рамадан становится фардом, то есть обязательным, после того как при ясной погоде можно будет увидеть луну. Если погода облачная, то пост начинается после 30 дней месяца Шаабан, ибо Аллах повелел:

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь» (Сура аль-Бакара, 2/185).

В одном из хадисов Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев месяц Рамадан, соблюдайте пост. Увидев месяц Шавваль, разговляйтесь! Если же облачно, завершайте месяц Шаабан на тридцатый день!» (Бухари, Савм, 5, 11; Муслим, Сыям, 4, 7, 8, 17-20; Насаи, Сыям, 8, 9, 10, 11; Абу Дауд, Сыям, 7; ибн Маджа, Сыям, 7).

В другом варианте хадиса, приведенного в сборнике Бухари, говорится: «Месяц состоит из 29 дней. Пока не увидите луну (новолуние), пост не соблюдайте. Если же погода пасмурная, завершайте месяц Шаабан на 30-й день!»

В сборнике Имама Муслима есть хадис: «Говоря о Рамадане, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) три раза соединил обе руки, показывая, что месяц состоит из тридцати дней. Затем он согнул большой палец и изрек: «Когда увидите месяц, соблюдайте пост. Увидев месяц, разговляйтесь! Если небо будет облачно, завершайте месяц Шаабан на 30-й день».

В одном году три или четыре месяца «камари» могут быть по 29 дней.

Если постящийся человек начнет сомневаться в заходе солнца, ему нельзя разговляться. Если после разговения невозможно установить истину, ему впоследствии нужно сделать када, то есть возместить этот день. Если же станет ясно, что пост нарушен до захода солнца, нужно совершить «каффарат».

При необходимости любой мусульманин может начинать и заканчивать пост после проведения необходимых исследований. Если под рукой нет специальных приборов, он может начинать пост согласно своему мнению и завершать пост после наблюдения за солнцем и луной, то есть, придя к решению, что солнце зашло. Но наряду с тем, если никак нельзя узнать точное время начала рассвета и захода солнца, лучше всего принять меры предосторожности и повременить с ифтаром.

Жители города или любого населенного пункта, должны приложить максимум усилий, чтобы поднимать людей для «сахура» (утренний завтрак) при помощи барабанного боя или сигналов трубы. Можно также сообщать людям о начале времени поста чтением азана. Особенно это касается тех мест, где азан читается постоянно. Но нужно учитывать, что муаззины тоже люди и могут прочитать азан позже, чем требуется. Поэтому нужно запастись надежными календарями или специальными часами.

«Энциклопедия норм и правил ислама в свете четырёх мазхабов» – Забиров А. А.