Пост делится на фард, ваджиб, нафиль и макрух.
А - Пост фард (обязательный)
В свою очередь этот пост фард бывает двух видов:
1. Пост «фард муайян». Это пост, соблюдаемый в месяц Рамадан.
2. Пост «гайри муайян». Это посты, соблюдаемые в качестве возмещения за пропущенные дни поста месяца Рамадан, и посты, которые соблюдают для искупления какой-либо ошибки или проступка. По мнению Абу Ханифы, человек, пропустивший один из дней месяца Рамадан, может возместить его в любое время. Имам Шафии считает, что пропущенные дни нужно возместить в этот же год.
Б - Пост ваджиб
Этот пост также делится на два вида. Соблюдение поста «назр» («Назр» – хотя это не предписано, сделать выполнение чего-либо для себя обязательным. Дать слово или принять решение совершить какое-либо богоугодное дело) является ваджибом. Пост назр, на который было сделано намерение соблюдать в определенные дни, является «ваджибом муайян». Пост, который намереваются соблюдать в любой день, является «ваджиб гайри муайян». Также является «ваджибом муайян» намерение соблюдать в опеределенные дни «и’тикаф» (уединение для размышлений и совершенная поклонений) поста.
В - Пост нафиль
Этот пост может быть сунна, мустахаб, мандуб или татавву’.
Пост нафиль соблюдают в следующие дни:
1. Пост Дауда. Из всех видов дополнительных постов соблюдение поста в этот день является наиболее предпочтительным. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самым добродетельным считается пост, который соблюдал пророк Дауд (алейхиссалям). Он держал пост один день, а другой день не соблюдал». Когда Абдуллах ибн Умар заявил: «А я могу соблюдать пост еще больше!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Больше этого нет других постов» (Муслим, Сыям, 192, 203; ибн Маджа, Сыям, 43; Насаи, Сыям, 76, 77; Ахмад бин Ханбаль, 2/225).
2. Соблюдать пост три дня каждого месяца. Соблюдение поста в 13, 14, 15 дни каждого лунного месяца является мустахабом. Эти дни называют «аййами бийд». Как передал Абу Зарр (радыйаллаху анху), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал: «Когда ты намереваешься держать пост три дня каждого месяца, держи 13, 14 и 15!» (Бухари, Анбия, 37, Саум, 56, 58; Муслим, Сыям, 181; Насаи, Сыям, 76; Ахмад бин Ханбаль, 2/158, 188, 189, 194).

Досточтимая Аиша (радыйаллаху анха) рассказывала, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц соблюдал пост по три дня (ас-Санани, Субулус-салям, 2/168).
3. Соблюдать пост каждый понедельник и четверг. Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) рассказывал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый понедельник и четверг соблюдал пост.
Когда его спросили о том, почему он предпочел эти дни, он ответил: «Поступки людей представляют Аллаху в понедельник и четверг». В другой передаче этот хадис имеет небольшое дополнение: «Я желаю, чтобы мои поступки были представлены Аллаху в тот момент, когда я соблюдаю пост» (Абу Дауд, Саум, 60; ибн Маджа, Сыям, 42).
4. Даже не подряд шесть дней соблюдать пост в месяц Шавваль. Но желательно держать пост шесть дней подряд. Если в эти дни держать пост с намерением возместить пропущенные дни, пост «назр» и т. д., в любом случае можно заслужить саваб. В хадисе, переданном Абу Аюбом (радыйаллаху анхума), говорится: «Если кто-либо весь месяц Рамадан будет держать пост и прибавит к ним 6 дней месяца Шавваль, ему зачтется такое вознаграждение, словно он целый год соблюдал пост» (Ибн Маджа, Сыям, 33; Тирмизи, Саум, 52). Если принять во внимание, что за каждый благой поступок, совершенный в месяц Рамадан, воздается десятикратной наградой, то за пост Рамадана воздается, как за 10 месяцев поста. Если к этому прибавить 60 дней за 6 дней месяца Шавваль, то получается, что как будто пост держали целый год, ибо в Коране сказано:
«Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздается десятикратно» (1287 Сура аль-Ан`ам, 6/160).
5. Соблюдение поста в день Арафа. Постится девятый день месяца Зуль Хиджа тем, кто не находится в хадже, является мустахабом. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Есть надежда, что благодаря посту, соблюдаемому в день Арафа, Аллах простит и совершенные в прошлом году грехи, и грехи, совершенные в этом году» (Ахмад бин Ханбаль, 5/196, 297, 304, 307, 6/128). «Нет другого дня, кроме Арафа, который бы послужил причиной ограждения людей от адского пламени Аллаха». В этом хадисе, приведенном в сборнике Муслима, указывается на важность дня Арафа.
6. Соблюдение поста первые 8 дней месяца Зуль Хиджа. Благородная супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Хафса (радыйаллаху анха) рассказывала: «Он никогда не забывал четыре вещи: пост в день Ашура, первые 10 дней месяца Зульхиджа, 3 дня каждый месяц и два ракаата намаза субх» (Насаи, Сыям, 83; Ахмад ибн Ханбаль, Муснад, 6/287).
7. Соблюдение поста в 9, 10 и 11 дни месяца Мухаррам является мустахабом или сунной. Передал ибн Аббас (радыйаллаху анхума), что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) переехал в Медину, узнав, что иудеи соблюдают пост Ашура, спросил у них: «А что за пост вы соблюдаете?» Они ответили: «Это великий день, ибо Аллах в этот день спас Мусу и сыновей Израиля от врагов. Поэтому Муса в этот день соблюдал пост». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я ближе к Мусе, чем вы». И после этого повелел мусульманам соблюдать пост в этот день (Бухари, Саум, 69; Анбия, 24; ибн Маджа, Сыям, 41; Малик, Муватта, Сыям, 128).
8 Соблюдение поста в запретные (харам) месяцы. Соблюдение поста в четверг, пятницу и субботу месяцев «Зулькада», «Зульхиджа», «Мухаррам» и «Раджаб», называемых «ашхуруль-хурум», является мандубом.
9. Соблюдение поста в месяц «Шаабан». Досточтимая Айша (радыйаллаху анху) рассказывала, что кроме месяца «Шабан», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ни в один другой месяц так много не держал пост. Он соблюдал пост почти во все дни этого месяца (Муслим, Салят, 176; Абу Дауд, Саум, 58; Тирмизи Саум, 36; Насаи, Сыям, 34-35, 70; ибн Маджа, Сыям, 4, 30; Ахмад ибн Ханбаль, 6/ 80, 89, 300, 311).
Г - Посты «макрух»
Эти посты делятся на две группы: тахриман макрух и танзихан макрух.
1. Посты «тахриман макрух». Пост в первый день праздника Рамадан и в течение четырех дней праздника Курбан является тахриман макрух, так как эти праздничные дни предназначены для радости, посещений, угощений. Однако если кто-то все-таки решит держать пост в эти дни, он будет считаться грешником, но его пост будет действительным. Если по каким-либо обстоятельствам такой пост нарушится, его возмещения не требуется, так как совершалось нежелательное действие. Но существует мнение, согласно которому возмещение обязательно.
2. Пост «танзихан макрух». Это посты, соблюдаемые только в один день Ашура, и согласно мнению некоторых ученых, соблюдение поста в пятницу, в воскресенье, в праздники Навруз и Михраджан (Праздники весны и осени у ираноязычных народов). Исключением является, если с этими днями совпадают посты, которые человек обычно держит. Например: 13, 14, 15 числа месяца. Что касается нежелательности соблюдения поста только в пятничный день, то это следует из хадиса: «Не выделяйте для поклонений только пятничные вечера. Только если кто-то соблюдает пост по привычке» (аш-Шавкани, 4/249).
Также нежелательно соблюдать пост, не делая ифтар, два-три дня подряд. Такой пост называется «сауму висаль». Досточтимая Айша (радыйаллаху анхума) рассказывала: «Сжалившись над мусульманами, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил им соблюдать «сауму висаль». Когда у него спросили о том, почему он соблюдает пост таким образом (не разговляясь вечером), он ответил: «Я другой, так как меня кормит и поит мой Господь» (Бухари, Саум, 49; Теманни, 8; Муслим, Сыям, 59; Абу Дауд, Саум, 24; Дарими, Саум, 14).
Соблюдение поста в «йавму шакк» (день сомнений) является макрухом. Так называют день, когда вследствие облачности возникают сомнения: этот день 30-й день месяца Шаабан или 1-й день месяца Рамадан? Если погода ясная и новолуние не наступило, то этот день не считается «йавму шакк».
Пост с намерением соблюдать пост месяца Рамадан или по случаю другого поста ваджиб в «йавму шакк» является макрухом. Даже соблюдение поста за один или два дня до месяца Рамадан также является макрухом. По этому поводу Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не встречайте Рамадан, соблюдая пост за один или два дня до его наступления. Но если кто-то постоянно соблюдает в эти дни пост, пусть он продолжает это делать» (Бухари, Саум, 5, 14; Муслим, Сыям, 21; Абу Дауд, Саум, 7, 11; Тирмизи, Саум, 2, 4, 38).
Причина нежелательности соблюдения поста в эти дни объясняется опасением прибавить лишние дни к месяцу Рамадан. Если делается намерение соблюдать любой другой, дополнительный пост, то соблюдение поста в «йавму шакк» дозволяется, так как в том случае, если «йавму шакк» входит в месяц Рамадан, то этот пост зачтется за пост фард. В противном случае этот пост останется нафилем.
Если в «йавму шакк» сделать намерение: «Намереваюсь держать пост месяца Рамадан, если Рамадан еще не наступил, то пусть этот пост не засчитывается», то такой пост будет недействительным, так как намерение соблюдать пост должно быть сделано в твердой и решительной форме.
Вместе с тем, хотя намерение соблюдать пост месяца Рамадан в «йавму шакк» считается макрухом, то если потом стало известно, что этот день был одним из дней Рамадана, то этот день засчитывается пост Рамадана. В противном случае этот пост будет считаться нафиль.
Если же в «йавму шакк» сделано намерение соблюдать пост ваджиб, то этот пост будет действительным. Если этот день так и остался сомнительным, то этот пост, как ваджиб, не будет действительным, так как есть большая вероятность того, что этот день был днем месяца Рамадан.

Желательно, чтобы мусульмане, обладающие знаниями в области вышеприведенных вопросов, в «йавму шакк» тайно соблюдали пост. Что касается обычных людей, то до выяснения и разрешения сомнений, до вхождения солнца в зенит, им лучше всего остерегаться всего, что может нарушить пост.

Если кто-то соблюдает пост весь месяц Шаабан или последние три дня, для него предпочтительнее держать пост в «йавму шакк».

Ни одна женщина без разрешения супруга не может держать нафиль пост, так как это является макрухом. Если женщина начала держать пост, то муж имеет полное право приказать ей прервать его, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Когда муж находится рядом, без его разрешения женщине запрещается соблюдать нафиль пост» (Бухари, Никах, 84, 86; Муслим, Закят, 84; Абу Дауд, Саум, 73).

Если у супруга нет потребности в жене, то женщина может держать пост. Если муж находится вдали от места проживания супруги, или находится в хадже, или облачился в ихрам для совершения умры, он не может запретить супруге соблюдать пост нафиль, так как в этом случае у него нет возможности удовлетворить с ней свои половые потребности.

Работающий за зарплату или вознаграждение человек, в случае, если соблюдение поста может помешать выполнению его обязанностей, без разрешения хозяина или работодателя не может соблюдать пост нафиль.

Если соблюдение поста не помешает основной работе, то пост можно держать без разрешения работодателя.

Если у кого-то есть када (долги) за месяц Рамадан, ему позволяется соблюдать пост нафиль.

Если кто-то из паломников опасается, что может ослабеть по причине поста в дни Тарвия и Арафа, то ему нежелательно соблюдение поста, так как это может помешать выполнению обязательных предписаний хаджа.

Соблюдение поста женщиной в состоянии хайда и нифаса является харамом, а пост не будет действительным. Женщины в этих состояниях могут возместить пропущенные дни после очищения. Но делать када намазов им не обязательно (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/53; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 2/114; аш-Шурунбуляли, Маракуль- фалах, стр. 106, 107).

«Энциклопедия норм и правил ислама в свете четырёх мазхабов» – Забиров А. А.