Арабское слово «саум» переводится как «удаление от чего-либо, «сдерживание себя», «держать себя в руках». В исламской терминологии пост — это воздержание человека, обладающего для этого возможностями и сделавшего намерение соблюдать пост, от всего запретного, что нарушает пост, на время от второго фаджра (рассвета) до захода солнца.
Другими словами, пост — это удерживание себя в течение определенного времени от употребления пищи и питья и интимной связи.
«Рукн» (необходимое условие) поста состоит в удержании желудка и половых органов от естественных потребностей и желаний.
Время соблюдение поста начинается с наступления рассвета и длится до захода солнца. Что касается областей, где долгие ночи или дни (например, на Крайнем Севере), здесь пост соблюдают, исходя из времени близлежащих областей, где смена ночей и дней происходит в обычном порядке.
Всевышний Аллах повелевает:
«Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной» (Сура аль-Бакара, 2/187).
Слово «нить» в данном аяте употреблено в переносном значении. Здесь имеется в виду свет дня и темнота ночи.
Относительно хадиса Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Биляль читает ночной азан, вы ешьте и пейте до тех пор, пока азан не прочитает Ибн Умм Мактум» (Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11; Саум, 17; Муслим, Сыям, 36-37; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9, 10.), ибн Абдильбиpp сказал: «Этот хадис доказывает, что белизна нити — это время рассвета, так как время «сахура» длится только до наступления рассвета».
С религиозной, психологической, социальной, экономической и педагогической точек зрения в соблюдении поста скрыто много пользы. Пост – это поклонение Аллаху, приносящее человеку множество наград, ибо пост соблюдают ради Аллаха, милость которого безгранична. Благодаря соблюдению поста раб получает право войти в рай через дверь, (врата) называемую «Райян», предназначенную только для тех, кто соблюдал пост (Насаи, Сыям, 43; Ахмад ибн Ханбаль, 5/255).
Пост служит искуплением мелких грехов, совершенных в течение года. Так как пост – это выполнение повелений и запретов Аллаха, он служит причиной обретения богобоязненности, (такьва) ибо Господь повелевает:
«О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтобы вы были богобоязненны» (Сура аль-Бакара, 2/183).
Кроме того, благодаря посту организм человека отдыхает, укрепляется здоровье. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Соблюдайте пост и вы будете здоровы!» (Этот хадис приведен сборнике Абу Нуайма в передаче Абу Хурайры (радыйаллаху анху). Хадис хасан).
Пост является щитом в борьбе с нафсом, низменными желаниями и страстями. Обращаясь к молодым людям, которые не имеют средств к созданию семьи, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О молодёжь! Кто из вас имеет возможность жениться, пусть женится, так как брак хранит глаза, достоинство и честь. А те, кто не имеет возможности, пусть соблюдает пост, ибо пост есть щит!» (Бухари, Саум, 10; Никах, 2; Абу Дауд, Никах, 1; Насаи, Сыям, 43; ибн Маджа, Никах, 1; Дарими, Никах, 2).
Отметив полезные стороны поста, Ибн Хумам (умер в 861/1457) выделил три самые полезные качества:
1. Благодаря посту «нафс аммара» («Нафс аммара» – природное естество, побуждающее человека к низменным поступкам) находит покой и ослабляет желание, толкающее к запретному. Поэтому говорят: «Когда голодает нафс, насыщаются все органы, но когда насыщается нафс, начинают голодать все органы».
2. Пост учит быть милосердным к нуждающимся, ибо когда человек познает голод, тогда начинает понимать трудности бедных людей и, благодаря помощи им, обретает милость Аллаха.
3. Человек, соблюдающий пост, на себе испытывает тяготы, выпавшие на долю голодающих, после чего лучше понимаю состояние нуждающихся и начинает искать решение для облегчения их положения.
Таким образом, постящийся человек поднимается на более высокую степень перед Аллахом» (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 2/43).

«Энциклопедия норм и правил ислама в свете четырёх мазхабов» – Забиров А. А.