От Абу Хурайры (р.а) передаётся:

«У Аллаха есть 99 имен, сто без одного, кто их исчислит тот зайдёт в Рай».

Сахих Бухарий и Муслим.

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: (إِنَّ لِلَّهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً إِلا وَاحِدًا مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ).

روى البخاري (2736) ومسلم (2677

Некоторые ученые сказали: «С этого хадиса становится ясно, что количество имён у Аллаха 99 и они ограничены (махсур)».

Но большинство ученых сказали: «Этот хадис указывает не на количество, а на то, что если человек выучит их в таком количестве, поймёт и будет поминать, то задет в Рай». 

Так как есть ещё один хадис, в котором сказано:

عن عَبْدِ اللَّهِ بن مسعود قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : مَا أَصَابَ أَحَدًا قَطُّ هَمٌّ وَلا حَزَنٌ فَقَالَ : اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ، وَابْنُ عَبْدِكَ ، وَابْنُ أَمَتِكَ ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ ، أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي ، وَنُورَ صَدْرِي ، وَجِلَاءَ حُزْنِي ، وَذَهَابَ هَمِّي إِلا أَذْهَبَ اللَّهُ هَمَّهُ وَحُزْنَهُ وَأَبْدَلَهُ مَكَانَهُ فَرَجًا . فَقِيلَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ ، أَلا نَتَعَلَّمُهَا ؟ فَقَالَ : بَلَى ، يَنْبَغِي لِمَنْ سَمِعَهَا أَنْ يَتَعَلَّمَهَا .

رواه أحمد 3704

«Если постигнет кого-то печаль или тревога и он скажет:

О Аллах! Поистине я Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни, моя душа в Твоём распоряжении, и Ты что пожелаешь со мною сделаешь, и обязательно поступишь справедливо. Я прошу по средством всех имён Твоих, которыми Ты нарёк себя Сам, или которым научил кого-то из Твоих творений, или ниспослал его в Своём Писании, или скрыл его у Себя в своих сокровенных знаниях, прошу Тебя чтобы Ты сделал Коран - оживлением для моего сердца, светом моей груди, удалением моей печали, и отдалением моих тревог. Тот, кто скажет эти слова, Всевышний Аллах уберёт тревогу и печаль и покажет выход из положения. И сказали: «О посланник Аллаха, ты нам научишь это дуа?» Он сказал: «Да. Тому, кто услышал необходимо его выучить».

Имам Ахмад.

فقوله صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

 (أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ) دليل على أن من أسماء الله تعالى الحسنى ما استأثر به في علم الغيب عنده، فلم يطلع عليه أحداً من خلقه، وهذا يدل على أنها أكثر من تسعة وتسعين.

В этом хадисе слова:

أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ

 «Прошу Тебя, посредством имен, которые Ты скрыл в Своих сокровенных знаниях» — эти слова, сказанные в хадисе, являются доводом на то, что количество имён больше девяносто девяти.

Имам Нававий (р.а) в шархе сахих Муслима во время комментария этого хадиса сказал:

ونقل النووي رحمه الله في شرح صحيح مسلم اتفاق العلماء على ذلك ، فقال:

اتَّفَقَ الْعُلَمَاء عَلَى أَنَّ هَذَا الْحَدِيث لَيْسَ فِيهِ حَصْر لأَسْمَائِهِ سُبْحَانه وَتَعَالَى , فَلَيْسَ مَعْنَاهُ : أَنَّهُ لَيْسَ لَهُ أَسْمَاء غَيْر هَذِهِ التِّسْعَة وَالتِّسْعِينَ , وَإِنَّمَا مَقْصُود الْحَدِيث أَنَّ هَذِهِ التِّسْعَة وَالتِّسْعِينَ مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّة , فَالْمُرَاد الإِخْبَار عَنْ دُخُول الْجَنَّة بِإِحْصَائِهَا لا الإِخْبَار بِحَصْرِ الأَسْمَاء اهـ .

«Единогласны ученые в том, что имён у Аллаха больше чем 99. Смысл этого хадиса заключается не в оповещении об ограничении количества имен Аллаха, а о том, что кто выучит эти общеизвестные имена и поймёт их и будет делать зикр их, тот зайдёт в Рай. А так имён намного больше. Их количество ведомо только Аллаху.

В шархе сахиха аль-Бухарий в Фатхуль Барий Ибн Хаджар аль-Аксаляний (да смилуется над ним Аллах) в разъяснениях к этому хадису, где сказано, что имён у Аллаха 99 пишет:

قوله "اسمًا" قيل: معناه تسمية، وحينئذٍ لا مفهومَ لهذا العدد، بل له أسماء كثيرة غير هذه

Слова пророка (мир ему и благословение) «девяносто девять имен» означают «нарекание именем», и это не указывает на ограничение имен Аллаха, наоборот, у Аллаха очень много имен помимо этих (приведенных в хадисе). (Фатх уль-Барий)

Также Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к Аллаху, сказал:

 وأسألك بأسمائك الحسنى ما علمت منها وما لم أعلم

Смысл: «И я прошу Тебя посредством Твоих прекрасных имен, которые я знаю, и тех, которые Я не знаю (то есть тех имен, которые знает только Аллах)». (Имам Малик).

Имам Хаттабий и другие сказали:

В хадисе сказано, что у Аллаха есть 99 имен, и упомянута именно это цифра с этого не выходит, что у Аллаха больше нет имен. У Аллаха много прекрасных имён. Этот хадис можно понять следующим примером:

Один человек сказал: у меня есть 1000 дирхамов, я их подготовил для садака. Это не значит, что у него больше нет денег. Наоборот, возможно у него много денег, но только 1000 из них он определил для садака.

Аллаху аглям сколько имен у Аллаха. Он только Сам знает их количество. Давайте постараемся выучить 99 из них, и может именно это и станет причиной нашего вхождения в Рай в Судный день. Ин шәә Аллаһ. Амин.

قَالَ الخطابي وَغَيْرُهُ : فَهَذَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ لَهُ أَسْمَاءً اسْتَأْثَرَ بِهَا وَذَلِكَ يَدُلُّ عَلَى أَنَّ قَوْلَهُ : ( إنَّ لِلَّهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ ) أَنَّ فِي أَسْمَائِهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ ، كَمَا يَقُولُ الْقَائِلُ : إنَّ لِي أَلْفَ دِرْهَمٍ أَعْدَدْتهَا لِلصَّدَقَةِ وَإِنْ كَانَ مَالُهُ أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ . وَاَللَّهُ فِي الْقُرْآنِ قَالَ : ( وَلِلَّهِ الأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا ) فَأَمَرَ أَنْ يُدْعَى بِأَسْمَائِهِ الْحُسْنَى مُطْلَقًا ، وَلَمْ يَقُلْ : لَيْسَتْ أَسْمَاؤُهُ الْحُسْنَى إلا تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا اهـ .