Пять наставлений от Яхьи (а.с) и от Посланника Аллаха (с.а.в.) для нас.

Сообщается со слов аль-Хариса ибн Хариса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах повелел Яхье сыну Закарии пять вещей, чтобы он совершал их сам, и повелел совершать это сынам Исраиля».

Но он тянул с этим и тогда ‘Иса сказал ему:

— Поистине, Аллах ниспослал тебе пять вещей, чтобы ты совершал это сам и велел совершать это же сынам Исраиля. И либо ты велишь им это, либо это сделаю я.

Яхья сказал:

— Если ты опередишь меня в этом, то я опасаюсь, что земля поглотит меня или же я буду подвергнут наказанию.

После этого Яхья (а.с) собрал сынов Исраиля в мечети аль-Акса так, что она переполнилась, и люди сидели даже на террасе.

Он сказал:

— Поистине, Аллах велел мне и вам совершать пять вещей!

Первая – чтобы вы поклонялись единому Аллаху и не приобщали к Нему равных! Поистине, того, кто совершает многобожие можно сравнить с тем, кто купил раба из числа лучшего своего имущества, на золото и серебро. После этого он говорит рабу: «Это мой дом, а это моя работа. Так зарабатывай же и отдавай это мне». И этот раб стал работать, однако начал отдавать заработанное не своему господину. Кто бы из вас был доволен, если бы его раб был таким?! Аллах создал вас и даровал вам средства к существованию, так не приобщайте же к Нему сотоварищей!

Вторая – воистину, Аллах повелел вам совершать молитву. И когда вы будете совершать молитву, то не смотрите по сторонам. Поистине, Аллах благосклонно смотрит на молящегося, пока он не начинает смотреть по сторонам.

Третья – повелел вам Аллах соблюдать пост. Поистине, соблюдение поста подобно тому, кто находится в группе людей, имея с собой мешочек с благовонием, запах которого восхищает всех. Но воистину, запах (изо рта) постящегося лучше перед Аллахом, чем запах миска!

Четвёртая – повелел вам Аллах подавать милостыню (садака). Поистине, это подобно человеку, которого взяли в плен враги, связали его и повели к месту казни, а он говорит им: «Я желаю откупиться от вас и малым и большим (всем, чем можно)». После чего начинает им платить, чтобы выкупить себя у них.

Пятая – повелел вам Аллах поминать Его часто, ибо (поминание Аллаха) подобно неприступной крепости, в которой человек укрывается от своих врагов. И в наибольшей защите от шайтана раб Аллаха находится в тот момент, когда он поминает Аллаха!»

После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— И я повелеваю вам исполнять пять вещей, которые повелел мне исполнять Аллах:

Первая – внимательно слушать, всем сердцем и душой, слушать и стараться услышать наставления и вагазы Посланника Аллаха (с.а.в.). 

Сахабы были очень внимательными ко всем советам Пророка (с.а.в.). Все что Он говорил, они запоминали. И передавали другим, поэтому сотни тысяч хадисов дошли до наших дней, это благодаря тому, что они внимательно слушали.

Вторая – повиноваться, проявлять покорность перед вышестоящими людьми. Подчинятся вышестоящим хазратам. Если мы являемся джамаатом, то должны слушаться своего имама. Если мы на должности имама должны слушаться мухтасиба, если мы на должности мухтасиба, должны слушаться муфтия. Муфтий должен слушаться верховного муфтия.  Должна быть вертикаль и нужно стараться её не нарушать. Во всем следует проявлять покорность. Оставить свои амбиции и эмоции, нравится вам это или нет, но нужно, ради Аллаха, проявлять уважение если не к личности, то хотя бы к должности, делать то, что от нас требуется. 

Третья – проявлять усердие, служить на пути Аллаха.

Тело, время, имущество тратить во благо развития и распространения Ислама.

Четвёртая – переселяться (хиджра). Во время Посланника Аллаха (с.а.в.) было два переселения: из Мекки в Эфиопию и из Мекки в Медину. Чтобы получить довольство Аллаха сахабы оставляли все что у них есть, родные земли, родственников, свои дома, работу и т.д. и переезжали в другие города, чтобы жить, соблюдая законы шариата, чтобы донести до людей свет Имана и Ислама. На сегодняшний день хиджру делают люди, которые изучают религию Ислам. Например, кто-то едет в Бухару, чтобы изучить религиозные науки, и остаётся там на пять или десять лет. Все это время считается хиджрой, ради Аллаха. Также и хазраты, после завершения обучения в медресе, едут в разные города и районы для того, чтобы обучать людей религии, подобно тому, как это делали сподвижники, это их путь. Самое главное во время хиджры, иметь правильное намерение, ибо дела оцениваются по намерениям.

Пятая – следовать джама’ату. Поистине, тот, кто отступил от джама’ата на пядь, тот снял со своей шеи (отпустил спасительную) вервь Ислама, пока вновь не вернется. А тот, кто призывал призывом времен джахилии, тот поистине, будет на коленях в Аду!

Его спросили:

— О посланник Аллаха, даже если он молился и постился?

На что он ответил:

— Даже если он молился и постился! Так призывайте же призывом Аллаха, который назвал вас мусульманами, муминами и рабами Аллаха!

Под словом «джамаат» подразумеваются последователи Ахли сунны валь джамаа. В вопросах акиды — это Имамы Абу Мансур Мухаммад Матуридий и Абуль Хасан аль-Ашарий. В вопросах фикха - последователи всех четырёх мазхабов. Важно понимать в каких случаях собрание людей можно назвать джамаатом. Когда собирается группа людей, каждый из которой что-то говорит, объясняет, что-то хочет от других, это не джамаат, а просто собрание людей. Джамаат — это когда среди людей выбирается один имам, руководитель, старший, и только он говорит и что-то просит от других. Все остальные его слушают и стараются это делать.

В настоящем джамаате только один должен говорить, а остальные должны слушать. Только тогда этих людей ждёт успех.

Этот хадис приводят:

Ахмад 4/130, Тирмизи 2863, Таялиси 5/1161, Хаким 1/117 и др.

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

 إِنَّ اللَّهَ أَمَرَ يَحْيَى بْنَ زَكَرِيَّا بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ يَعْمَلَ بِهَا وَيَأْمُرَ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنْ يَعْمَلُوا بِهَا وَإِنَّهُ كَادَ أَنْ يُبْطِئَ بِهَا.

 فَقَالَ عِيسَى: إِنَّ اللَّهَ أَمَرَكَ بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ لِتَعْمَلَ بِهَا وَتَأْمُرَ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنْ يَعْمَلُوا بِهَا, فَإِمَّا أَنْ تَأْمُرَهُمْ وَإِمَّا أَنْ آمُرَهُمْ.

فَقَالَ يَحْيَى: أَخْشَى إِنْ سَبَقْتَنِي بِهَا أَنْ يُخْسَفَ بِي أَوْ أُعَذَّبَ. فَجَمَعَ النَّاسَ فِي بَيْتِ الْمَقْدِسِ فَامْتَلَأَ الْمَسْجِدُ وَتَعَدَّوْا عَلَى الشُّرَفِ فَقَالَ: إِنَّ اللَّهَ أَمَرَنِي بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ أَعْمَلَ بِهِنَّ وَآمُرَكُمْ أَنْ تَعْمَلُوا بِهِنَّ.

أَوَّلُهُنَّ: أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا, وَإِنَّ مَثَلَ مَنْ أَشْرَكَ بِاللَّهِ كَمَثَلِ رَجُلٍ اشْتَرَى عَبْدًا مِنْ خَالِصِ مَالِهِ بِذَهَبٍ أَوْ وَرِقٍ فَقَالَ هَذِهِ دَارِي وَهَذَا عَمَلِي فَاعْمَلْ وَأَدِّ إِلَيَّ فَكَانَ يَعْمَلُ وَيُؤَدِّي إِلَى غَيْرِ سَيِّدِهِ, فَأَيُّكُمْ يَرْضَى أَنْ يَكُونَ عَبْدُهُ كَذَلِكَ.

وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَكُمْ بِالصَّلَاةِ, فَإِذَا صَلَّيْتُمْ فَلَا تَلْتَفِتُوا, فَإِنَّ اللَّهَ يَنْصِبُ وَجْهَهُ لِوَجْهِ عَبْدِهِ فِي صَلَاتِهِ مَا لَمْ يَلْتَفِتْ.

وَآمُرُكُمْ بِالصِّيَامِ, فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ فِي عِصَابَةٍ مَعَهُ صُرَّةٌ فِيهَا مِسْكٌ فَكُلُّهُمْ يَعْجَبُ أَوْ يُعْجِبُهُ رِيحُهَا, وَإِنَّ رِيحَ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ.

وَآمُرُكُمْ بِالصَّدَقَةِ, فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ أَسَرَهُ الْعَدُوُّ فَأَوْثَقُوا يَدَهُ إِلَى عُنُقِهِ وَقَدَّمُوهُ لِيَضْرِبُوا عُنُقَهُ, فَقَالَ: أَنَا أَفْدِيهِ مِنْكُمْ بِالْقَلِيلِ وَالْكَثِيرِ فَفَدَى نَفْسَهُ مِنْهُمْ.

وَآمُرُكُمْ أَنْ تَذْكُرُوا اللَّهَ, فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ خَرَجَ الْعَدُوُّ فِي أَثَرِهِ سِرَاعًا حَتَّى إِذَا أَتَى عَلَى حِصْنٍ حَصِينٍ فَأَحْرَزَ نَفْسَهُ مِنْهُمْ, كَذَلِكَ الْعَبْدُ لَا يُحْرِزُ نَفْسَهُ مِنْ الشَّيْطَانِ إِلَّا بِذِكْرِ اللَّه.ِ

قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ:

 السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ وَالْجِهَادُ وَالْهِجْرَةُ وَالْجَمَاعَةُ فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الْإِسْلَامِ مِنْ عُنُقِهِ إِلَّا أَنْ يَرْجِعَ, وَمَنْ ادَّعَى دَعْوَى الْجَاهِلِيَّةِ فَإِنَّهُ مِنْ جُثَا جَهَنَّمَ, فَقَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَإِنْ صَلَّى وَصَامَ؟ قَالَ: وَإِنْ صَلَّى وَصَامَ, فَادْعُوا بِدَعْوَى اللَّهِ الَّذِي سَمَّاكُمْ الْمُسْلِمِينَ الْمُؤْمِنِينَ عِبَادَ اللَّهِ

امام احمد، الترميذي، الحاكم و غيرهم