Совершенство веры и ее высшая ступень проявляются в прекрасной нравственности. Поведение и поступки нашего Пророка ﷺ являются образцом высочайшей нравственности.
Господь миров создал нашего Пророка, самым прекрасным творением по внешнему виду и качествам души.
“Мой Господь воспитал меня, насколько же прекрасно это воспитание” – говорил Пророк (Суюты, Джамиу’с-Сагыр, I, 12).
Этот благородный хадис также указывает на самую высокую цель пророческой миссии. Таким образом, представленный человечеству возвышенный нрав, включающий в себя самые прекрасные качества, основанные на повелениях и довольстве Аллаха, был донесен всему человечеству на примере жизни Пророка Мухаммада ﷺ.
Самая большая честь в этой и вечной жизни – это умение облачиться в образцовую нравственность нашего Пророка и вобрать ту долю его духовной жизни, на которую хватит наших сил, поэтому вначале необходимо хорошо узнать его.
Единственный человек в истории, чей жизненный путь установлен до мельчайших подробностей – это наш Пророк. Истории других 124 с лишним тысяч пророков, чьи совершенные поступки являлись примерами наставления людей на путь истины и добродетели, дошли до нас в незначительном объеме, но каждый момент жизни последнего Пророка, мир ему и благословение, от самых простых до самых глубоких и совершенных слов и поступков, и духовности, отраженной в словах, был сохранен и запечатлен в истории, как будто высечен на гранитной доске.
Верные и самоотверженные сподвижники были удостоены чести передать будущим поколениям свидетельства о поклонениях, манере поведения и поступках нашего Пророка. Ведь судьба того, кого любит человек, отражается на его собственной судьбе. Поучительным примером исключительной самоотверженности в этом является Абу Хурейра, довольство Аллаха с ним, передавший больше всего хадисов от Пророка ﷺ.
Абу Хурейра довольство Аллаха с ним, был одним из бедных мусульман, живших в мечети Пророка, которых называли «асхабы Суффа». День и ночь он находился рядом с Пророком ﷺ и старался заучивать то, что слышал от него. В течение трех последних лет жизни Пророка ﷺ он передал 5374 хадиса (вместе с повторяющимися) которые слышал лично от него и от самых приближенных сахабов. Таким образом, он стал сахабой, передавшим больше всего хадисов – 609 хадисов в его передаче были включены в сборники «Сахих» Бухари и Муслима.
Тем, кто сказал, что он передал больше всех хадисов, Абу Хурейра, довольство Аллаха с ним, – ответил:
«Когда братья мухаджиры (совершившие переселение в Медину) занимались торговлей, а братья ансары (принявшие переселенцев в Медине) – земледелием и садоводством, я не отходил от Пророка ﷺ и находился с ним в те моменты, когда их не было рядом. И заучивал то, что они не могли заучить».
Абу Хурейра, довольство Аллаха с ним, опередивший в этом всех сахабов и заслуживший честь донести благословенные слова, поступки и поведение Посланника Аллаха ﷺ следующим поколениям, умер в 59 году по хиджре в Медине в возрасте 78 лет. Более 800 сахабов и табиинов передавали хадисы от этого благословенного сподвижника.
Поведение и поступки Посланника Аллаха ﷺ были переданы в неискаженном виде и будут сохранены в веках до Судного Дня благодаря бесподобной добродетели и самоотверженности благородных сподвижников. Сподвижники и праведные верующие, продолжившие их дело, преодолевали расстояния во много дней пути, когда было необходимо получить хадис от какого-либо передатчика. Они находились в таком состоянии совершенной добродетели, что не считали приемлемым поведение человека, который готов был пойти на обман и приманить животное пустым сосудом для еды. То есть, они не считали допустимым передавать хадисы человека, в чьем нраве есть желание хитрить и обманывать.
Они жили в насыщенной атмосфере переживания сердца, наблюдения и размышления. Чтобы с воодушевлением веры постичь вкус единобожия, они сделали обязательной для себя самоотверженность во всех ее проявлениях.
Маленькое исламское поселение, образованное в Медине, и состоящее приблизительно из 400 семей, разрослось до размеров крупного государства, достигшего границ Ирака и Палестины. Когда покинул этот мир Пророк ﷺ, мусульмане воевали с Византией и Персией. В Медину стекалось трофейное имущество. Но состояние сахабов, бывшее у них 10 лет назад, т.е. независимость от мирского, жизнь в смирении, скромность домов и стремление к благотворительности (инфак), осталось прежним.
Они соблюдали строгость по отношению к себе в использовании мирских благ из-за опасения утратить сладость веры. Поэтому они строили свою жизнь таким образом, чтобы достичь довольства Аллаха. И одной из причин быстрого распространения Ислама, подобно утренним лучам восходящего солнца, в обществах, далеких от справедливости и истинного пути, было то, что сахабы показывали образец исламской личности во все времена и во всех местах, до которых они доходили. Так, благородные сподвижники были богобоязненными и праведными верующими, достойными учениками Посланника Аллаха ﷺ, смотревшими на рабов Аллаха взглядом Творца, души которых были наполнены светом пророчества, излучавшими милосердие (мерхамет), сострадание (шефкат), хизмет (служение), правдивость, отрешенность от мирского, человеколюбие и богобоязненность.
*
Продолжение следует...
Джамаль хазрат Гарифуллин специально для сайта dumdv.ru