Человек с момента своего рождения нуждается в примере для подражания, ибо его язык, религиозные убеждения, моральные качества, привычки, склонности, иными словами – все мысли, убеждения и действия, из которых складывается его жизнь, формируются в соответствии с предложенными ему примерами и как их отражение. Хотя и бывают небольшие исключения, в целом, это так.

Человек становится созидающим или разрушающим членом общества под влиянием воспитавших его матери, отца, семьи и, в последнюю очередь, среды.

Но если для людей не представляет особых трудностей выучить язык и другие внешние признаки, составляющие их идентичность, формирование их убеждений, моральных качеств и духовного мира – представляет собой огромную и серьезную проблему. Ведь если вера, моральные качества и душевный мир человека не будут сформированы зрелыми и развитыми личностями, пророками и праведниками, то люди впадут в беспечность, заблуждения и непокорность, а в будущей жизни их ждет не вечное счастье, а горькая участь. С этой точки зрения, человек всегда нуждается в учителях, обладающих чувствительностью, деликатностью и умиротворенным сердцем. Поэтому люди испытывают любовь к положительным или отрицательным наставникам, которых они избрали, и, по мере сил, стараются подражать им. В своей сути, странное поведение тех, кто сегодня, относясь к какому-то певцу как к божеству, царапает руки и грудь, является следствием того, что опустевший трон души предлагают случайным людям. Ведь человек влюбляется и, становясь одержимым личностью и характером объекта своей любви, подражает ему.

Таким образом, самое важное для людей – суметь найти самые совершенные образцы для подражания. Поэтому Всевышний Аллах направил им не только священные книги, но и пророков, являющихся живым воплощением этих книг и наделенных самыми возвышенными качествами – т.е. примеры, которым надо следовать. Это такие образцовые личности, что с точки зрения как религии, так и знаний и морали – они являют собой совершенство. И каждый из них, неся исключительную службу человечеству, является эталоном, для своей эпохи.

Например, если мы посмотрим на жизнь пророка Нуха (мир ему), то, в первую очередь, бросается в глаза его терпение то, как он призывал к вере.

Пророк Ибрахим (мир ему) также был беспощадным врагом язычества и идолопоклонства. Его жизнь была посвящена борьбе с идолами. Жизнь пророка Мусы (мир ему) прошла в борьбе с притеснителем Фирауном и его приспешниками, а позже, с помощью ниспосланных ему законов, он утверждал порядок в обществе верующих. Призыв Исы (мир ему) носил характер знамения, это деликатность сердца, преисполненная милосердием и добротой к людям. Он являлся для людей примером таких высоких качеств, как смирение и всепрощение.

Пророк Сулейман (мир ему) несмотря на все великолепие своего царства, ставшего легендой, сохраняя в своем сердце скромность и благодарность, достиг удивительных высот в служении Господу. Жизнь пророка Аюба (мир ему) показывает нам возвышенные проявления терпения в бедах и вознесения благодарности Аллаху во всех обстоятельствах. Жизнь пророка Йунуса (мир ему) является образцом устремленности к Аллаху и привязанности к Нему, а также раскаяния в прегрешениях. Пророк Йусуф (мир ему), даже став рабом, оставался вершиной в привязанности к Всевышнему и в деле осуществления призыва. Его высокая душа, украшенная богобоязненностью, была преисполненным великолепия источником совершенства в деяниях. Жизнь пророка Давуда (мир ему) наполнена назиданиями перед величием Господа. Когда он, преисполнившись страхом перед Аллахом, проливая слезы, поминал Всевышнего и возносил Ему восхваления, когда в унижении молил Его – это является назиданием для нас. Йакуб (мир ему), даже когда его глаза покрыла тьма, не потерял надежду на милость Всевышнего и не впал в безнадежность, являясь совершенным образцом терпения и привязанности к Аллаху.

Что же касается предводителя пророков, досточтимого Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то в нем воплотились черты всех перечисленных пророков, он стал вершиной в благонравии и благих качествах. Жизнь нашего досточтимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), – словно полноводная река. Все периоды жизни заключительного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) показывают нам его исключительную моральную красоту и совершенство с любой точки зрения. Поэтому каждый человек, изучая жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сунну, может найти там прекрасные поступки, которые могут послужить ему примером.

Даже в тех сторонах общественной жизни, которые кажутся противоположностью друг друга, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) является самым совершенным образцом. Например, жизнь осужденного не может послужить образцом для судьи, а жизнь судьи – для осужденного, точно так же как и бедняк, вся жизнь которого посвящена заботам о хлебе насущном и наполнена лишениями, не может быть образцом для богача, окруженного всевозможными благами. Однако, жизнь досточтимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предлагает образец для них обоих.

Разные периоды его жизни показывают нам примеры идеальных поступков в самые разных обстоятельствах, в каких только может оказаться человек. Как в целом его жизнь, так и отдельные ее моменты являют нам самые прекрасные образцы действия. Она похожа на букет, собранный из самых восхитительных роз, и кто ищет, тот найдет в этом букете самые красивые розы самого разного вида.

Будучи самым лучшим образцом и проводником для нас, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является источником таких замечательных качеств и добродетелей, как чистое сердце, умиротворенная совесть, возвышенная душа и благородная жизнь, а также, украшающие служение Всевышнему величие, доблесть, благодарность Творцу, упование на Аллаха, довольство своим уделом, терпение в трудностях, самоотверженность, удовлетворенность, богатство души, забота о других, щедрость, смирение.

Со своим внутренним миром, отраженным во всех его словах, действиях и высказываниях, он вошел в историю как «доска почета». Посланник Аллаха представляет собой вершину цепи пророков, которые своим существом являли образец для человечества. Как написано об этом в Коране «усва-и хасана» – «самый лучший пример». В аяте говорится:

«Посланник Аллаха — образцовый пример [усва-и хасана] для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (Аль-Ахзаб, 21).

Поэтому, следование образцовой жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является причиной для обретения довольства Аллаха и Его любви. Это означает, пока мусульманин не будет прилагать усилий, чтобы в поклонении и своих поступках следовать сунне, он не сможет приблизиться к совершенным человеческим качествам, которые олицетворяют идеалы Ислама, не постигнет истинного умиротворения и счастья веры. Ведь Всевышний Аллах, в качестве примера идеального и совершенного человека, превращение в которого и определяется нашей религией в качестве цели, явил нам личность досточтимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сделав его милостью для миров и образцом для всех мусульман.

Чтобы описать все те качества, которые делают его образцовой личностью, не хватит многотомных трудов. Ведь он таков, что Всевышний Аллах клянется его жизнью, упоминает Свое высокое имя рядом с его именем, а веру в него сделал условием веры в Себя. Всевышний не желает, чтобы благословенное имя Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносилось бы как любое другое. Сообщая, что Он сам, упоминая его имя, возносит приветствие и благословение и повелел то же самое делать и ангелам, Всевышний приказывает и общине Мухаммада возносить приветствия и благословения для него.

Ведь в глазах Аллаха он таков, что Всевышний сказал о нем:

«[О, Мой Посланник!] воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая  и, поистине, ты — человек превосходного нрава» (Калям, 3-4).

Джамаль хазрат Гарифуллин специально для сайта dumdv.ru