С давних времён во многих культурах поощрялась покорность и конформизм, покладистость перед обществом. Уважение к родителям, желание быть как все, почтение перед авторитетами — вот неполный список подобных проявлений покорности. Во всём этом не было бы ничего плохого, если бы не одно «но» — сегодня такой конформизм может прямо противоречить религии.

Среда, в которой мы живём, редко бывает мусульманской. Более того, наши знакомые часто потакают нашим слабостям. Нафс, тёмная сторона души, легко находит оправдание грехам в немусульманском обществе. Всё это обесценивает нашу веру и приводит к плачевным последствиям. Каким — вы узнаете чуть ниже.

«Лицемерие», «показуха» или «формализм»?

Чтобы не путаться в терминах, объясним уважаемому читателю разницу между «лицемерием», «показухой» и «формализмом».

Лицемерие —двуличность, когда действия человека кардинально противоречат его заявлениям.

عن عبد الله بن عمرو قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: أربع من كنّ فيه كان منافقا خالصا، ومن كانت فيه خصلة منهنّ كانت فيه خصلة من النّفاق حتّى يدعها، إذا ائتمن خان، وإذا حدّث كذب، وإذا عاهد غدر، وإذا خاصم فجر
(رواه الشيخان وأصحاب السنن الثلاثة أبو داود والترمذي والنسائي)

Абдуллах ибн Амр передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, которому присущи четыре (качества), является истинным лицемером. Тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. (Это – качества того), кто предает, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает, поступает вероломно, заключив договор, и действует незаконно в случае возникновения расхождения». [Хадис передали Бухари (34), Муслим (207), Абу Дауд (4688), Тирмизи (2632), Насаи (5035)]

Показуха — явление искусственного выставления своих благих деяний напоказ с целью заслужить одобрение окружающих. О показухе хорошо сказано в суре №4 «Ниса» аяте 38:

وَالَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَكُنِ الشَّيْطَانُ لَهُ قَرِينًا فَسَاءَ قَرِينًا

            «Они расходуют из своего имущества перед людьми и не веруют ни в Аллаха, ни в Последний День и Сатана — их сотоварищ. И как же плох Дьявол товарищем!»

Вышеназванные явления пагубны и с ними нужно бороться. Однако, предметом данной статьи является нечто иное — формализм. Под этим словом мы понимаем небрежность к своим убеждениям, готовность разменять их на довольство окружающих. И действительно, как много сегодня мусульман, которые, поддаваясь соблазну, выпивают за «компанию» или делают что-то явно запретное, оправдывая себя тем, что «все так делают, мы же в России».  Ещё одна черта формализма в религии — непонимание того, во что веришь. Это выражается в незнании основ вероубеждения и поклонения, а также в нежелании изучить Ислам хотя бы на минимальном уровне.

В итоге, от мусульманина остаётся лишь одно название — религия сворачивается до посещения Ураза-байрам раз в год и мутной самоидентификации «мусульманин по рождению».

Один шаг от формализма до неверия

Первая проблема формализма — обесценивание самого понятия религии. Дьявол, как известно, кроется в мелочах: сегодня пренебрёг фардом, обязательным, завтра открыто совершил харам, запретное, а послезавтра — вообще вышел из Ислама. Проявляя халатность к религии, и идя на поводу у окружающих, мы теряем веру. Стоит понять, что исламское кредо — это не только какие-то определённые слова, это — слова и убеждения (а в идеале — и дела). Убеждения здесь — это некая ценность, слова — оболочка для данной ценности, а дела — подпорки, фундамент, на котором наши убеждения стоят. Если вы будете халатно относиться к деяниям, придумывая себе отговорки про «веру в душе», то постепенно фундамент ваших убеждений размоется и Ислам такого человека рухнет. О последствиях же сознательного выхода из Ислама даже говорить не хочется, настолько это катастрофично для будущего личности.

Верующий? Нет, «мусульманин в сердце»

Вторая проблема такого формализма — воспитание в людях негативного, враждебного отношения к Исламу. Не зная своей религии, относясь к ней халатно, мы способствуем росту исламофобии и неприязни к нашей Вере. Окружающие, видя поведение мусульман, прочно ассоциируют эти действия с нашими убеждениями. Как итог, в нашем обществе бытуют различные предрассудки, в духе: «мусульмане не постятся ночью в Рамадан, потому что их Бог не видит», «нельзя пить вино, а пиво/водку можно», «если не родился мусульманином — не сможешь им стать» и т. д. Многие люди, которые в перспективе могли бы сами принять Ислам, отвращаются от Истины именно после наблюдения за поведением мусульман. Те, кто должны быть эталоном чистоты (во всех смыслах), честности и порядочности сегодня могут дать фору немусульманам во лжи и нечестии.

Питательная среда для терроризма

Один из самых именитых специалистов по Исламу и Ближнему Востоку, Оливье Руа, в своей статье «The new Jihadists» очень хорошо описал портрет типичного экстремиста: это (практически всегда) молодой человек, потомок мигрантов во втором поколении, оторванный от своего социального слоя, который Исламом в жизни особо не интересовался. Нередко такие люди имеют неплохое образование — вот только применять его в реальной жизни и идти по карьерной лестнице они не могут, ибо это требует долговременных усилий. В силу юношеского максимализма или же каких-то психологических проблем, такой человек начинает искать способ избавиться от своих тягот и сделать что-то такое, что придаст его жизни смысл, хотя бы внешний. Тут-то и появляются вербовщики всем известных организаций. Они быстро дают такому человеку «смысл» и несчастный совершает преступление.

По иронии судьбы, именно соблюдающие мусульмане (пусть даже и неграмотные) редко становятся объектом вербовки. В силу своего внутреннего стержня и религиозной практики, таким людям не свойственно уходить в долговременную депрессию, да и идеи о «быстром решении всех проблем» их не привлекают — ибо они знают, что длительное усилие — богоугодно и «Аллах надо всякой вещью мощен».

Как побороть формализм

Из вышенаписанного следует, что халатное, наплевательское отношение к религии — источник бед как для самого человека, так и для всего общества. Как же избавиться от этой напасти? Единого рецепта не существует, но можно дать ряд советов, которые могут помочь:

  • Старайтесь постоянно практиковать какое-нибудь богоугодное дело, даже если оно небольшое. Не можете в силу каких-то причин читать намаз — сделайте себе правилом читать и осмыслять хотя бы 2 аята в день. Постепенно увеличивайте количество благодеяний — так вы сформируете привычку и сохраните вашу Веру;
  • Задайте себе вопрос о причинах Веры. Осознайте, почему Ислам для вас важен. Без понимания важности религии ваше отношение к ней будет механическим, бездушным;
  • Изучите хотя бы на минимальном уровне классическую (ашаритско-матуридитскую) акыду, вероубеждение. Мусульманин не обязан быть теологом — но он должен знать и понимать основы Ислама (два свидетельства, 5 основ Ислама и 6 столпов Веры). Постоянно освежайте в памяти это знание. Постепенно, ваше сознание, воспитанное должным образом, само возжелает совершить что-то благое.

И в заключении — вся хвала Аллаху, Господу Миров!

 

Думин Антон специально для сайта ДУМ ДВ