По мусульманскому календарю первым месяцем нового года является месяц – Мухаррам. Он является одним из четырех запретных месяцев, в котором велено прекращать войны, не предъявлять претензии друг к другу и заключать мир.
Благодатный месяц Мухаррам упомянут в Священном Коране (смысл): «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) также сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном» (аль-Бухари).
Аллах возвеличивает любое время и место, какое Он пожелает.
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлятуль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим). Месяцем Аллаха Мухаррам назван из-за его почётности. Аль-Кари сказал, что имеется в виду весь месяц. Но всё-таки не установлено, что Пророк ﷺ соблюдал пост весь месяц, кроме Рамадана. Этот хадис считают побуждающим к увеличению количества дней, во время которых соблюдается пост. (Ан-Навави)
Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день…» (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).
Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года. Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродетель!
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Он является самым ценным днём месяца Мухаррам.
В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.
В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.
На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему.
Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.
На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых событий, связанных с пророками.
В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи — от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева кита; произошло исцеление Аюба от болезней, благословение ему; Якуб, благословение ему встретился с сыном; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, освободился из заточения.
Отличие дня Ашура у мусульман
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день”. Он ﷺ сказал: “Мы более достойны того, чтобы следовать традиции Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“» (имам аль-Бухари).
Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Люди во времена джахилии обычно постились в этот день…» Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за Ибрахимом (мир ему)». Также передали, что Пророк ﷺ обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину. После переселения он узнал, что иудеи особо отмечают этот день, и на его вопрос о причине они ответили так, как изложено в вышеуказанном хадисе. Он повелел мусульманам отличаться от иудеев и не отмечать этот день как праздник. (Ибн Хаджар, «Фатх аль-БаариШарх ‘аляСахих аль-Бухари»)
Достоинства поста в день Ашура
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).
Пророкﷺ сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого года.
Какой день считается днем Ашура?
Ан-Навави сказал: «Ашура и Тасуа – слова с буквами удлинения, как известно из книг по арабскому языку. Мнение большинства учёных: “Ашура – десятый день Мухаррама, и Тасуа – девятый день. Таково ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. И это также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу). Ашура – исламское название, которое не было известно во времена джахилии» («Кашшаф аль-Кина»).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррама» (Тирмизи).
Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, иншааллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, что Посланник Аллаха ﷺ скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).
Аш-Шафии, его ученики, Ахмад, Исхак и другие передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк ﷺ постился в десятый день и намеревался поститься в девятый». На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура: наименьшая из них – пост только на десятый день, а лучшая – пост на девятый и десятый дни. Чем больше поститься в этот месяц, тем лучше.
Почему рекомендуется держать пост в девятый день Мухаррама тоже?
Аль-Навави сказал: «Учёные – наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:
- Чтобы отличаться от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
- Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.
- Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.
Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)
О соблюдении поста лишь в день Ашура
В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура» (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.
Нежелательно поститься только в пятницу, если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу, если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится, выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом, как Ашура или Арафа. («Тухфат аль-Мухтаадж»)
Молитва, читаемая в день Ашура:
Сначала 70 раз читают следующую молитву:
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
"Хасбуналлаху вани‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ман-насыру" (70 раз).
Смысл: «Довольно мне Аллаха, сколь замечательный покровитель Он и господь, какой прекрасный помощник Аллах!»
Затем 7 раз читают эту молитву:
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ
سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ
Бисмилляхиррахманиррахим.
Хасбуналлахувани‘мальвакилюни‘мальмавлявани‘маннасыру.
Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблагар-риза ва зинаталь ‘арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи ададаш-шафи валь ватри ва ‘адада калиматиль ляхит-таммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архамаррахимина. Ва ля хавля ва ля куввата илля билляхиль алиййиль ‘азыми ва хува хасби (хасбуна) вани‘маль вакилюн и‘маль мавля ва ни‘ман-насыру ва салляллаху ‘аля саййидина Мухаммадин хайри халькыхи ва ‘аля алихи ва сахбихи аджма‘ина.
Перевод:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете - лишь к уверовавшим!
Достаточно нам Аллаха, Он - наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Я восхваляю Аллаха! Пока не наполнится чаша весов, пока не достигну конца всех знаний, пока не сыщу Его милость, пока не заполнится Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду - лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!
Автор статьи: имам-мухтасиб Амурской области Абдурашид хазрат Умаров