В религии мазхаб — это правовая концепция, упорядочивающая все предписания и каноны Корана и Сунны и выстраивающая их в определенную строгую систему. Следование мазхабу в религии означает принятие системы правовых норм, основанных на Коране и Сунне, подчиненную логике и убеждениям определенного ученого — муджтахида.
Нередко можно услышать вопрос о сути происхождения мазхабов при наличии первоисточников — Корана и Сунны. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в первые столетия Ислама. Во времена Пророка ﷺ сподвижники получали все ответы непосредственно из его уст, когда не находили их в Коране. Со смертью Посланника Аллаха ﷺ, у людей не стало того бесспорного и точного источника знаний, благодаря которому они следовали одним и тем же предписаниям. Теперь все знания о религии находились у самых подкованных в вопросах религии и законодательства сподвижников. Пророк ﷺв свое время научил их в любом деле следовать трем вещам, которые они передали следующим поколениям:
1) Корану;
2) Сунне;
3) Логическим заключениям, основанным на первых двух.
И хотя в вопросах веры у большинства не было разногласий с принципами, изложенными в Священном Писании и Сунне, во второстепенных положениях, касающихся практической части религии, стали возникать разногласия. Со временем выяснилось, что решения на многие положения, с которыми сподвижникам приходилось сталкиваться, ответов на которые не было в Коране и Сунне, рознились друг с другом. Возникали противоречия в силу разного умственного потенциала, опыта общения с Пророком ﷺ, глубины понимания заповедей и канонов. Каждый сподвижник мог одну и ту же ситуацию, пережитую вместе с Пророком ﷺ, воспринимать и трактовать по-разному. К тому же, целостность религиозных знаний была нарушена тем, что сподвижники, обладавшие разной степенью знания хадисов, рассеялись по всему миру с целью распространения Ислама и каждый из них доносил свои знания и своё понимание, что привело к тому, что многие из хадисов были утеряны по причине своей удаленности от других регионов. После сподвижников наступило время их последователей. Именно это время ознаменовано появлением первых мазхабов.
По мере распространения Ислама в другие регионы, мусульмане все чаще сталкивались с различиями в культуре, географическом и климатическом положении других народов, что приводило к возникновению все новых вопросов. Толкование Корана иногда приобретало все более радикальные и далекие от первоначального варианта формы. Некоторые хадисы противоречили друг другу или трактовались абсолютно по-разному. Также, нередки были и случаи неверной передачи хадисов, добавления «отсебятины», а порой — и умышленной лжи со стороны мошенников, желавших Исламу скорейшего краха. С самого начала своего существования, мусульманская община решала все вопросы, с которыми сталкивалась, на всеобщих пленарных заседаниях. Главами этих заседаний чаще всего становились люди, обладавшие самым обширным знанием Корана и Сунны. Именно вокруг этих людей, выносивших свои постановления согласно Корану и Сунне, сплачивались люди, следуя их умозаключениям. Иджтихад, то есть процесс вынесения решения, сопровождался скрупулезным анализом аятов, изучением хадисов и их передатчиков, поиском аналогий и тщательным подбором аргументов, основанных на строгих принципах здравого рассудка и логики. Религиозные лидеры были и духовными наставниками, и законодателями, и юристами в одном лице. Многие имамы стали высказывать и распространять свои взгляды. Однако, не каждый мог быть муджтахидом. Этим занимались только ученые, достигшие определенного уровня в своем духовном, научном и умственном развитии. Муджтахид — это человек, решение которого основывалось на твердых убеждениях, подкрепленных неоспоримыми доказательствами. Представители разных мазхабов часто устраивали диспуты и пытались обосновать правильность того или иного решения в их правовых школах. Зачастую, такие споры приводили к тому, что какие-то мазхабы переставали существовать из-за своей несостоятельности и малой обоснованности. Но иногда стороны не могли доказать несостоятельность доводов друг друга ввиду неоспоримого логического фундамента, положенного в основе обоих утверждений. Это приводило к тому, что в разных мазхабах на одно и то же положение давались диаметрально противоположные рекомендации. Однако, это не приводило стороны к какой-либо конфронтации.
Самым первым серьезным мазхабом является ханафитский мазхаб, названный так по имени его основателя — имама Абу Ханифы. Именно он первым основал серьезную систематизированную правовую школу со своими аргументационными и законодательными принципами. Он выносил вопрос перед своими ученикам, последователями, а затем выслушивал их мнения. Озвученные точки зрения документировались, и затем Абу Ханифа выбирал из них наиболее подходящее или на их основе делал какой-то свой вывод. С течением времени, стали возникать все новые и новые мазхабы, целью которых, как и прежде, было привести всю совокупность знаний в единую систему, работающую по определенному алгоритму. Многие из них по истечении времени отсеялись и канули в лету. До наших дней дошло всего четыре суннитских мазхаба:
- ханафи;
- шафии;
- малики;
- ханбали.
Каждый из этих мазхабов считается истинным и следование одному из них — обязанность каждого мусульманина. Истинность всех четырех мазхабов непререкаема и причина этого в том, что каждый из них увидел свет, благодаря сложнейшей работе, осуществленной муджтахидом. Ценность работы муджтахида настолько велика, что если он и ошибся в своих суждениях, то ему всё равно положено вознаграждение от Всевышнего, а тому муджтахиду, кто всё-таки вынес правильное решение, угадав замысел Господа, положена двойная награда. Это показывает их высокое положение перед Аллахом, а значит, следование решениям этих людей будет самым правильным. Они провели уже за нас всю рутинную работу, посвятив этому свои жизни и предоставив нам плоды многолетней работы в готовом виде.
Подавляющее большинство великих мусульманских мыслителей и учёных, пришедших уже после основания мазхабов, придерживались одного из них, понимая, что им не нужно изобретать «велосипед». Вероятность ошибочного суждения, вынесенного простым мусульманином из Корана и Сунны, слишком высока ввиду колоссально малой осведомленности в области шариатского права, законодательства и правил логики по сравнению с муджтахидом, что обязует его следовать более авторитетному мнению муджтахида, воплощением которого и является мазхаб.
Посланник Аллаха сказал: «Разногласия (во мнениях касательно второстепенных вопросов) среди моей общины есть благо для неё (так как открывает широкий простор для разнообразных решений, в зависимости от ситуации и даёт глубокую пищу для ума мудрейшим из людей)».