Существует множество разногласий на тему того стоит ли мусульманам ходить на выборы и голосовать в демократическом государстве? Насколько это совместимо с исламом? Можно ли мусульманам вести активную политическую деятельность в немусульманской стране? В этой статье мы попробуем дать ответ на этот вопрос.

Есть в науке такой принцип - бритва Оккама. Суть этого принципа такова: если есть некое явление и для него существует несколько объяснений, то выбирают наиболее простую версию, ту, где много логики и немного «неизвестных» компонентов. Если выразиться проще - не надо усложнять там, где всё и так просто.

Однако, многие мусульмане сегодня любят создавать себе проблемы на пустом месте. Ещё 1400 лет назад наш любимый Пророк, мир ему, сказал:

«Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!» (хадис №9594, стр. 569, «Джамиь ус-Съагир»).

Более того, даже Господь миров говорит о том, что не следует быть чрезмерным и находить себе проблемы там, где мы живём:

«Скажи: "О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые ещё раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути"" (сура №5 «Маида», аят 77, перевод Э.Кулиева).

«Запретные» выборы и «дозволенное» бездействие

Одно из таких щепетильных излишеств - это вопрос о выборах. Некоторые горячие головы любят говорить следующее:

«Светское государство и выборы - это харам! Нельзя верующему даже соприкасаться с этим!»

Очень неплохое обоснование для собственного бездействия. Ведь всегда проще обвинить того, кто не согласен с тобой, в неверии и порочности, нежели попытаться пойти на контакт с ним.

Однако, тут важно понимать следующее: мы, хотим этого или нет - граждане светских государств. Будь то РФ, Украина, Казахстан или какая-то другая страна. А значит, мы, живя в этой стране, должны уметь жить в рамках той среды, в которой существуем.

Как и у любых других людей, нам есть, что предложить миру. Ведь немало же мусульман-инженеров, врачей, учёных и управленцев! Почему же мы должны изолировать себя и своё право выбора только по причине проживания в немусульманском обществе?

И ещё очень важное «но»: многие мусульмане жалуются, что нас, верующих, не слышат и не хотят слушать. Но вот вопрос: а как же нас услышать, если мы сами не проявляем себя? Вся наша замкнутость, «блоговость», закрытость в своих джамаатах-общинах - она ведь не даёт нам, активным и деятельным людям дать своему мнению выйти в свет. Выборы же - это самая прямая форма изъявить свою волю. Как говорил 16-й президент США Авраам Линкольн, «избирательный бюллетень сильнее пули»! Поэтому, если мы, мусульмане, хотим проявить себя, мы должны выходить за рамки своих уютных коконов из знакомых и близких - и должны идти реализовывать «священное таинство демократии», как отзывался о выборах философ Теодор Хесберг.

Доводы из Корана о дозволенности участия в выборах в светской стране

Для начала следует привести один аят, который чётко обозначает позицию мусульман по поводу взаимоотношений с немусульманами:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит справедливых!» (сура №60 «Аль-Мумтахъина», аят 1).

Если немусульмане не проявляют к нам враждебность и не вредят нам очевидно, то дозволяется иметь с ними хорошие отношения. Светское же

государство признает за мусульманами права человека и считает их гражданами (по крайней мере, официально).

Далее, следует сказать о самих выборах как таковых. Некоторые считают, что сама процедура выбора - нелегитимна по своей основе. Аргументом чаще всего приводят следующий аят:

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура №33 «Ахзаб», аят 36, перевод Османова)

Однако, это касается решений, связанных с однозначными предписаниями религии. Что же касается тех вопросов, которые не затронуты напрямую в достоверной Сунне и Коране, то здесь стоит обратить внимание на следующий аят:

«которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили!» (сура №42 «Шура», аят 36, перевод Османова).

Здесь важно обратить внимание на слова «совещаются между собой в делах». Разве выборы и референдум - это не есть ли такое совещание? Сам Господь повелел нам совещаться и принимать решения по тем вопросам, по которым нет однозначного предписания в Слове Аллаха! А выборы - это и есть один из вариантов подобного совещания в рамках светской страны.

Чтобы развеять все сомнения, приведём два ясных довода. Первое - это постановление консультативного совета по фикху в городе Медина, КСА, которое постановило:

«Дозволено мусульманам принимать участие в выборах в немусульманских странах в случаях, если их участие в выборах принесёт пользу мусульманам и позволит избавить их от вреда».

Второй довод - фетва университета аль-Азхар, глясящее следующее:

«These human made laws which are passed and issued through the legislative branch of the state can work either for or against the benefits of the Muslims. Therefore, ... Thus the Muslim who has the right of citizenship in a non Muslim country has the right to participate in political elections should these elections work out in the best interest of the Muslims »

(Эти созданные человеком законы принимаются и создаются при помощи органов законодательной власти, которая может работать как во благо мусульман, так и во вред им. Таким образом, мусульмане, имеющие гражданство немусульманской страны имеют право участвовать в выборах, (если) эти выборы могут принести пользу мусульманам».

(Сайт-http://www.dar-alifta.org/Foreign/ViewFatwa.aspx?ID=5942&text=elections)

Хотим ли мы, мусульмане, чтобы решения о судьбе нашей страны принимались какими-то сторонними людьми? Вряд ли. А значит, у нас есть право (а в некоторых случаях - и обязанность) голосовать на выборах, дабы выразить своё мнение и проявить участие в жизни страны.

Напоследок, хотелось бы привести следующий аят, где чётко сказано:

«И вот Господь сказал: «Я сотворю халифа на земле (человека)»» (сура №2 «Бакъара», аят №30, перевод Османова)

Халиф - это тот, кто управляет чем-то. Мы все, будучи потомками Адама, мир ему - немножко халифы. А значит, наша задача - сделать всё возможное, чтобы внести свою позитивную лепту в развитие Земли, в развитие того края, где мы живём. Выборы сейчас - это самый прямой способ повлиять на окружающую нас реальность. И поэтому, не стоит мусульманину отказываться от участия в выборах - хотя для того, чтобы исполнить замысел Аллаха, заложенный в каждом из нас!