Далекий Дальневосточный регион России богат не только природными ресурсами и пресловутыми гектарами земли. Главной ценностью, конечно же, являются люди. Среди огромных лесных массивов, гор и полей, раскинулись старинные аванпосты времен царской России, разросшиеся до полноценных городов и сел. Люди здесь живут везде, и в далеких глухих поселках и в развитых промышленных городах. От алмазной Якутии до Чукотки, от приграничного Благовещенска, до морских границ с Японией, прилегающих к Сахалину.

         Именно здесь, на самых отдаленных краях нашей необъятной Родины, омываемые охотским морем, и обдуваемые сильными морскими ветрами находятся Курильские острова. Этот далекий край является опорным пограничным пунктом России. Южные острова Курил оспариваются Японией уже более полувека.

         Общее население не превышает 20 000 человек, но и среди этого небольшого количества есть мусульмане. Коренное население островов традиционно исповедует христианство, но за последние пару десятков лет на острове стала формироваться мусульманская община.

         Как и в других регионах Дальнего Востока, подавляющее большинство мусульман – это братья из Средней Азии, прибывшие за заработком в регион и пустившие корни на местной земле. Местные мусульмане разнородны – тут и осевшие предприниматели, и только что приехавшие работники. Помимо них, на островах проживают и представители северокавказских и поволжских народностей. 

         Долгие годы на этих землях обитали аборигены, так называемые айну, доминирующим  верованием которых было язычество и шаманизм. Они приносили в жертву духам охоты медведей, отсекая их головы, свято веруя в то, что «божества» помогут им в охоте. С приходом советской власти пережитки первобытного общества ушли в прошлое, на замену им пришел атеизм.

         И вот, спустя почти полторы тысячи лет с начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему), глас Божьего посланника достиг этих территорий. Священный звук азана разлился эхом по этим окрапленным медвежьей кровью и невежеством землям, и стройные ряды мусульман встали на защиту единобожия, неустанно повторяя в своих молитвах призывы к Аллаху.

         Но островные мусульмане долгое время были разобщены и неорганизованны. Они в одиночку  поминали Аллаха в своих молитвах, продолжая жить честным трудом и мечтая о полноценной, сплоченной мусульманской общине, со своим имамом и местом для коллективных молитв.

         Мусульмане Курил наблюдали деятельность Духовного управления мусульман ДВ в последние несколько лет. Их, безусловно, радовали успехи молодой организации, позиции которой крепнут изо дня в день. Силами этой организации и местных мусульман на острове Сахалин, в столице региона городе Южно-Сахалинск была открыта первая мечеть, а в городе Корсаков в эксплуатацию вступил молельный дом. В преддверии великого праздника Ураза-Байрам, мусульмане Курил решили воспользоваться посланной Аллахом возможностью и обратились к имам-мухтасибу Сахалинской области Гарифуллину Джамаль хазрату с просьбой предоставить имама для проведения праздника, знаменующего окончание великого мусульманского поста. Разумеется, такое не могло пройти мимо Духовного управления, и руководство мухтасибата Сахалина с большой охотой откликнулось на это предложение.

         До сего момента верующие, не имея единого центра сплочения, проводили подобные мероприятия в разрозненном порядке. Имамами для общины становились люди из числа самих островных мусульман, имевших хоть какие-то богословские навыки. Лишь с приходом на Курилы представителей Духовного управления мусульман ДВ, у местных верующих появилась возможность организовать полноценное празднование Ураза-Байрама.

         Место для проведения праздничного намаза было найдено сразу – местное предприятие по обработке рыбы добродушно предоставило помещение, чем выразило уважение к чувствам верующих из числа своих работников и их соратникам.

         Воодушевленные благой идеей, мусульмане стали оповещать друг друга о месте и времени собрания. Провести первый на Курилах Ид-намаз прибыл имам-мухтасиб Сахалинской области.

         25 июня 2017 года, одними из первых в стране и во всем мире, мусульмане острова Итуруп, невзирая на бытовые и климатические условия, пришли на первый официальный Ид-намаз, в честь Ураза-Байрама. Верующих собралось порядка трех сотен человек, что является немалой цифрой для коллективных мероприятий по меркам местного населения.

         После утреннего намаза самые сознательные мусульмане уже сидели в ожидании, предвкушая радость торжества, которой они поделятся с другими островитянами, продемонстрировав тем самым миролюбивый характер последователей ислама. С восходом солнца количество мусульман стало пополняться все интенсивнее. Все это время в помещении звучали строки Корана, а затем и проповедь имама, рассказывавшего об истории праздника и его значении.

         Как только часы пробили 7:00, имам возвестил о начале намаза. Верующие выстроились рядами и вступили в намаз под руководством имама. После намаза, имам взошел на импровизированный минбар, откуда начал декламировать праздничную хутбу. В ней священнослужитель призывал джамаат скандировать слова возвеличивания и благодарности Аллаху, а верующие с большой охотой и искренностью отзывались на эти призывы, возвышая свои голоса в произнесении хвалебных слов в адрес своего Творца.

         За хутбой последовала дуа, в которой мусульмане молились Аллаху, выражая свою благодарность за дарованный удел и возможность помолиться с настоящим мусульманским джамаатом, находясь на далеком острове, вдали от Большой земли.

         Пусть слова поминания и возвеличивания Аллаха отныне не утихают на этой земле! Однажды произнесенные здесь одиноким мусульманским джамаатом, пусть они уже никогда не сходят с уст здешних людей, а их голоса, скандирующие слова возвеличивания и благодарности, становятся все выше и крепче вплоть до Судного Дня. И да поможет Аллах укрепить мусульман Дальнего Востока на пути Ислама, умеренности и справедливости ко всем творениям Божьим!