Человек — существо странное: он не любит трудиться, но любит пользоваться плодами труда; он быстро привыкает к хорошему и терпеть не может неудобств; он не ценит то, что имеет и всегда смотрит в чужой огород независимо от того какое у него благосостояние. 

Какими бы благами человек ни был окружен, ему всегда чего-то не хватает. Сравнивая себя с другими, он всегда найдет что-нибудь, что, по его мнению, могло бы быть лучше в его жизни, а занимаясь самобичеванием, часто, человек перестаёт испытывать радость от того, что уже имеет. Посланник Аллаха (мир ему) говорил:

 «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах» (Бухари, Муслим).

 «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он поступил так, как Ему было угодно», – поскольку «если бы…» предоставляет возможность козням сатаны». (Муслим)

 

Чаще всего человек почти никогда не доволен полностью своей судьбой. И от этого нам не сбежать, ведь сказано в Коране: «...ведь человек создан слабым.» (4:28). Люди склонны к слабости, чем и является недовольство. Тем не менее, постоянное желание чего-то большего — это естественный стимул к развитию и прогрессу, ведь именно через преодоление трудностей и борьбу со своими слабостями, человек становится сильнее и лучше, чем он есть. Все мы знаем, что мы пришли на этот свет не для того, чтобы развлекаться, Аллах предупреждает нас в Коране:

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка.» (2:214)

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? (29:2)

«И сколько же посланников Господних сражались во главе многочисленных своих сторонников! Эти искренние верующие не боялись, не трусили, не унывали, не ослабели и не подчинились противнику. Они повиновались Аллаху, а Аллах любит терпеливых и воздаст им за то, что они терпели на Его пути.» (3:146)

 

Это значит, что человек всегда будет подвергнут каким-то испытаниям, трудностям, лишениям, страхам:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых.» (2:155)

 

Аллах говорит нам прямым текстом, что наша жизнь не будет сладкой и комфортной как всем нам хотелось бы. Мы будем испытаны разными способами, для того, чтобы самим себе доказать чего мы стоим и заслуживаем. Наша задача осознать это, принять то, что мир вокруг нас нам ничего не обязан и он существует, чтобы нас испытывать, а значит не стоит ждать от него большого дружелюбия и искать комфорт. Надо смириться с этим и действовать в соответствии с тем, что уготовил нам Аллах. Посланник Аллаха (мир ему) так описал отношение верующего человека к тому что с ним происходит:

 «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

 

Упование на милость Всевышнего и благодарность за то, что дано Им человеку — вот настоящие качества достойного человека, наместника Бога на земле и лучшего из Его творений. Надо помнить, что все, что с нами происходит — от Бога, и нельзя проявлять недовольство тем, что приходит от Него, иначе человек впадет в глубокое заблуждение.

 В Коране чаще остальных пророков упоминается Моисей - Муса(мир ему). И не зря, ведь Аллах, уча Посланника Аллаха (мир ему) тому, как следует доносить до людей слово Божье, приводит в пример жизненный путь и опыт Мусы (мир ему). Муса (мир ему) был иудейским пророком. Всем известна история об исходе евреев из Египта, о том, как до этого Муса (мир ему) вступал в противостояние с фараоном, сколько бед натерпелись верующие от гонений и притеснений. Но однако мало кто знает через что приходилось проходить Мусе (мир ему) ежедневно общаясь со своим собственным народом. Эти люди норовили предать единобожие забвению и взять себе в поклонение золотого тельца, в то время пока Муса (мир ему) общался с Господом, они были недовольны всем вокруг, жаловались на все: начиная от фараона, гонений на себя, до погоды, еды и условий жизни. Даже после того как Аллах погубил фараона под морскими волнами, которые разверзлись по велению Божьему, свидетелями чего они стали сами, даже после того, как после молитвы Мусы (мир ему) и прошении о пропитании в пустыне по которой им пришлось скитаться без запасов провианта, с неба начала спускаться манна небесная, они все равно потом жаловались на то, что им надоела эта пища и что они хотели бы есть обычную еду, которую они вкушали в Египте. Они не захотели входить в заповеданные земли, которые им обещал Господь, сказав, что там есть люди, которых они не смогут одолеть, и вероломно добавили, чтобы Муса (мир ему) шел сам со своим Господом и сражался с ними, в то время пока они здесь подождут. И таких моментов из жизни Мусы (мир ему) не счесть. Аллах ставит его в пример всем нам, показывая насколько человек может быть неблагодарен и кощунственен. Аллах показывает нам их поведение, указывая на то как мы не должны себя вести.

 Приведем несколько притч из его жизни:

 Однажды Муса (мир ему) обратился к Аллаху:

- О Аллах, помоги, дай мне сил справиться с этими людьми! Не проходит и дня, чтобы они не жаловались на меня или на кого-то из людей. Они не слушают меня!

- О Муса! — ответил Аллах — они не то что тебя не слушаются и на тебя жалуются, они и на Меня постоянно жалуются: дождь пойдет — они причитают; ветер подует — они недовольны; заболеют ли они — так тут же ропщут. Так что терпи, о Муса. Как-то раз к Мусе (мир ему) пришли два человека: один богатый, другой бедный. И бедный был настолько нищим, что имел лишь жалкую набедренную повязку из всего имущества. Бедный жаловался на свою трудную жизнь, полную лишений, а богатый сказал:

 - О Муса! Что мне делать с моим богатством? У меня так много скота и их число так быстро пополняется, что я не успеваю за ними уследить!

Муса (мир ему) спросил у Аллаха почему так происходит, на что Аллах ответил, что этот человек всегда благодарит Всевышнего за все, что с ним случается и сказал, что если он хочет, чтобы его имущество уменьшилось, то пусть перестанет благодарить Аллаха. Муса (мир ему) вернулся с ответом:

 - Аллах поведал мне, что ты всегда много благодаришь Аллаха. Если ты хочешь, чтобы твое имущество уменьшилось, прекрати благодарить Аллаха.

 

- Как же я могу не благодарить Аллаха за те блага, которые Он мне дает — недоуменно вопрошал богатый, после чего еще раз взмолился со словами:

 - о Боже! Я благодарю Тебя за все!

 Как только он это сказал, тут же прибежал к нему слуга с радостной вестью о том, что одна из его коров отелилась. Затем Муса (мир ему) ответил бедняку:

 - Если ты хочешь, чтобы Аллах даровал тебе имущество, то благодари Его, за то, что уже имеешь.

 Но тот удивленно ответил:

 - А за что мне Его благодарить, если у меня из имущества лишь набедренная повязка?

 Только успели эти слова покинуть его уста, как подул ветер и сорвал эту тряпку с его тела, оголив его постыдные места у всех на глазах.

 Нет пользы в постоянном роптании на судьбу. Мы часто можем заметить, что в некоторых людях недовольство своим уделом, начиная от самых незначительных вещей таких как погода, заканчивая какими-то переломными моментами в судьбе переходит все мыслимые границы. Такая черта уже не способствует развитию и созиданию, не заставляет стремиться и прилагать усилия для того, чтобы улучшить свое положение, с этого момента такая привычка носит сугубо разрушительный характер. Рушится в первую очередь настроение а затем и личность самого человека, далее подобно снежному кому недовольство растет, передаваясь окружающим, что в конечном итоге подобно эффекту бабочки негативно влияет на общество в целом. Народная мудрость гласит: «пришла беда отворяй ворота». Насколько верны эти слова, ведь нет смысла сетовать на обстоятельства вместо того, чтобы принять их и действовать согласно им.

 Ислам призывает человека к терпению и довольству своим уделом:

 «Кроме тех, которые терпели беды и творили благое в радости и горе. Их грехи будут прощены, и для них будет великая награда за их благие деяния!» (11:11)

«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (13:24)

 Аллах дает нам в Коране рецепт счастья и благополучия:

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

 Нужно быть благодарным Господу за все, что Он дает. Если случается какая-то беда, то нужно немедленно брать себя в руки и действовать, ведь это очередное испытание.

 Посланник Аллаха (мир ему) будучи самым терпеливым из людей и благодарным Аллаху, молился со словами:

 «О, Аллах, дай мне довольство тем, что Ты уже решил для меня, и благополучия в том, что Ты мне давал, чтоб я не захотел торопить то, что Ты отсрочил для меня».

 «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, от сердца, не проявляющего смирения, от мольбы, которая не будет услышана, от души, которая не может насытиться».

Пророк Мухаммад (мир ему) советовал своим сподвижникам: 

«Поменьше думай о том, что тебе предопределено – ведь оно обязательно будет, а непредопределённое к тебе и так не придёт!» (Байхаки).

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад).

Часто жизненные ситуации оказываются глубже, чем нам кажется и то, что на первый взгляд является злом и вредом для нас, может на самом деле быть благом. Об этом говорит Всевышний в Коране:

«Бывает так, что вам неприятно то, что является благом для вас. И, бывает так, что вам нравится то, что вам вредит. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216)

Пути Божьи неисповедимы, каким путем нам придет наказание, а каким поощрение нельзя сказать наверняка, но надо знать одно — все, что с нами происходит — это Божий промысел и мы лишь маленькие винтики этого огромного механизма вселенских размеров. Мы не в праве осуждать нашу судьбу и то, что с нами происходит, ведь мы не обладаем знанием всей картины происходящего и обречены судить о ситуации исходя лишь из своих скудных знаний. Именно поэтому Аллах говорит, что Он знает, то есть Он обладает истинным пониманием происходящего, а человек не ведает даже о том, что у него происходит внутри организма.

Наш удел — это быть довольными судьбой и дарами свыше, терпеливо переносить все невзгоды, надеясь и уповая на милость Всевышнего:

«Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета». (39:10)