Коран — священная книга мусульман, которая содержит в себе притчи, наставления, советы и разного рода указания. Это руководство для мусульман, своеобразная мусульманская конституция. Это - некая правовая константа, на которую опираются все мусульмане при разрешении жизненных вопросов. Давайте же сегодня откроем Коран и посмотрим, о чем повествует нам самая важная в нашей жизни книга. Какое наставление будет на первом месте? О чем в первую очередь хочет сказать нам Послание Бога?

 

Открывая вторую страницу Корана мы видим начало суры «Бакара», которая гласит:

«Алиф. Лям. Мим. Эта Книга (Коран) — и нет сомнения в ней [в истинности ее] — руководство для людей набожных, богобоязненных; тех, кто верует в сокрытое, совершает молитву и выплачивает с того, чем Мы его наделили. Они — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Они твердо верят в жизнь загробную. Такие на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха».

Давайте попробуем разобрать посыл самых первых аятов Корана. Сперва, Всевышний описывает нам образ верующих как образец лучшего из своих творений, раскрывает их суть.

Аллах обращается к определенной группе людей, к избранным, которые единственные достойны Его внимания — это люди чистые сердцем и стремящиеся к познанию истины, без устремления к какой-либо корысти. Он желает им спасения и, поэтому, посылает им руководство по обустройству жизни дольней самым лучшим образом. Аллах раскрывает понятие «верующие» сужая круг до тех кто «кто верует в сокрытое...». Сокрытое (аль-гайб) — все тайное, сокровенное, что невозможно увидеть глазами и доказать существование, но можно познать интуитивно. Так называется все сущее, что находится за пределами восприятия человека: Аллах, ангелы, недоступное знание, Рай, Ад, джинны и т.д..

Аллах определил верующих как тех, кто верит в существование недоступного своему восприятию вещей, доверяя слову своего Создателя, которого они познали интуитивно. Вера в сокрытое является главным условием веры как таковой, ибо если бы человек воочию видел Бога, то это уже была бы не вера, а знание. Смысл же Ислама состоит именно в том, чтобы человек уверовал в Бога, не видя Его, придя к Нему из наблюдений окружающего его мира.

Далее, Всевышний продолжает описывать важнейшие постулаты, которых должен придерживаться верующий, говоря: «совершает молитву»; «выплачивает с того, чем Мы его наделили». Здесь Аллах перечисляет то, что человек должен делать после того как уверовал, а именно — начать выстаивать пятикратную молитву — намаз. Обеспеченные из числа верующих должны выплачивать обязательный налог в пользу бедных — закят. Все это - столпы ислама, то, на чем держится религия и выполнение чего необходимо. В следующем аяте Господь немного раскрывает то, во что следует верить, говоря: «Они — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Они твердо верят в жизнь загробную.» Таким образом, верующие — это те, кто верит Божественному Руководству, которое для них ниспослал их Господь через своего Посланника — Мухаммада (мир ему). Верующие верят во всё, что повелевает Коран и о чем он повествует из событий прошлого, настоящего и будущего, о сути мироздания и существовании неведомых человеку миров и существ.

После краткого перечисления качеств верующих, Аллах подытоживает главную мысль: те, кто придерживаются вышеназванных положений Ислама и есть те самые мусульмане, которым Аллах обещал Рай.

Описав качества лучшей части человечества, Всевышний переходит к описанию группы людей, которые противоречат первой. Он говорит о них так:

«Воистину те, кто стали неверующими, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет, не уверуют. Всевышний запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена, и им великое наказание».

Главным расхождением и отличительной чертой второй группы является отсутствие в них веры. И Всевышний призывает Посланника Аллаха (мир ему), а вместе с ним и остальных верующих, предоставить их самим себе. Следует оставить их в покое, ведь если они сделали осознанный выбор — не верить, то нет смысла пытаться их склонить к вере, если они того не желают. Аллах повелевает Посланнику Аллаха (мир ему) обратить свое внимание на уверовавших и уделять время именно им, передавая им откровения Всевышнего, уча и наставляя их.

Таким образом, первые 7 аятов второй суры Корана, которая фактически находится в самом начале всей книги, делит человечество на две группы: искренне верующих мусульман и неверующих, сознательно отвергнувших Слово Божие. Отметим, что Аллах описал верующих пятью аятами, а неверующим отвел всего два аята. Это указание на то, что с верующих будет больше спроса, ведь, помимо того, что они уверовали, Аллах установил им соблюдение многих предписаний во всех сферах их жизни, тогда как наиважнейшим вопросом и претензией к неверующим со стороны Аллаха будет только их неверие.

Но на этом деление людей на различные группы не заканчивается. В последующих аятах, Всевышний начинает описание особенной группы людей, которые и станут сегодня основной темой для обсуждения.

 

Всевышний Аллах говорит так:

«И есть среди людей те, кто говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в Последний День». Но они не являются верующими»

Аллах поведал нам о третьей группе людей, которая находится между двумя вышеперечисленными — о лицемерах. Эти люди пытаются убедить верующих в том, что они с ними, но сердца их тяготеют к неверию и нечестию. Именно на эту категорию людей Аллах больше всего обращает наше внимание и посвящает им больше всего аятов. Лицемеров трудно изобличить, ведь они маскируются и внешне почти ничем не отличаются от простого верующего, но дела их скверны, ибо они наносят вред мусульманской общине больше, чем агрессивно настроенные неверующие. Они ведут постоянную подрывную деятельность, сея смуту и раздор среди мусульман, распространяя ложную информацию, путая людей в фактах, сталкивают мусульман друг с другом и тем самым ослабляют общину. Эти люди представляют собой страшнейшую угрозу для верующих, ведь они действуют изнутри мусульманской общины. Открыто протестующие против ислама неверующие, вышедшие на честный бой, куда лучше и благороднее тех, кто сладко улыбаясь, изливает из своих уст мед, но за спиной держит острый кинжал, готовый вонзить его в любую минуту в спину Исламу.

«Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и сами этого не чувствуют.»

Какая ирония! Эти люди настолько увлеклись обманом людей, что сделали это своим ремеслом, совершенствуясь в нем, придумывая все более изощренные методы. Они посчитали, что смогут так обставить свои дела, что обманут всех и получат большую выгоду для себя, вновь выйдя сухими из воды. Они забавляются своими манипуляциями и плетением интриг, но они не заметили, как сами попали в ловушку. Они потеряли чувство мироощущения и утратили связь с Богом, окунувшись в свои мелкие дрязги. Они забыли о грядущем высшем Суде и Справедливости. Но Аллах о них не забудет, он воздаст им по их деяниям в этой или в следующей жизни.

«В их сердцах болезнь. Аллах увеличит их болезнь! И для них – мучительное наказание за то, что они лгут.»

Их сердца поражены недугом и они не желают от него избавляться, им нравится то, что они делают, они получают наслаждение, копаясь в грязи, все больше и больше увязая в этой зловонной выгребной яме из интриг, лжи и человеческих страданий.

Конечно, интуитивно некоторые мусульмане различают таких людей и в целях наставления могут их предостеречь от их поступков, но на это у них всегда есть хорошая отговорка:

«А когда им говорят: «Не сейте беспорядок на земле!» – они говорят: «Мы – только творящие благое»

Они бесстыдно прикрываются благими намерениями и выставляют все в выгодном для себя свете. Более того, если обратить на них внимание со стороны, можно подумать, что именно лицемеры и есть те самые искренние верующие!

Лицемеры, эти двуличные люди (мунафики) были всегда. Были они и во времена Посланника Аллаха (мир ему), именно они сеяли смуту и раздор, и после кончины Пророка, когда многие из них совершили вероотступничество, а некоторые из них провозглашали себя пророками, пытаясь оттянуть на себя какое-то количество невежественных мусульман. Кто-то пытался разделить мусульман, насаждая свои ложные воззрения в качестве единственно возможных. В Праведном Халифате, а также в последующих мусульманских государствах также было полно лицемеров и людей, чьи интересы заключались лишь в получении личной выгоды, которые шли по головам и не были разборчивы в методах достижения своих целей. Мунафики действуют так, что мусульмане конфликтуют сами с собой, чему, конечно, очень рады враги Ислама. Далеко за примерами ходить не надо, стоит только взглянуть на современный Ближний Восток, где группа невежественных мусульман, поддавшихся провокациям мунафиков, безжалостно уничтожает других мусульман, не агрессивных неверующих даже, а именно мусульман, пусть немного по-иному верующих и придерживающихся ислама, но мусульман. Разумный человек немедленно заметит в этом работу неких скрытных подстрекателей, которые готовили для всего этого почву. Они, лицемеры - виновники творящихся бедствий, свалившихся на голову мусульман, поэтому Аллах с таким порицанием отзывается о них в Коране.

«Разве нет? На самом деле они являются сеющими беспорядок, но они не чувствуют этого».

Среди них есть те, кто ведет свою деятельность осознанно, а есть те, кто совершает это неосознанно. В любом случае именно они и сеют беспорядок на земле и ссорят мусульман.

«А когда говорят им: «Уверуйте, как уверовали люди!» – они (препираясь) отвечают: «Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?» Но, нет! Поистине, они – (сами) глупцы, но они (даже) не знают (в каком заблуждении они пребывают)!»

Когда же их пытаются наставить, объяснить им их заблуждение, они лишь горделиво задирают головы, считая глупцами тех, кто придерживается морали и имеет какие-то принципы. Такие люди считают слабостью прислушиваться к совести, ведь они привыкли добиваться своего через обман. Строить свою жизнь и отношения с людьми на честности куда сложнее, и выгоду таких отношений придется ждать еще очень долго. Обманным же путем достать себе свое куда быстрее и легче, от того им и кажется, что только глупцы будут руководствоваться принципами чести и морали по жизни. Но они не учитывают того, что тот, кто живет по совести, строит свое здание жизни на крепком фундаменте, внушая своими твердыми принципами справедливости доверие к себе и окружая себя верными людьми. Такой человек что-то создает, как-то облагораживает окружающий его мир, принося пользу себе и окружающим его людям. В то время как лицемеры, лишь разрушают, либо строят свое здание жизни на хлипком фундаменте, который готов рухнуть в любую минуту, ведь они окружают себя ненадежными людьми, либо людьми, которые ими не дорожат или презирают. Их жизнь полна тревог и недоверия, поэтому Всевышний называет их истинными глупцами.

«И когда они встречают тех, которые уверовали, они говорят: «Мы уверовали! А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: «Поистине, мы – с вами едины против верующих, поистине мы только насмехаемся».

Сердца этих людей полны скверны и в них не проникает суть Божественного Послания, которому следуют верующие в собрании которых эти лицемеры находятся. И вместо того, чтобы проникнуться глубиной и красотой того, к чему призывает Коран, они лишь насмехаются над мусульманами и тем, во что они верят, потешаются над высокими стандартами морали, к которым призывает Ислам. Они шпионят за мусульманами, выискивая слабые стороны и плетут свои заговоры против уммы так, чтобы ударить как можно больней и остаться ни при чем.

«Аллах (Сам) посмеется над ними (наслав на них унижение) и продлит им блуждание в их собственной необузданности»

Они думают, что безнаказанно смогут глумиться над мусульманами и потешаться над их чувствами, но Аллах это так не оставит. Он напомнит им об их деяниях страшным наказанием. Очень хорошо здесь подходит русская пословица «Хорошо смеется тот, кто смеется последним».

«Они – те, кто купил заблуждение взамен на истину и спасение. Но сделка не принесла им прибыли, и они не последовали прямым путем».

Эти люди разменяли за бесценок свое самое большое богатство — истину и спасение, на временные потехи и приходящие мирские услады. Они променяли будущее вечное пребывание в блаженстве на мелкие временные забавы. Это ли не убыточная сделка? Это ли не глупость, в которой они пытаются обвинять верующих?

Всевышний с укором и большим порицанием отзывается об этой категории людей и предостерегает нас от того, чтобы быть одними из них. Но как же определить эту опасную группу, как выделить ее членов из собрания мусульман? Аллах дает подсказку в других аятах:

«Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими». (Нур: 47)

Первым признаком лицемерия является несоответствие дел словам. Они говорят, что уверовали в Аллаха и Его Посланника и повинуются им, но на деле они отворачиваются от того, что повелевает Посланник Аллаха (мир ему) и делают по-своему. Они повинуются только там, где им выгодно:

«Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. А если истина на их стороне [в пользу лицемеров], то они приходят к нему [к Пророку] с покорностью [подчиняясь его решению]». (Нур: 48 - 49)

Они будут уверять в своей покорности на словах, но никогда не подтвердят это на деле:

«Они (лицемеры) приносят величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если бы ты (о Мухаммад) приказал им, то они непременно выступили бы в поход. Скажи: «Не клянитесь! Что есть истинное повиновение — известно. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете».

Истинная покорность выражается в повиновении установленным канонам в любой ситуации, а не только когда выгодно. В этом и заключается истинное повиновение. Лицемеры же будут находить любые отговорки и причины, чтобы избежать неугодного им подчинения.

«Когда они встают на намаз, то встают неохотно, молясь лишь для вида пред людьми и поминая Аллаха лишь немного» (Ниса: 142).

А если же все-таки они повинуются и делают то, что повелел Аллах и Его Посланник, то делают это сквозь зубы, с тяжелым сердцем и то лишь для того, чтобы показать свое мнимое повиновение перед людьми.

«Они колеблются между верой и неверием, но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги» (Ниса: 143).

Арабское слово «мунафик» (лицемер) происходит от слова «нифак», что значит разделять, делиться. В этом аяте Аллах показывает, что эти отделившиеся люди, не принадлежат ни к кому, они — потерявшие свои жизненные ориентиры и опору члены общества, которые блуждают между сторонами, подобно неприкаянным, бездомным народам без национальных государств. Они ни в чем твердо не убеждены. Единственной движущей силой в их жизни является личная выгода.

«Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги» - Всевышний говорит Посланнику Аллаха, что даже он не сможет помочь этим сбившимся людям, даже он, будучи самым красноречивым, прозорливым, полностью знающим и понимающим человеческую природу, не в силах как-то повлиять на их выбор и вытащить из мрака заблуждения. У этих людей больше нет иного пути, ведь за них взялся Сам Аллах. Они сами погрузятся в свое заблуждение, захлебнутся в нем и больше никогда не смогут подняться с его дна. Все это указывает на величину совершаемого ими греха. Раз поддавшись этому искушению, человеку трудно вернуться обратно и он все больше и больше будет сеять хаос и смуту.

«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое И скупы руки их. Они забыли об Аллахе, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (Тауба:67).

Священные аяты продолжают раскрывать нам качества лицемерных нечестивцев: вместо того, чтобы творить добро и призывать к благому, они велят вершить зло и подстрекают к запретному. Они делают это как бы невзначай, так, между делом, стараясь не обращать на это внимание окружающих, наущая слабых верой или невежественных людей. Они скупы на подаяние и никогда не одаривают щедро, только для того чтобы покрасоваться перед людьми. В арабском оригинале использовано слово, которое можно трактовать как «одергивать руку», то есть всегда когда нужна их материальная помощь, они подбирают, прячут руки и ничего не дают. Сердца их охвачены мелкими мирскими заботами и они далеки от глубокого осмысления всей картины своего скверного бытия, поэтому они не в силах узреть существование Высшего Закона. «Они забыли об Аллахе, и Он предал их забвению» - он даже не посмотрит на них в День Суда и Великого расчета, они будут презренны и унижены. Аллах предаст их забвению и больше никогда на них не взглянет и не обратится к ним.

Некоторые важные признаки двуличности поведал нам и сам Посланник Аллаха (мир ему). В хадисе передается:

«Признаков лицемерия три: когда говорит - лжет; когда дает обещание - нарушает его; когда ему доверяют — предает».

Они настолько привыкли лгать, что делают это по привычке, не задумываясь. Они лгут уже на всякий случай, поэтому каждое их слово — ложь. Обещание для них — пустой звук, они готовы разбрасываться ими направо и налево если в этом есть выгода, но сдерживать свои обещания не входит в их планы. При любом удобном случае предадут. Это ненадежные люди. Каждый, в ком есть подобные качества должен задуматься о своей участи. Разумеется, не все, в ком есть некоторые из этих качеств являются лицемерами, однако они должны себя привлечь к ответу за это и принять меры для того, чтобы перестать делать то же, что лицемеры.

Всевышний заботится о нас, предостерегает нас от того, чтобы мы были из числа тех, чьи дела не совпадают со словами, чьи речи полны лжи, лести, сплетен, клеветы, чьи мысли охвачены лишь собственным чревом, а разум неустанно занят тем, что выстраивает и придумывает все новые и изощренные схемы обмана. Аллах презирает таких людей, для них Он уготовил особое наказание:

«Воистину, лицемерам гореть в самом пекле адовом, и ты не найдешь для них помощника» (Женщины :145).

Как известно, Ад состоит из 7 уровней. Первый, самый верхний и самый щадящий, предназначен для грешных верующих, которые должны отбыть в Аду свой срок и искупить грехи, дабы в дальнейшем уже очищенными войти в Рай. Остальные шесть уровней предназначены для неверующих, которые будут вечно пребывать там. И с каждым уровнем адские наказания все сильнее, а пламя все невыносимее. Этим же людям Аллах определил самое страшное наказание, поместив их на самое Адское дно, где они будут пребывать в мучениях вместе с Сатаной — Иблисом навечно. Да избавит нас Всевышний от подобной участи!

«Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно им этого огня (как воздаяния)! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (Тауба:68).

Всевышний Творец дает обещание расправиться с лицемерами и воздать им самую подходящую для них награду — вечное адское пламя. «Довольно им этого огня» - В арабском оригинале этого отрезка в аяте присутствует нотка презрения по отношению к лицемерам, создается впечатление, что даже Ад с отвращением будет к ним относиться. Какое это великое унижение, когда даже в Ад человек будет брошен словно какой-то никчемный мусор!

Мы призываем Всевышнего Творца очистить наши сердца и наши души от двуличности и лицемерия. Мы взываем к Милости и Могуществу Его за прощением наших грехов и молим Его даровать нам силы бороться с признаками лицемерия в себе и мусульманском обществе.