Ислам — это не просто некое собрание философских догматов, но спектр вобранных в себя советов о том, как следует обустраивать все сферы человеческой жизни. Ислам — это религия, закладывающая основы цивилизации, создающая фундамент для гармоничного развития общества, затрагивающая все сферы жизнедеятельности. От вопросов о сущности бытия до вопросов личной гигиены человека, от института бракосочетания до системы налогообложения, судопроизводства и законодательства. Ислам — это религия, призванная привести в порядок жизнь отдельного человека и направить верной стезей все человеческое общество. Немаловажную роль в Божественной религии играет чистота, поэтому, сегодня мы поговорим об одном из культурообразующих факторов Ислама - о внешней чистоте и гигиене.

“Аллах прекрасен и любит красоту, Аллах щедр и любит щедрых, Аллах великодушен и любит великодушных, Аллах чист и любит чистых...” (Тирмизи, Адаб 41).

Ислам смог сделать из кучки разрозненных варварских племен, не знавших ни бани, ни зубочистки, высокоразвитую культуру, жизненные стандарты которой созвучны с современными. Посланник Аллаха (мир ему) окультурил дикие племена, распространяя Единобожие а затем – и соответствующий уровень культуры. Этот уровень зиждется на ряде установлений - например, на установках, описывающих гармоничное воспроизводство и воспитание детей, создание долговечного брака, поддержании родственных связей

Больших усилий и терпения стоило привить людям того времени современные стандарты гигиены. Только вдумайтесь - 1400 лет тому назад Посланник Аллаха (мир ему) прививал людям привычку чистить зубы по утрам на своем личном примере:

«Передается, что при постели Посланника Аллаха (мир ему) был кувшин для омовения и зубочистка. И, когда он просыпался и вставал, то сначала шел справить нужду, а затем чистил зубы».(Сунан Абу Дауд)

«Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что не было ни раза, чтобы Пророк (мир ему,) засыпая днем или ночью, и просыпаясь, не принимался сразу чистить зубы перед совершением омовения».(Сунан Абу Дауд)

Кажущиеся для нас сегодня сами собой разумеющиеся вещи для людей того времени были чуждыми и непонятными. Так, физиологическая чистота сегодня – неотъемлемый атрибут всякого цивилизованного человека. Тогда же, в раннем Средневековье, чистоплотность была чем-то удивительным.

Немаленький труд пришлось проделать Посланнику Всевышнего (мир ему), чтобы отучить своих соплеменников от дикости и невежества. Так, порою, ему приходилось прибегать к нравоучениям и порицающим высказываниям в адрес людей:

«Передается, что однажды некий человек с взъерошенными волосами и бородой подошел к Пророку (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

Если мы откроем любую книгу по мусульманскому праву — фикху, то мы найдем, что первой темой будет чистота — тахарат.

Именно с тахарата, то есть с внешней чистоты, начинается Ислам, ведь Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ключ к намазу – это чистота» (имам Ат-Тирмизи). Намаз в данном случае можно рассматривать как общее понятие поклонения. А так как Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись ему: («Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)), то соблюдение чистоты и гигиены в этом смысле приобретает характер абсолютной важности. Чистота — это ключ к благу в обоих Мирах.

Соблюдающий мусульманин всегда чист и опрятен, ведь он пять раз в день предстает перед Всевышним, совершая молитву. Для этого, он должен всегда следить за своей одеждой и за чистотой своего тела. Посланник Аллаха (мир ему) поведал о том, каким образом нужно следить за своей чистотой и на что в первую очередь нужно обращать внимание.

 

Ислам и гигиена: обязательные аспекты

Первым пунктом соблюдения чистоты является чистота гениталий. Посланник Аллаха (мир ему) наставлял одного из сподвижников: “Омой свои половые органы и соверши омовение (вуду)”

Чистота гениталий имеет первостепенную важность в вопросе поддержания личной гигиены. Нет никакого смысла надевать красивую одежду на скверно пахнущее и немытое тело. Самыми же грязными частями на нём являются места выхода продуктов жизнедеятельности. Именно они являются той питательной средой, в которой живут болезнетворные бактерии. Первое, чему учит Ислам — это подмывание гениталий (истинджа) после справления малой и большой нужд.

При справлении малой нужды, мусульманин должен удалиться в специальное отхожее помещение или, если таковое отсутствует - в недоступное для взора других людей место. Входить в туалет следует с левой ноги, а выходить – с правой. Перед входом в туалет и выходом из него следует прочесть специальную мольбу (дуа́). Перед входом произносится:

«Бисмилляхи Алла́хумма инни́ а’у́зу би́ка мин-аль-ху́буси ва-ль-хаба́ис»

С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков

На выходе произносится: Гуфра́нак - Прости, (о Аллах)!

После справления нужды, мусульманин обязан очиститься от нечистот при помощи заранее заготовленной воды, камней или других предметов, которые подходят для этого. Процесс умывания водой называется истинджа́, а очищение твердыми предметами называется истиджма́р.

В исламском туалетном этикете нельзя поворачиваться во время испражнения лицом или спиной в сторону киблы, мочиться в стоячую воду, использовать правую руку для подмывания, приносить Коран и читать его. Ислам запрещает испражнения/мочеиспускание у могил, в банях, в тени, на дороге, в общественном саду, у плодоносящих деревьев, возле источников. Запрещено совершать истиджмар костями, сухим навозом и едой. Порицаемым считается разговаривать во время процесса, мочиться в норы и против ветра. Является нежелательным проносить в туалет вещи, содержащие имя Аллаха.Немалое внимание уделяется и очищению каналов мужского полового органа от остатков мочи - истибра.

После удаления нечистот — наджас, с гениталий, необходимо проводить контроль на наличие наджаса на теле и одежде.

«Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (имам Абу Давуд).

Ислам сделал чистоту одеяния обязательным условием для ежедневных молитв. Это автоматически приобщает человека к чистоте и заставляет быть особенно внимательным ко всякого рода нечистотам, которые могут испачкать его одеяние. Аллах в Коране повелевает: «…Одежды свои очищай!» (Св. Коран, 74:4). Посланник Аллаха же молвил: «У кого какая одежда есть, пусть содержит её в чистоте». Особенное же внимание Мухаммад (мир ему) уделял чистоте одеяния в праздничные дни и в пятницу – ведь именно в это время люди «выходят в город» и вся неряшливость становится видна окружающим.

В исламском праве наджасом называются нечистые вещества, к которым запрещено прикасаться без необходимости.

Выделяют следующие виды наджаса:

Сильные нечистоты (моча, кал, сперма, предэякулят, рвота, послеродовые выделения, менструальная кровь и выделения, кровь, гной);

Слабые нечистоты (моча и помёт домашнего скота, испражнения хищных птиц).

Следующим шагом к совершению поклонения после очищения от нечистот является омовение своего тела. Ритуальная чистота бывает малой и большой и достигается посредством большого и малого омовений.

Гусль (большое омовение, купание) становится необходимым при большом осквернении, которое наступает после выхода семени у мужчин, менструального цикла или послеродовых вод у женщин и полового акта у обоих полов. О необходимости гусля гласит аят: «Когда вы осквернены, то тщательно омывайте свои тела» (5:6).

Малое омовение (вудуъ) совершается при малом осквернении, которое происходит при справлении малой и большой нужд, выходе газов, крови или гноя из тела. Малое омовение описано в том же аяте: «О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек (включительно)» (Коран, 5: 6).

Таким образом, шариат предписывает мусульманину постоянно мыть места на теле, которые более всего подвержены загрязнению. Молитва же в жизни мусульманина выступает важным гигиеническим фактором.

Вышеупомянутые действия являются обязательными при соблюдении личной гигиены в Исламе. Однако, помимо уже указанных гусля и вудуъ, существует и ряд желательных действий, которые мы разберём ниже.

 

Ислам и гигиена: желательные действия

 

Как было выше сказано, Посланник Аллаха (мир ему) прививал людям чистку зубов на своем личном примере. Чистка зубов — это элемент опрятности, чистоты и здоровья. Сам Посланник Аллаха (мир ему) пользовался веткой дерева Арак, называемой сивак (или мисвак) для чистки зубов, говоря о нём: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи). Он уделял огромное внимание гигиене полости рта: «Передается от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы». Также, он полоскал рот и нос во время малого и большого омовений, поддерживая их в чистоте.

Помимо привычки чистить зубы, Посланник Аллаха (мир ему) прививал обычай еженедельного мытья:

“Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в неделю искупаться и вымыть голову” (Бухари, Джума 12; Муслим, Джума 9)

Кроме того, Пророк Всевышнего побуждал своих сподвижников держать руки чистыми, мыть их перед едой и после еды, полоскать рот после еды.

Человек, изучающий исламские каноны, касающиеся чистоты, увидит, что за ними кроется огромная польза для человеческого здоровья. Возьмем, например, истинджа. Ислам запрещает подмываться правой рукой, потому что правой рукой человек ест. Таким образом, предупреждается контакт правой руки с нечистотами и обеспечивается ее чистота. Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему) использовал правую руку, когда ел, пил или что-то давал и брал, а в остальных случаях использовал левую руку.

Пророк очень бережно относился и к уходу за волосами:

«Тот, у кого есть волосы, пусть к ним относится уважительно!» (имам Абу Давуд). Уважительное отношение к волосам означает заботу о них, своевременное мытье и расчёсывание. Когда к Пророку (мир ему и благословение) зашёл человек с растрёпанными волосами, он сказал: «Неужели у него нет хотя бы масла, чтобы придать волосам приличный вид; приходят же некоторые, как бесы!» (имамы Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Известен случай, когда Посланник однажды увидел человека в испачканной одежде и сказал: “Разве этот человек не находит, чем постирать свою одежду?” (Абу Давуд, Либас 14). Этими словами Пророк призывал мусульман не носить грязное одеяние.

Он умащивал себя благовониями и советовал пользоваться эфирными маслами своим сподвижникам. Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Ни запах амбры, ни благоухание мускуса не могли сравниться с запахом, исходившим от тела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Стоило кому-нибудь двинуться по пути вслед за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, как человек тотчас же понимал, кто прошёл здесь до этого, догадываясь об этом по приятному запаху. Если он, да благословит его Аллах и приветствует, пожимал кому-нибудь руку, то после этого рука человека благоухала целый день, а если он, да благословит его Аллах и приветствует, возлагая свою руку на голову кого-либо из детей, то этого ребенка всегда можно было отличить по запаху от всех остальных».

Для того чтобы в полной мере соблюсти чистоту тела, Пророк Мухаммад (мир ему) установил определенные правила здорового образа жизни. Он назвал эти правила “естественным очищением” и повелел нам соблюдать их. Известно его высказывание о гигиене: “Пять вещей составляют человеческое естество и следующие пять вещей являются естественными проявлениями человеческой природы: совершать обрезание крайней плоти у мужчин, брить лобковые волосы, стричь ногти, брить подмышками и укорачивать усы” (Бухари, Либас 63).

Если не стричь ногти, то под ними скапливается множество микробов и грязи. Ряд болезней глаз и желудочно-кишечного тракта замечательно передаются через грязь из-под ногтей.

В условиях жаркого климата, обрезание крайней плоти также полезно. Дело в том, что непроизвольно происходящие поллюции и выделение предэякулята (мадъи) способствует размножению болезнетворных бактерий. Это, впоследствии, может вызвать воспаления на слизистых оболочках половых органов. Удаление же крайней плоти избавляет человека от подобных проблем.

Бритьё лобковых волос уничтожает естественную среду обитания человеческого паразита – лобковой вши. Вши же, как известно, являются переносчиками тифа.

Вследствие того что подмышки – зона активного выделения пота на теле человека, эти места очень благоприятны для размножения и развития микробов. В результате появляется неприятный запах, который доставляет дискомфорт окружающим, бритье волос под мышками препятствует интенсивному размножению микробов и бактерий.

Таким образом, мы можем заключить, что все гигиенические предписания Ислама логичны и способствуют поддержанию здоровья человека. И нет ничего удивительного в том, что именно Ислам – последнее Божественное откровение – столь щепетильно относится к вопросам личной гигиены, ведь именно она является одним из отличительных признаков цивилизованного человека от неразумного дикаря. Соблюдайте же гигиену, братья и сёстры – вы тем самым не просто поможете своему организму, но и выполните одно из важнейших установлений нашей религии!