Знания — это нур (благословенный свет) Аллаха, которым Он освещает людям их жизненный путь.

В Коране сказано: «Неужели равны те, кто знает и те, кто не знает?» (39:9). Этим аятом Всевышний возносит человека, имеющего познания о чем-либо над тем, у кого этих познаний нет. Тем самым в этом аяте указывается на то, что знания могут возвысить человека над остальными людьми, ведь благодаря им он способен на большее, чем те, кто им не обладает.

Одним из имен Аллаха является العالم Алим — Знающий, Всеведающий. Именно Всеведение, как качество Аллаха, возносит Его перед над нами на недосягаемую высоту, разрывая все границы вселенной и выше до бесконечности. Ибо Всеведение — это знание не только того что есть, но и того, что может и не может быть. А как известно знания человека ограничены даже в рамках знаний о себе и своей сущности:

«Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа — это тайна Господа моего, знаний об этом даровано вам совсем немного» (17:85) Большое внимание, уделенное важности знаний в исламе можно проследить по акцентам расставленным в аятах Корана. Всевышний часто в Коране говорит: «И те, которые не ведают...»; «...те, которые размышляют...»; «неужели они не поразмыслят...». Особое внимание знаниям и их приобретению уделял и сам Посланник Аллаха (мир ему), сказав однажды: «Я — город знаний, а Али — ее дверь». Слово «знание» в аятах и хадисах никогда не несло в себе подразделов, таких как религиозное знание или светское, оно всегда имело обобщенное значение, то есть любые полезные знания.

Во всем известном аяте: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись» (51:56), некоторые муфассиры (толкователи Корана) говорили, что глубинное значение этого аята: «...для того, чтобы вы познавали Меня». А каким образом возможно познать Господа? Тем же способом каким можно познать архитектора по спроектированным им зданиям, художника по его произведениям, плотника по его изделиям, торговца по его товарам. Познавая этот мир, мы познаем его Творца. Изучая законы физики, мы в равной степени приближаемся к пониманию Его величия как и когда изучаем законы шариата.

В практике мирового ислама прослеживается любопытная тенденция преобладания количества мусульман в сфере медицины над количеством мусульман в иных сферах. Этому есть некое разумное объяснение, ведь именно медицина позволяет воочию наблюдать невероятную комбинацию сложнейших систем, работающих в абсолютной гармонии, дополняющих друг друга и образующих собой по своей сути чудо природы — организм человека.

Говоря об этом, сразу вспоминается история об именитом мусульманском ученом средневековья Ибн Сине, известного более как Авиценна, который ради познания Аллаха через Его творений, навлек на себя гнев еще не готового к таким знаниям общества, тайком занявшись вскрытием тел умерших и подвергшийся в итоге изгнанию за свою инициативу. Но его труды и принесенные ради науки и знаний жертвы, не остались без следа, а стали бесценным кладезем знаний для развития будущего просвещенного общества. Поэтому Всевышний и говорит: «Разве равны те, кто знает и те, кто не знает?».

Хадис Посланника Аллаха (мир ему), в котором он приравнивает ученых мусульманской общины к пророкам предыдущих общин, показывает то, насколько высоко ислам оценивает обладателей знания. Знания возвышают человека как духовно так и материально. Как известно в мире есть два вида власти: знания и имущество. Благодаря знаниям человек способен обрести и богатство. Как мы можем это наблюдать на примере притчи о Каруне из народа Мусы (мир ему). Ведь у него не было абсолютно никакого имущества, и вот когда он, устав от непроглядной нищеты попросил Мусу (мир ему) сделать за него дуа с целью обогащения, Всевышний Аллах внял его просьбе и даровал знание алхимии, благодаря которому он мог превращать камни в золото. И хоть конец его был скверным, ведь он возгордился и перестал молиться Творцу, однако здесь явно прослеживается причинно-следственная связь между обладанием знанием и обладанием имуществом.

Наилучшим примером гармоничного сочетания в себе богатства и знаний является пророк Сулейман (Царь Соломон) (мир ему). Он был царем Израиля и в свое время он был самым авторитетным правителем в мире, к слову которого прислушивались все: и люди и даже сверхъестественные существа — джинны. Аллах ему даровал множество знаний и мудрость, которые он умело применял, расширяя границы своего царства и подчиняя себе языческие государства. В свое время он покорил Египет, а также поразил своей мудростью и богатством легендарную Царицу Савскую — Балькис. Пророк Муса (Моисей) (мир ему) взывал к Аллаху с мольбами: «Господь мой, приумножь мои знания..», так пусть же Всевышний приумножит наши знания и поможет неукоснительно им следовать.

В конце приведем некоторые хадисы Посланника Аллаха (мир ему) о важности знаний:

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.