article269.jpg

О труде и попрошайничестве в Исламе

Человек — наместник Бога на земле, как об этом гласит Коран: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника (халифа)» (“Бакара”,30).

То есть каждый человек несет на себе ответственность за наместничество на Земле. А в чем заключается функция наместника? Наместник — это должностное лицо, которое выполняет функцию правителя во время его отсутствия. Всем известно, что правитель той или иной местности заботится о процветании и развитии вверенного ему региона. Для этого, он должен трудиться и прилагать усилия, задействовать свои умственные и моральные ресурсы. Поэтому, каждый человек должен трудиться. Всевышний даровал человеку эту Землю и подчинил ему всё, что на ней находится, дабы он мог как следует выполнять свою обязанность. Сказано в Коране: 

“Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по её просторам и вкушайте из дарованного Им удела. К Нему вы возвратитесь [после воскрешения]”(“Мульк”, 15).

«И если подойдет молитва-намаз к концу, то рассеивайтесь по земле [расходитесь каждый по своим делам] и желайте (стремитесь) проявления милости Господа [с усердием трудясь и делая все от вас зависящеё]. Больше вспоминайте об Аллахе. Возможно [велика вероятность], вы достигнете успеха»(“Джума”,10)

 

Ислам поощряет труд и трудовую деятельность, облагораживающую человека и общество. Труд на благо себя, в рамках дозволенного, и на благо общества — одно из самых достойных деяний человека. Об этом передано в благословенных хадисах:

Во время Пророка (мир ему и благословение) один юноша крепкого телосложения прошёл мимо Посланника Аллаха и его сподвижников. Тогда, Абу Бакр и Умар сказали: «Горе этому юноше, если он не расходует свои силы на пути Аллаха (джихад)!» На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха…» (передал ат-Табарани).

Пророк (мир ему) на своем примере показывал, что достойный человек не должен чураться никакого труда, будь то чёрный ручной труд или умственный. Он собственноручно перетаскивал тяжелые кирпичи при строительстве первой мечети в Медине, хоть у него были все возможности избежать этого. Посланник Аллаха (мир ему) говорил:

«Если человек в поисках дозволенного пропитания с целью не полагаться на людей (попрошайничать) и быть щедрым к своей семье и соседям, то Аллах воскресит его с лицом, подобным сияющей луне в ночь полнолуния…» (Абу Нуайм в книге «Хульятуль авлия»).

Все пророки обладали каким-то ремеслом или умением, благодаря которым зарабатывали на жизнь. Передается в хадисах:

Однажды пророк Дауд (Давид) (мир ему) решил переодеться в бедняка и расспросить народ о себе. И когда он расспрашивал людей, к нему спустился ангел Джабраил (Гавриил) в облике человека и сказал: «Он (Дауд) очень хороший раб Аллаха, но есть у него один недостаток». Пророк (мир ему) спросил: «Какой недостаток?», тот ответил: «Он (Дауд) обеспечивается из общей казны мусульман, Аллах более любит рабов, которые обеспечивают себя сами». Тогда пророк (мир ему) вернулся плачущим домой и обратился к Аллаху: «О, мой Господь! Научи меня какому-нибудь ремеслу, которым я буду обеспечивать себя». Аллах обучил его изготовлению доспехов из железа, подчинив железо рукам Дауда, как пластилин или глину.

Всевышний одарил его знанием кузнечного дела и подчинил ему железо. Он мял его рукой, словно тесто, без мехов, огня, молота, наковальни. Дауд (мир ему) мастерил кольчуги, продавал их и так зарабатывал на хлеб, несмотря на то, что он был одним из самых могущественных царей.

Абсолютно все пророки (мир им) были пастухами, как об этом повествует хадис:

«Не было пророка, который не пас овец». Помимо этого некоторые из них обладали различными ремеслами: 

Так Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) был скотоводом, а затем торговцем;

Узайр (мир ему) был садоводом. Это он научил людей прививать и культивировать саженцы плодовых деревьев, подрезать кустарники;

Зулькифль (мир ему) был хлебопеком;

Аййюб (Иова) (мир ему) был земледельцем;

Якуб (Иаков) (мир ему) был пастухом;

Исхак (Исаак) (мир ему) был пастухом;

Исмаил (Самуил) (мир ему) добывал себе пропитание, занимаясь охотой и рыболовством;

Лут (Лот) (мир ему) был историком;

Салих (мир ему) разводил верблюдов. Использовал верблюжье молоко и для своего пропитания, и продавал его, зарабатывая себе на жизнь. История с верблюдицей пророка Салиха изложена в Коране и широко известна;

Нух (Ной) (мир ему) был столяром, кораблестроителем и мореходом;

Идрис (мир ему) занимался портным делом и вязанием;

Адам (мир ему) был первым сельскохозяйственным инженером и землепашцем;

Шид (мир ему) был чесальщиком хлопка и текстильщиком;

Худ (мир ему) был торговцем;

Юсуф (Иосиф) (мир ему) был прекрасным казначеём. Он изобрел часы. Первым придумал зернохранилища, в которых в плодородные годы собирали зерно, а в неурожайные годы из них зерно раздавали людям;

Муса (Моисей) (мир ему) был пастухом, был работником у пророка Шуайба (мир ему);

Харун (Аарон) (мир ему) был визирем у Моисея (мир ему);

Дауд (Давид) (мир ему) был кузнецом, он изготавливал кольчуги, был военачальником, создавшим армию;

Сулейман (Соломон) (мир ему) был отменным правителем. Изготавливал из тростника корзины. Первым начала работать с медью.

Ильяс (Илья) (мир ему) был наставником ткачей и прядильщиков.

Юнус (Иона) (мир ему) был рыболовом;

Лукман (мир ему) был врачом и фармацевтом;

Закарийа (мир ему) был столяром.

Лучшие из людей — пророки, показывают на своем примере образ настоящего, достойного наместника Бога на Земле, к чему мы и должны стремиться. Они сторонились лени и безделья, стремились принести пользу людям и окружающей среде. Каждый человек от природы имеёт свои способности и интересы, и он должен развивать их, чтобы применить это в дальнейшем на благо своей общины.

Труд позволяет создавать и приумножать блага, которыми пользуется в первую очередь сам человек и все общество. Труд создает благоприятную почву для развития человечества, ведь накопленный опыт в той или иной сфере деятельности, ремесле, умении и т.д., со временем приводит к прогрессу и позволяет улучшать жизнь человека. Так было на протяжении всей жизни человечества и только это - единственно правильный путь его развития. Однако, мы можем нередко замечать людей, которые не производят благ, не предоставляют никаких услуг, а живут за счет труда других людей. Таких людей можно разделить на две категории:

 

1. Немощные, беспомощные люди, которые неспособны к самообслуживанию, не говоря о труде, оставшиеся на попечении у родных или государства;

2. Маргинальные слои общества, живущие на иждивении, либо податями, имея все возможности для самореализации.

Что касается первой категории, то даже среди них можно выделить группу людей, которые способны производить блага и вносить свою лепту в развитие. В современном обществе существуют специальные центры занятости для людей с ограниченными способностями, в которых люди могут реализовать, дарованный им от природы потенциал, согласно их возможностям. Престарелые же люди, инвалиды и умственно отсталые, которые не имеют даже этой возможности, должны находиться на попечении либо у родственников, либо у государства. Следить и ухаживать за этими людьми — обязанность общества пред Аллахом.

Но сегодня хотелось бы поговорить не о них, а о второй категории вышеуказанных людей, изложить точку зрения ислама и раскрыть его отношение к этому вопросу.

Как уже выше было сказано, Ислам возводит роль человека до высокого уровня наместничества на Земле и призывает к тому, чтобы человек облагораживал её, заботился о ней, пользовался её дарами и работал на благо себя и людей. Естественно, деятельность иждивенцев полностью противоречит этому посылу, оттого она подвергается резкой критике со стороны Ислама. Жизнь за счет труда других людей, не имея никаких оправданий на свой счет, будучи здоровым, порицается Исламом и считается недопустимой. История становления Ислама знает множество случаев из жизни Посланника Аллаха (мир ему) и его сподвижников, которые служат замечательным примером во многих жизненных ситуациях. Одна из таких историй рассказывает об отношении Ислама к побирательству и о том что нужно делать, дабы выйти из нужды.

Передается от Анаса б. Малика (да будет доволен им Аллах): - Как-то один из бедных мединских мусульман придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), стал просить помощи. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) спросил его: - Нет ли у тебя дома чего-нибудь? Человек ответил: - Есть покрывало, половину которого мы стелем под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему: - Иди и принеси их мне. Тот пошел и принес. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к сподвижникам: - Кто из вас купит эти вещи? Один из присутствующих сказал: - Я их куплю за один дирхем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха): - Кто может дать больше? Другой мусульманин сказал: - Я дам за эти вещи два дирхема.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал вещи второму и обратился к нищему: - На один из этих дирхемов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда. Когда тот все исполнил, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: - Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!

Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 10 дирхемов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черной отметиной на лице. (Абу Дауд; Тирмизи; Ибни Маджа)

Также мы можем найти на эту тему в изречениях Посланника Аллаха (мир ему) следующее:

 

 

«Тот, кто не работая, ввергает себя в состояние попрошайничества, будет нуждаться в 70 вещах». (Тирмизи)

 

Этот хадис ясно показывает, что прошение милостыни, будучи способным к труду, ненавистно пред Аллахом, за что он снижает баракат (благодатность) получаемого от Него человеком ризка (пропитания) и тот, вместо обилия обретет еще большую нужду.

«Тот, кто побирается без нужды, подобен тому, кто глотает горящие угли. [Байхаки]

 

 

В другом хадисе: «Тот, кто просит милостыню с целью накопительства, просит себе горящие угли». [Муслим].

 

В этом изречении Посланник Аллаха (мир ему), используя оригинальную метафору, даёт красочное описание того, что ожидает человека в загробной жизни за беспричинное попрошайничество. За каждую взятую таким образом копейку он будет глотать раскаленные угли и испытывать страшные муки за то, что так богомерзко обманывал людей и наживался за их счет.

 

 

«Если бы попрошайка узнал, какие тяжкие последствия его за это ожидают, то тут же прекратил бы побираться». [Табарани].

 

Здесь Посланник Аллаха (мир ему) также предостерегает людей от этого действия, намекая на опасность жестокого наказания в следующей жизни, поджидающего любого, кто будет обманом добывать себе пропитание.

 

 

«Кто даст мне слово ничего не просить у людей, тому я гарантирую, что он войдет в Рай».[Насаи].

 

Этот хадис описывает достоинство воздержания от прошения у людей чего-либо и обхождения собственными силами, уповая на милость Господню.

О пользе труда знает все человечество. Прописная истина о необходимости труда в жизни человека для достижения успеха закреплена в народной мудрости: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Множество великих людей, достигших успеха на собственном поприще, признавались, что залогом успеха является неустанный труд и работа над собой и лишь малая толика таланта.

 

 

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. В. Г. Белинский

 

 

 

Труд подливает масла в лампу жизни. Д. Беллерс

 

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека. Ф. Вольтер

Так почему же центральной идеей человечества во все времена был труд и почему иждивенчество так презирается Исламом и обществом?

Биология классифицирует виды отношений организмов на несколько категории:

Симбиоз; Хищничество; Нейтрализм; Антибиоз.

Симбиоз — это такой вид взаимоотношений, при котором оба организма извлекают пользу друг от друга. Хищничество — это потребление других организмов. Нейтрализм — это такой вид взаимоотношений, при котором организмы никак не влияют друг на друга. И антибиоз — вид отношений, при котором один или оба организма вредят и мешают развитию друг друга.

Самым плодотворным и нужным видом взаимодействия является симбиоз, который рождается в обществе при обмене благами, которые каждый из них производит.

Одним из подразделов взаимоотношений является паразитизм, при котором получает выгоду только один организм, а второй вынужден тратить накопленные ресурсы на него. Попрошайничество относится к подобному виду взаимоотношений, когда кто-то, не прилагая усилий, пользуется благами того, кто трудится. Помимо этого часто такие отношения бывают вредными для носителя и становятся причиной многих заболеваний. Насколько будет справедливо такое распределение благ? Кому из нас хотелось бы иметь паразита в своем теле? (пример: клещи; аскариды; нематоды; лямблии и т. д.). Каждый из нас не желал бы иметь в своем теле паразита и, в случае обнаружения, стремился бы избавиться от него как можно скорее.

Подобно этому люди, живущие за чужой счет, паразитируют на теле общества, пользуясь продуктами и благами, которые оно производит, но ничего не отдает взамен, а иногда еще и приносит вред, убивая в людях чувство милосердия. Ведь в наше время среди огромного количества людей, представляющихся нуждающимися, лишь совсем малая часть действительно является таковыми, остальные — паразитируют на чувстве милосердия у людей, что, конечно, при выяснении обстоятельств, сильно подрывает в людях веру в честность таких просящих, от чего истинно нуждающиеся, зачастую, могут быть несправедливо обделены. Те, кто не нуждается, наживёт себе за чужой счет очередную машину или дом. Таким образом, эти люди мало того, что пользуются благами, которых не заслужили, но еще и способствуют развитию духовной болезни — жестокосердия, в обществе.

Посему, мы призываем вас быть внимательными к тем, кому вы подаете милостыню. Будьте бдительны и не смотрите на жалкий вид и грустное лицо просящих. Единственное чему нужно верить — это фактам. Если вы видите одного и того же человека, просящего подать, и при разговоре он жалуется на тяжелые жизненные обстоятельства, не верьте на слово, если вы действительно полны решимости помочь. Выясните все обстоятельства и убедитесь в том, что этот человек реально нуждается, в противном случае подавая таким людям, вы рискуете стать пособником развития этой общественной болезни и поспособствуете увеличению количества любителей легкой наживы. Сейчас подавляющее большинство «просящих» на улицах, в метро, на остановках, в переходах, возле торговых центров и храмов — это люди, сделавшие попрошайничество своей профессией. В наше время существуют определенные группы лиц, которые контролируют злачные места и тех, кто на них находится, беря свою долю с «просящих». Это бизнес и ни сами просящие, ни организаторы этого, не испытывают угрызений совести за свой глобальный обман, а лишь смеются над добросердечными людьми, считая их слабыми и недостойными. Поэтому, добропорядочным гражданам следует тщательней выбирать тех, кому дать пожертвование, и ни коем случае не руководствоваться в этом деле мимолетными чувствами, на которые очень любят давить попрошайки. Они не гнушаются ничем: ни использованием в своих целях маленьких детей; ни инвалидов; ни стариков. Призываем вас пресекать все попытки помощи таким наживающимся за чужой счет людям и попытаться, наконец, положить конец этому бесчестию. Самая лучшая милостыня — это помощь своим родственникам и нуждающимся из своего окружения, в нужде которых нет сомнения. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Самым лучшим садака является то, которое дается) своему родственнику, даже если он является врагом». (Имам Ахмад)

Будьте бдительны, расходуйте свое имущество только на пути Аллаха и да наставит всех нас Всевышний на путь истины.