Намаз — это пятикратная молитва мусульманина, предписанная в Коране как вид обязательного поклонения. После произнесения формулы шахады, означающего принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для любого разумного человека, достигшего возраста совершеннолетия, является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему. Об обязательности совершения намаза повествуют многие аяты Корана, вот некоторые из них:

Смысл: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (Сура «аль-Бакара», 2:43);

Смысл: «Совершайте намаз, поистине, намаз является предписанным для мусульман в определённые времена» (Сура «ан-Ниса», 4:103);

Смысл: «И совершайте намаз, и не будьте из числа многобожников» (Сура «ар-Рум», 30:31);

Смысл: «Читай им то, что ниспослано тебе из Писания, и совершай намаз» (Сура «аль-’Анкабут», 29:45).

На раннем этапе развития Ислама был предписан двукратный ежедневный намаз. Совершение обязательных пяти намазов было предписано мусульманам в Ночь Вознесения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в небеса (Ми’раджа). В ту ночь Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было открыто множество тайн Судного дня, Рая и Ада. Наряду с их раскрытием возложение намаза также имело огромное значение. Когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возвращался после общения с Всевышним Аллахом, пророк Муса (мир ему) спросил его об обязанности, возложенной на его общину. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что Всевышний обязал его общину (умму) совершать пятьдесят намазов в сутки. Услышав это, Муса (мир ему) посоветовал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) попросить облегчения для уммы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся к Господу и попросил облегчить предписанное его умме. По его просьбе Всевышний сократил число намазов до 45. Но на обратном пути Муса (мир ему) снова сказал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), что люди не смогут выполнить это и посоветовал ещё раз попросить Всевышнего уменьшить число намазов. Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался к Всевышнему несколько раз, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти, но воздаяние за эти пять намазов – как за выполнение пятидесяти, которые первоначально предписывал Всевышний. И это подарок Аллаха верным Ему рабам. Следовательно, намаз – это единственный вид поклонения, который получен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) от Самого Всевышнего Аллаха напрямую, без посредника. Все остальные установления Шариата, как и Коран, были получены Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха ) посредством архангела Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Всевышним Аллахом и Его пророками. Так возвеличен намаз Самим Аллахом. Поэтому намаз для верующего – это особо ценное, важное поклонение Своему Создателю и священный долг.

То состояние, которое испытывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при встрече с Аллахом в ночь вознесения, имеет возможность испытывать каждый из его общины в намазе при правильном его совершении. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот – в опасности. Если Аллах захочет, то Он по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение». Всевышний определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав: Смысл:

«Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, избегают всего отвлекающего от Аллаха, выплачивают закят, не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими жёнами или невольницами, за что они не порицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное. Блаженны те, которые соблюдают договоры и берегут врученное им на хранение, исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и есть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно» (Сура аль-Муминун, 23:1–11).

 

Внешние условия намаза

До того как приступить к совершению намаза, следует подготовиться к нему, выполнив ряд условий:

1.Очищение от хадас, который удаляется совершением малого (вуду) или большого (гусуль) омовения.

Для совершения намаза требуется состояние чистоты. В данном вопросе понятие чистоты принято разделять на чистоту ритуальную (тахарат) и физическую (очищение от наджаса). Перед вступлением в намаз человек должен иметь и то и другое. Ритуальная чистота достигается посредством совершения ритуального омовения. Их два вида: малое (вуду) и полное (гусуль).

 

ВУДУ / ТАХАРАТ

Тахарат (вуду) - это обеспечение по соответствующим правилам малой ритуальной чистоты посредством омовения определенных частей тела. Многие ритуалы поклонения Аллаху не могут выполняться без ритуального омовения, например, не положено совершать намаз, таваф - хождение вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана.

 

Порядок совершения вуду:

1. Если есть возможность, лучше сесть на более возвышенное место, обратив лицо по направлению Киблы, и произнести "Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим". Три раза вымыть кисти рук до запястий. Протереть пальцами одной руки между пальцами другой руки. Если на пальцах кольца или перстни, то сдвигать их, чтобы под них попала вода.

2. Сказав "Бисмиллях…", набирать воду и полоскать три раза рот. Почистить зубы, если есть мисвак (палочка с расплющенным концом), то им, а если нет, то большим и указательным пальцами, после этого прополоскать рот еще два раза.

3. После произнесения "Бисмиллях…" воду втягивают в нос. Если человек не постится, то вода подносится до крылышек носа и втягивается в ноздри, затем нос утирается левой рукой. Эта процедура повторяется еще два раза.

4. Выразив искреннее намерение и сказав "Бисмиллях…", следует, набрав воду в ладони, мыть лицо сверху вниз, от края волос до подбородка включительно, щеки - до ушей. Обтереть рукой подбровье. Эти действия повторяются еще два раза. При умывании лицо следует тереть.

5. Сказав "Бисмиллях…", мыть, потирая, правую руку до локтя. Затем повторить это еще два раза. Таким же образом три раза моется и левая рука.

6. Со словами "Бисмиллях…" провести мокрой рукой по одной четвертой части головы. После этого указательными пальцами обтереть уши с внутренней стороны и, одновременно, большими пальцами за ушами.

7. Тыльными сторонами трех влажных пальцев рук, исключая большой и указательные пальцы? провести по шее сзади. Проведение мокрой рукой по всей голове является суннатом. Это именуется сплошным или полным масхом (обтиранием) головы.

8. Мытье ног нужно начинать с правой ноги, произнося "Бисмиллах…". Между пальцами следует протирать мизинцем левой руки. Мытье правой ноги начинается с мизинца, левой ноги - с большого пальца и делается это снизу вверх. Левую ногу моют подобным же образом и начинают также с произнесения "Бисмиллях…". Обе ноги моют до щиколоток.

Состояние человека, в котором у него отсутствует малое ритуальное омовение, вуду называется хадас. Состояние хадас наступает из-за следующих причин:

а) Любые выделения из прямой кишки и мочеиспускательного канала.

б) Кровотечение или выделение гноя.

в) Рвота, заполняющая ротовую полость

г) Потеря сознания.

д) Сон в положении лежа или опершись на что-либо

е)Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы

 

ГУСУЛЬ

Гусуль - это омовение всего тела в целях очищения от большого ритуального осквернения.

 

Полное омовение совершается в следующем порядке:

1. Выражение намерения совершить гусуль (полное омовение), после чего моются руки, срамные места и спереди и сзади, если даже они чистые

2. Произнесение "Бисмиллях…", после чего совершается обычное омовение (тахарат), выполняемое перед намазом. Если под ногами собирается вода, то ноги моются в последнюю очередь

3. Полоскание рта и носа большим количеством воды, нежели при совершении обычного тахарата, потому что при таком полоскании выполняется и фарз гусуля по очищению рта и носа

4. Троекратное обливание и мытье головы. При этом волосы на голове, борода и усы должны промокнуть до корней

5. Троекратное обливание правого плеча и обмывание стекающей водой правой стороны тела

6. Троекратное обливание левого плеча и обмывание левой стороны тела

 

Причины совершения гусуль:

а) Половая близость (у мужчин и у женщин)

б) Менструальный цикл и послеродовое состояние (у женщин)

В итоге для того, чтобы начать совершение намаза первым условием является очищение от состояния малого и большого осквернения — хадас и джунуб, путем совершения малого и полного ритуального омовения соответственно.

 

Очищение от наджаса.

Помимо чистоты ритуальной следует очистить свое тело, одежду и место поклонения и от физических нечистот - наджас.

Перечислим основные наджасы:

а) Кал

б) Моча

в) Кровь

г) Гной

д) Мертвые животные

е) Рвотные массы

ж) Предэякулят (мазью – прозрачная, бесцветная, вязкая предсеменная жидкость, которая выделяется из мочеиспускательного канала полового члена мужчины наружу, когда он приходит в состояние полового возбуждения).

з)Сперматорея (вадъю – выделения человека, которые появляются вследствие напряжения мышц промежности, например, во время физических упражнений, при поднятии тяжестей, или после выделения мочи).

Перед совершением намаза следует удостовериться, что ни на теле, ни на одежде, ни на месте поклонения нет наджаса, в противном случае намаз нужно перечитать.

 

Прикрытие аурата, Тасаттур.

Немаловажным условием для совершения намаза является и прикрытие срамных мест — аурат. Аурат — это те части тела мужчин и женщин, которые нельзя обнажать перед другими людьми. Прикрытие этих мест вне намаза и в намазе является обязательным. Без покрытого аурата совершение намаза неприемлемо. Если во время намаза откроется четвертая часть аурата человека, то его намаз портится.

Аурат у мужчин — это часть тела от пупка и до низа колен.

Аурат у женщин — все тело кроме овала лица, кистей рук и стоп ног.

 

Направление в сторону Кыблы.

Во время намаза необходимо обратиться в сторону Кыблы. Кыбла – это направление на Каабу, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаху. Кааба находится в Мекке в мечети «Аль-Харам». Для этого следует определить свое географическое положение и в соответствии с этим сориентироваться в пространстве относительно стороны, в направлении которой предположительно находится Мекка.

Время.

Намаз следует совершать своевременно. Нельзя совершать намаз до наступления или после окончания его времени. Для каждого намаза есть особый временной промежуток:

Утренний намаз - Фаджр

Время утреннего намаза начинается сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.

Обеденный намаз - Зухр

Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета укорачивается до минимума, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.

Послеобеденный намаз - Аср

Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета отбрасывающего ее становится длиннее его в два раза.

Вечерний намаз - Магриб

Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.

Ночной намаз - Иша

Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте и продолжается до наступления времени утреннего намаза.

Намерение.

Намерение — это внутренний осознанный настрой человека на совершение того или иного действия. В намазе — это понимание того какой намаз совершается. Рекомендуется (Сунна) закрепление намерения словами. Например: «Я намереваюсь совершить обеденный намаз, состоящий из 4 ракаатов, придаюсь этому имаму».

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАМАЗА

Элементы намаза — рукны — это главные составные части, из которых состоит намаз. Невыполнение одного из них нарушает целостность намаза и портит его.

1. Такбиру-ль-ифтитах.

Вступительный такбир — это такбир, произносимый молящимся для возвещения о начале намаза.

Такбир — это произнесение словосочетания «Аллаху акбар» — Аллах велик, на арабском.

После произнесения такбира человеку запрещается (харам) заниматься чем-либо кроме совершения намаза, любое постороннее действие ведет к нарушению намаза.

Для совершения этого такбира следует поднять руки на уровень плеч и с раскрытыми от себя ладошками и кончиками больших пальцев прикоснуться к мочкам ушей. Следует добавить, что начинать и заканчивать произнесение такбира и сопутствующих телодвижений рекомендуется синхронно.

2. Кыям.

Кыям — это элемент стояния в намазе. Молитва должна совершаться стоя на ногах, без опоры на что-либо, с прямой спиной и чуть согнутой головой. Глаза должны смотреть на место земного поклона (вниз). Руки должны быть сложены в области живота, чуть ниже пупка, правая рука должна покрывать сверху левую. Стопы направлены в сторону Кыблы, расстояние меж ними не должно превышать размера четырех пальцев.

3. Кыраат.

Кыраат - это чтение Священного Корана во время кыяма — стояния в намазе. Обязательным считается чтение суры «Аль-Фатиха», после которой следует прочесть суру или выдержку из Корана, которая не меньше самой малой суры Корана. Немаловажным является правильное чтение Корана на арабском, с соблюдением всех правил чтения, с правильным произнесением букв арабского языка и ударением. 4. Руку.

4.Руку

Руку — это поясной поклон в намазе после стояния — кыяма. Для совершения поясного поклона следует наклонить спину вперед до горизонтального положения и руки опереть на колени. Во время руку следует минимум три раза произнести: «Субхана раббияль азым» - «Свят Господь мой Великий».

После руку следует выпрямиться (каума), опустив руки по швам, одновременно с этим произнося: «Самиаллаху лиман хамидах» - «Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет».

5. Суджуд.

Суджуд или сажда - земной поклон. После каума, молящийся опускается на землю для земного поклона. Для начала следует согнуть ноги в коленях, опуститься сначала на колени, а затем выставив вперед руки с раскрытыми ладонями, опуститься на них, далее нужно опустить голову между ладонями и коснуться лбом и носом земли, при этом пальцы ног должны быть согнуты и смотреть вперед. Во время суджуда 3 раза произносится следующее: «Субхана раббияль аля» - «Свят мой Господь Высочайший».

После одного земного поклона следует сесть (джальса). Молящийся оставляет пальцы правой ноги согнутыми, а левую ногу расслабляет и садится на нее. Руки в таком положении лежат на бедрах, ближе к коленям, глаза смотрят вниз. Здесь следует 3 раза произнести: «Раббигфир ли» - «Господь, прости меня».

Затем совершается повторно сажда.

Цикл вышеупомянутых элементов намаза (кыям, кыраат, руку, сажда) называется ракаат.

6. Када - ахира.

Завершающим элементом намаза является када - ахира — последнее сидение. По завершению всех циклов элементов намаза — ракаатов, молящийся садится и читает следующие молитвы: «Ат-Тахийат»; «Салават», затем совершает «салям» - приветствие в обе стороны и заканчивает намаз.

 

ДРУГИЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ НАМАЗА

1. Произнесение слов «Аллаху Акбар» во время такбира «Ифтитах» в начале намаза.

2. Чтение суры «Аль-Фатиха» в каждом рака`ате любого намаза.

3. В первых двух рака`атах намаза-фарда и в каждом рака`ате наммазов аль-витр и нафиль читать после суры «Аль-Фатиха» другую суру или три коротких аята, либо один длинный аят.

4. Читать суру «Аль-Фатиха» перед другой сурой или аятом.

5. Во время суджуда касаться пола одновременно лбом и носом.

6. Сидение после второго рака`ата в 3-х и 4-х рака`атных намазах (первое сидение)

7. В первом и последнем сидениях намаза чтение «Ат-тахията»

8. При коллективном совершении в каждом рака`ате утреннего, праздничного, аль-джум`а, ат-таравих намазов и намаза аль-витр в месяц Рамадан, а также в первых двух рака`атах намаза аль-магриб и аль- ишаа имам читает суру «Аль-Фатиха» и последующую суру вслух. А намазы аз-зухр и аль-аср читаются имамом шепотом.

9. Молчание людей, следующих за имамом, при чтении им суры «Аль-Фатиха» и последующей суры.

10. Произнесение такбира «Кунут» и чтение дуа «Кунут» в намазе аль-витр (см. «Порядок выполнения намаза» раздел «Намаз аль-витр»).

11. Произнесение дополнительных такбиров в праздничных намазах.

12. Полноценное выполнение рукнов (та`дили аркан), т.е. стоять ровно во время Кыйама, во время руку‘у держать спину ровно (женщине – чуть-чуть наклонившись). Стоять ровно после руку‘а. Сидеть между двумя суджудами.

13. После намаза выполнить Ас-салям.

14. Выполнить саджда сахв, если в намазе были допущены ошибкки: – если были выполнены с опозданием фарды или ваджибы – если по забывчивости был пропущен один из ваджибов. При сознательном пропуске ваджибов, намаз необходимо совершить заново.