Наиважнейшей основой религии является вера. В исламской традиции вера называется «иман»(от араб. آمن - верить). Согласно определению в мусульманской теологии, иман — это внутреннее убеждение в истинности того, с чем пришел Пророк Мухаммад (мир ему) и словесная фиксация этого. В исламе существует специальная формула вероисповедания — Калима Шахадат, которая призвана засвидетельствовать всенародно принятие ислама человеком. Она может звучать как на арабском:

«اشهد ان لا الاه الا الله و اشهد ان محمدا عبده و رسوله»

трансл.: Ашхаду ан ля иляха илляллаху ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюх

либо на родном человеку языке:

«Свидетельствую, что нет бога, кроме Бога Единого и что Мухаммад Его раб и посланник».

После произнесения этого свидетельства человек считается мусульманином, к нему относятся как к мусульманину при жизни и после смерти. 

Ислам определяет составляющие имана, называемые столпами, каждый из них является неотъемлемой частью, без которых немыслима целостность имана и его действительность в исламе. Их всего 6:

 Вера в Аллаха

Вера в ангелов

Вера в пророков

Вера в Священные Писания

Вера в Судный День

Вера в предопределение

Вера человека в исламе считается полноценной если он уверовал во все вышеперечисленные пункты имана подобающим образом. Достаточно отвергнуть лишь один из постулатов, чтобы выйти из религии и перестать считаться мусульманином. Теперь рассмотрим каждый пункт имана по отдельности, раскроем сущность веры в этих пунктах.

Вера в Аллаха (от араб. الاه - божество ) представляет собой веру в то, что у Вселенной существует Творец. Этот пункт предлагает модель Вселенной как некий проект, созданный Великим Создателем — Богом. Принимая этот постулат, человек отвергает самозарождение вселенной и ее параметров, а также тезис о ее статичности (извечном существовании) и бесконечной протяженности в пространстве.

Бог есть начало всех начал, Альфа и Омега, Он представляет собой некий абсолют и совершенство. Ислам предлагает концепцию единого, трансцендентного, персонифицированного Бога, имеющего следующие неотъемлемые от своей сущности качества:

1. Вуджуд (الوجود) — Существование, бытие

Существование Всевышнего Аллаха. Если не было бы Создателя, то ничего не могло бы быть. Существование вселенной является эмпирическим доказательством Его существования. Ничто на свете не может возникнуть само по себе и ничто не может исчезнуть по своей воле. Абсолютно необходимо Его бытие. Поэтому Его еще называют «ваджибуль-вуджуд»(обязательное, неизбежное существование).

Противоположность бытия – «небытие» – совершенно не присущее Аллаху качество. Он никому не обязан Своим существованием, и Его бытие является необходимостью Его божественной сути.

2. Кыдам (القدم) - Безначальность

Означает существование без начала. Нет начала Его существованию. Он вечен, и нет у Него начала. Если бы Аллах не был предвечен, то Он должен был появиться после, но все, что появляется после, нуждается в создателе, а значит должна быть единая изначальная сущность, положившая начало всему, не имея начала у себя — и это Бог. Существование Аллаха есть следствие Его божественной сущности, то есть, Он существует Сам по себе, ибо Он – «ваджибуль-вуджуд».

Это качество Всевышнего имеет подразделы. Вышеописанное качество предвечности относится к существованию Всевышнего, то есть его существование не имеет начала и было всегда. Приведем все сыфаты (качества) Господа имеющие характеристику безначальности:

1. Хаят الحياة — Жизнь

2. Ильм العلم — Знание

3.Сама السماع — Слух

4. Басар البصر — Зрение

5.Кудрат القدرة — Могущество

6. Калям الكلام — Речь

7. Ирада الارادة — Воля

8. Машия المشيئة — Желание

9. Таквин التكوين — Творение

10. Тарзик الترزيق — Пропитание, кормление всего сущего.

Это значит, что все вышеперечисленные атрибуты Всевышнего также были у Него всегда.

О предвечности Аллаха в Коране сообщается следующее:

«Он – Первый и Последний, Он – Явный и Тайный, и Он знает о всякой вещи» .

Подводя итог, можно сказать, что все, что существует во вселенной, когда-то не существовало, тогда как Всевышний Аллах далек от временно-пространственных понятий. Понятие времени касается материального мира, небесных тел: планет, звезд и галактик.

3. Бакаالبقاء — Бесконечное существование

«Бака» означает «вечность». Аллах вечен, и нет у Него конца. В Коране повелевается:

«Исчезнет все, что суще на земле. Вечен лишь лик Бога, обладателя величия и почета!» .

«Начало и конец – Он» .

Невозможность сохранения своего существования является изъяном и несовершенством, а это – недостаток. Аллах превыше всех недостатков и изъянов. Он – Вечный обладатель могущества. Нет никакой силы, которая бы уничтожила Его.

4. Вахданият الوحدانية - Единственность

Бог один и нет никаких других божеств и творцов, кроме Него. У Бога нет ни врагов, ни конкурентов, ни друзей ни товарищей, ни детей, нет ничего и никого равного Ему. Он един в своих делах и качествах. Его атрибуты нельзя возводить в ранг соседнего бога, имеющего свою волю и приписывать те или иные события непосредственно атрибутам Аллаха, помимо Него самого. Сущность Аллаха не состоит из различных компонентов и частей. Только Он может творить из ничего. О единственности Аллаха в Коране, в суре «аль-Ихляс» сообщается:

«Скажи: "Он – Аллах – Един. Извечен Аллах. Он не рождает и Сам не рожден. И нет никого равного Ему"» .

Если бы в сотворении и устройстве вселенной принимали участие несколько божеств, у которых разные замыслы и цели, то цели одного осуществились бы, а цели других остались бы не достигнутыми. Кто не может осуществить свои замыслы, тот не может быть богом. Противоречия и разница планов божеств породили бы в свою очередь хаос и беспорядок во вселенной. Об этом в Коране говорится:

«И если б там, (на небесах и на земле), были другие божества, кроме Аллаха, то они (небеса и земля) разрушились бы. Хвала Аллаху, Господу Престола! Превыше Он того, что придают они Ему» .

«О люди! Помните Аллаха и милость к вам! Есть ли иной творец, кроме Аллаха, Кто из земли и с неба вам потребное изводит?» .

«Аллах не взял себе сына, и нет наряду с Ним другого бога» .

Тот факт, что все в мире идет своим чередом и все развивается по единым законам, есть следствие проявления единой воли. В Коране говорится:

« … и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый из них унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему».

5. Мухалафатун лил хавадис مخالفة للحوادث — Отличие от созданных

Всевышний не имеет ничего общего со своими созданиями. Нет ни одного творения, равного Ему и похожего на Него. Все признаки и атрибуты, которыми Он обладает, свойственны только Ему. Качества, которые присущи Ему, хотя и употребляются иногда в отношении людей, имеют только словесное сходство, а значение и смысл имеют совершенно другой. Аллах вечен, а другие творения имеют свой конец, ибо они тленны. Другие существа произошли из различных вещей и состоят из органов, тогда как Аллах далек от всего этого.

Как бы мы ни представляли себе Аллаха, Он не похож ни на одно создание, которое может представить наше богатое воображение, ибо человек может представить только то, что он видел или о чем слышал. А это могут быть лишь такие создания и формы, которые возникли позже. В Коране сообщается:

«Создатель небес, Творец земли. Из вас самих Он создал пары вам и всяку живность парами устроил. Так множит вас Он на земле, и ничего, подобного Ему, не существует. Он Слышащий, Видящий» .

Данный атрибут свидетельствует о том, что Аллах не похож ни на что. Он не обладает ни формой, ни телом. Он состоит не из частей и компонентов. Он не пьет и не ест.

6. Кыям бинафсихи القيام بنفسه - Самодостаточность

Аллах Своим существованием никому не обязан и существует Сам по себе. Все на свете нуждается в создателе, тогда как Аллах совершенно не нуждается ни в чем. Он не нуждается в каком-либо жилище или месте пребывания. Он не нуждается в другой силе или в чьем-либо могуществе. Он есть ваджибуль-вуджуд (тот, чье существование обязательно). Все сущее делится на две группы: «мумкинат» (возможное существование) и ваджиб (необходимое существование). Все видимые и невидимые существа – кроме Аллаха – относятся к мумкинат. Не имеет значения: есть они или нет. Они существуют лишь только потому, что так пожелал Всевышний Аллах. Но стоит Ему только пожелать, как все исчезнет. Об этой особенности сущего в Коране сообщается:

«Но разве не способен Тот, Кто создал землю и Вселенную, создать подобные миры? Воистину, Он может! Творец, Знающий! Когда задумано творенье Им, Он молвит: "Будь!" – и явится оно» .

Уверовавший в Аллаха должен верить и в существование Его ангелов.

Ангелы – это разумные существа, слуги Аллаха, созданные Им из чистого света (нура). Их нельзя познать с помощью органов чувств. Мы знаем о них из Корана и хадисов. Они не едят, не пьют, к ним неприменимо понятие пола, у них отсутствуют страсти, они не грешат, всё время заняты поклонением Всевышнему Аллаху и ни на миг не отвлекаются от этого служения, строго выполняют повеления Аллаха и не делают ничего другого.

Ангелы смертны и будут воскрешены в Судный день, ими заполнены небеса, и не знает им счёт никто, кроме Всевышнего Аллаха. Они могут принимать различные образы, наделены большими способностями, и каждому из них Аллах определил роль, место и положение.

Наиболее высокое положение занимают четыре ангела: Джабраил – он передавал пророкам ниспослания от Аллаха; Микаил – он несет ответственнсть за управление стихиями; Израиль (Азраил) отделяет души людей от тел по окончании срока их жизни; Исрафил вострубит в рог (сур), возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, возвещая о воскрешении мёртвых, всех тех, кто когда-либо жил на Земле.

Ангелы также охраняют Ад и Рай. За порядком в Аду следят ангелы, которых называют «забаният». Руководит ими ангел Малик. Рай содержат ангелы, которых называют «хазанат-уль-джанна». Ими руководит ангел по имени Ридван.

Мункар и Накир допрашивают людей после их смерти в могиле. С каждым человеком также бывают два ангела: один из них – Ракиб, записывающий все хорошие деяния и слова, – находится с правой стороны, а другой – Атид, записывающий все дурные деяния и слова, – находится с левой стороны. В Судный день особыми весами будут взвешены и сравнены хорошие и плохие деяния каждого человека. Тот, у кого хороших дел окажется больше, получит записи своих земных деяний с правой стороны и попадёт в Рай по милости Аллаха, а тот, у кого дурных деяний окажется больше, получит свои записи с левой стороны и окажется в Аду по установленному справедливому порядку Аллаха.

Рай и Ад также имеют разные уровни блаженства и мучения, и каждый получит тот уровень в Раю или Аду, который он заслужил.

Есть также множество других ангелов: несущие Арш («хамалат-уль-‘Арши»); находящиеся вокруг Арша и восхваляющие Всевышнего Аллаха («курубийун»); занятые обеспечением существования этого света; наказывающие людей на том свете; охраняющие людей («хафазат»); занятые восхвалением Аллаха на небесах (заполнив небеса своим количеством) и многие другие.

Вера в существование ангелов воспитывает стремление совершать как можно больше добрых деяний, приносить пользу людям и обществу. Ибо каждый верующий убеждён в том, что один из ангелов постоянно записывает все наши благие деяния, возвеличивая их десятикратно.

Пророки – это избранные Всевышним Аллахом любимые Его слуги (люди), которые получали откровения от Аллаха и обучали людей истинной религии, т.е Божьим Законам (шариату).

А посланники были посланы Аллахом к тому или иному народу или всему человечеству для доведения до них истинной религии, передачи им Своих повелений, т.е. направляли их по пути истины.

Посланники одновременно являлись и пророками. Пророк - по-арабски «наби» (мн. ч. – «анбия’»). Посланник - по-арабски «расуль» (мн. ч. – «мурсалун» или «русуль»). Пророком невозможно стать собственными усилиями, даже стараясь в богослужении, ибо пророков избирает Сам Всевышний.

В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах наделяет пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые му‘джизатами. Например, посох пророка Мусы (мир ему) превращался в змею, пророк ‘Иса (мир ему) мог исцелять больных и воскрешать мертвых, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) расколол луну, напоил войско водой, источившейся из его пальцев, с ним говорили камни. Самым же большим му‘джизатом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является Коран, ибо это чудо не ограничено ни временем, ни пространством. Первым пророком был первый человек - Адам (мир ему), Он поклонялся своему Творцу. Но потомки Адама (мир ему) со временем стали отходить от религии Аллаха, искажать ее.

Чтобы направить на путь истины сынов Адама, Аллах посылал к ним посланников и пророков, а усердствующих в своих ослушаниях наказывал. Люди же через некоторое время опять забывали о наставлениях, переданных им через пророков. И каждый раз, когда, поддавшись внушениям дьявола и уверовав в правильность своего миропонимания, люди отходили от истинной религии, Аллах по Своей милости отправлял к ним пророков, чтобы направить на верный путь заблудших. Человек искажал истинную религию и отходил от нее. Он приписывал Творцу свойства Его же творений, а творениям Аллаха приписывал Его качества, приводил религию в соответствие со своими собственными представлениями о мироздании, заменяя истинные знания, полученные от Всевышнего Аллаха через Его пророков, знаниями своего ограниченного интеллекта, соответствующего уровню общественного сознания на данном этапе развития человечества, заменял веления Всевышнего придуманными нормами и обычаями (адатами), что приводило к нравственной деградации общества. Человек, погрязнув в гордости, распутстве, придавал Творцу такие свойства Его творений, как множественность, наличие пола, пространственную и временную зависимость, тленность и т.д. Свойство человека переоценивать собственные мыслительные и другие способности, неумение объективно оценивать свои реальные возможности, толкование Книг Всевышнего Аллаха исходя из собственных соображений и представлений – все это всегда приводило и приводит его и по сей день к ложным верованиям, течениям или же неверию.

Таким образом, там, где ослабевает истинная религия Аллаха, появляется «продукт» ограниченного интеллекта, фантазия человека и внушения дьявола. Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Большинство теологов считает, что их число знает только Аллах. Каждый из них подтверждал истинность предыдущего и оповещал о следующем. Все они призывали к единобожию, соблюдению повелений и запретов Всевышнего Аллаха, и между ними была полная преемственность. Каждой нации, каждому народу были посланы по одному или более пророков, которые являлись своего рода ориентирами, указывающими людям путь истины. Они проповедовали истину в форме, доступной для данного народа на данном этапе развития.

Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха.

Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – пятеро:

Мухаммад (мир ему и благословение), Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им). Их называют «улуль-‘азми». Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является лучшим творением Всевышнего Аллаха, самым ценным из Его созданий.

После пророков наиболее высокочтимыми являются Джибриль, Микаиль, Исрафиль, ‘Израиль и другие архангелы. Затем идут сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то есть асхабы, в следующем порядке: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, - их называют и праведными халифами, ибо они праведно правили после Пророка (мир ему и благословение).

Далее идут другие асхабы, которым при жизни также была сообщена благая весть о предстоящем Рае (таких асхабов всего десять вместе с четырьмя перечисленными выше): Талхат, Зубайр, ‘Абдуррахман, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайда. Затем – дети и другие члены семьи Пророка (мир ему и благословение).

Далее идут участники газавата (священной войны на пути Аллаха) при Бадре, при Ухуде и остальные асхабы.

Далее идут таби‘ины, затем имамы, авлия’ , тарикатские шейхи, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Среди верующих, имевших истинную веру, - община (умма) Мухаммада (мир ему и благословение).

Вера в истинность всех Священных Писаний и пророков воспитывает веротерпимость и гуманность по отношению к последователям других верований и убеждений и тем самым гарантирует человеку свободу мысли.

Наглядным подтверждением этому является наречение мусульманами своих сыновей именами предыдущих пророков:

Иса (Иисус), Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Якуб (Иаков), Яхья (Иоанн Креститель), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Юсуф (Иосиф) и др. Священный аят из Корана, в котором говорится, что нет принуждения в религии, гарантирует человеку свободу совести.

Вера в Священные Писания Аллаха заключается в убежденности в том, что Всевышний Аллах через Своих посланников ниспослал человечеству Свитки и Книги, являющиеся Его речью. Посланники довели их до людей полностью, без искажений и дополнений. Книги Всевышнего учат людей истинной религии, то есть единобожию, знаниям о Всевышнем Аллахе, о Его величии, Его качествах и прекраснейших именах, а также правильному образу жизни на Земле, соответствующему велениям Всевышнего Аллаха.

Они сообщают о том, что хорошо и что плохо для людей в обоих мирах, что вменяется в обязанность уверовавшему и что ему запрещено. Вера в Книги Аллаха заключается также в убежденности в то, что эти Книги являются предвечной, несотворенной речью Аллаха.

Всего было ниспослано 104 священных писания, 100 из них в виде свитков и 4 — в виде Книг. Каждое последующее писание подтверждало истинность предыдущих и содержало дополнительную информацию, к усвоению которой был готов народ, к которому была ниспослана данная Книга.

Пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10 свитков,

Шису (мир ему) (библейский Сиф) — 50,

Идрису (мир ему) (Енох) — 30,

Ибрахиму (мир ему) (Авраам) — 10,

Мусе (мир ему) (Моисей) была ниспослана Книга — Таврат (Тора),

'Исе (мир ему) (Иисус) — Инджиль (Евангелие),

Давуду (мир ему) (Давид) — Забур (Псалтырь)

и, наконец, Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) — Священный Коран.

Из всех Книг, ниспосланных Всевышним Аллахом, только Священный Коран сохранен и дошел до нас без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан. Остальные же Книги не сохранились в своем оригинале, до нас дошли искаженные, измененные их варианты. До того, как они были записаны в существующих вариантах, они передавались из уст в уста многими поколениями. Человеку свойственно что-то забывать, что-то искажать, что-то добавлять, исходя из собственных убеждений, то есть прошедшие через сознание многих поколений, эти книги существенно отличаются от первоначальных вариантов. Даже если они сохранились бы, то нам следовало бы жить по законам Корана, так как он является последним Священным Писанием. Предыдущие писания были рассчитаны на определенное время и на определенный народ. С момента ниспослания Корана они утратили силу и перестали быть актуальными. Об этом сказано и в самом Коране, в котором говорится, что человечество исказило предыдущие Писания и что Всевышний берет под Свою защиту последнее Писание — Коран и сохранит его до Судного дня.

Кроме того, были и такие люди, особенно среди правящих кругов и придворных ученых, которые преднамеренно искажали предыдущие книги в своих корыстных целях.

Коран — последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо (му‘джизат) Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру. Сохранение Корана в первоначальной чистоте также является чудом Аллаха. В течение 23-х лет через ангела Джибриля (мир ему) Коран посылался Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Он сохранен в первозданном виде и ни разу не подвергался изменению. После Корана других святых книг уже не будет. 

В Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем оберегать его от искажений до Судного дня» (Сура «Аль-Хиджра», аят 9). Священный Коран отменил законы всех предыдущих книг вследствие развития общества, изменения человеческих потребностей и их жизни, а также из-за искажения предыдущих писаний. Основы же любой божественной книги, т. е. вопросы веры, оставались неизменными всегда.

Вера в Священные Писания, ниспосланные прежним пророкам

Как мы отметили выше, вера в Евангелие, Тору, Псалмы и в другие свитки, ниспосланные Аллахом ранее Своим пророкам, является персональной обязанностью (фарз аль-‘айн) каждого мусульманина. Существует два способа уверовать в Священные Писания, ниспосланные прежним пророкам. Первый – убежденная констатация того, что эти Книги исходят от нашего Творца. Второй – вера в установления, которые содержат эти Книги и которые не отмечены в Коране. То есть следует быть убежденным, что все эти установления исходят от Аллаха, но, вынося решения, руководствоваться теми из них, которые отменил Коран, нельзя. Так, например, если Евангелие или Тора запрещают употребление алкоголя, то и нам следует руководствоваться этим установлением, поскольку Коран тоже это запрещает. Это установление, не отмененное Кораном. Другой пример: Я‘куб (мир ему), сын Исхака (мир ему), будучи женатым, взял в жены и сестру первой жены, поскольку их шариат позволял одновременно быть женатым на двух сестрах. Однако нам нельзя руководствоваться этим установлением, поскольку Аллах не позволяет общине (умме) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) следовать этой норме – Коран отменил ее. Так же обстоят дела и с другими установлениями и нормами.

Коран и хадисы сообщают нам, что все люди умрут, а души людей от их тел отделит ангел смерти Израиль (мир ему). Искренно верующим будет легко покидать этот мир, но для грешников это станет страшным испытанием. В хадисе говорится, что для человека легче перенести наказание, когда его тело рубят мечом на мелкие кусочки, чем смерть. Чтобы легче перенести смерть, необходимо стараться как можно строже соблюдать предписания Аллаха и почаще просить у Него прощения. Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь, кто его пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ущельем Ада. Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль (мир ему), вострубит в рог (Сур), диаметр которого равен размеру Небес и Земель, возвещая о Конце Света. В это время на Земле уже не останется истинно верующих людей. Поэтому эту страшную картину не увидят праведные рабы Аллаха. Время, когда наступит Конец Света и Судный день, знает только Аллах. Звуки этого рога будут настолько устрашающими, что услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками рога Исрафиля (мир ему), заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придет в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение). О Конце Света невозможно читать без содрогания. Описание Конца Света является постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.

Когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной местности ‘Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым воскреснет Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и придёт на своё место в почёте, окружённый 70 тысячами ангелов.

Все будут мучиться в ожидании Суда. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро, и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени ‘Арша, рядом с Пророком (мир ему и благословение). Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них шафа’ат (заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он попросит облегчения у Всевышнего Аллаха, который примет его ходатайство, и начнется Великий Суд. Это является общим заступничесвтвом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут строго допрошены о своих земных деяниях.

Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами (Мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние будет играть решающую роль и перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всем, даже в мелочах.

Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы блаженным Раем. Они не попадут в Ад. А наказание, соответствующее их грехам, они получат в могиле, в День Суда, при переходе через мост Сират. Те же, у кого окажется больше плохих деяний, книгу деяний получат сзади, они также будут названы поименно и ввергнуты в пламя Ада.

После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сырат, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие долго и мучительно. А те, у которых плохих деяний больше, не смогут перейти Сырат, упадут с него и окажутся в объятиях страшного пламени Ада. Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.

Мы верим также в то, что правоверные смогут напиться в водоеме Пророка (мир ему и благословение), который называется Хавз, вода в котором белее молока, слаще меда, прохладнее снега. Испивший ее единожды утолит жажду навсегда. Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33 лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе — и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Всевышнего Аллаха и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находиться на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии. Мусульмане, попавшие в Ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний. И отбыв в Аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в Аду навечно. В Аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне Суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки.

В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека.

Смысл веры в предопределение судьбы заключается в нашей глубокой убежденности в том, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или животным, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной.

Однако это не означает, что Всевышний Аллах лишил человека свободы выбора. Аллах дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла.

Все, что делает человек, — и хорошее, и плохое — он делает по воле Аллаха. Поэтому и говорят, что выбор человека и воля Аллаха не противоречат друг другу. Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то это учение не имело бы смысла.

До человека доведено, за что какое наказание предусмотрено, какими деяниями Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Он не одобряет плохое. Жизнь — это экзамен, и поэтому Аллах дает ему право выбрать любое, но предупреждает, чтобы не выбирал плохое. Человек, если он хочет спастись от наказания Всевышнего и обрести счастье, должен выбрать хорошее. А если по своей природе он ошибется, то сразу после совершения греховного должен искренно раскаяться.

Никто не может оправдывать плохой поступок тем, что это было предписано Всевышним. В таком случае, согласно Шариату, ему говорят: «Ты не знал предопределения Аллаха. Он не принуждал тебя к плохому, не лишил тебя права выбора. Ты имел право как совершить плохое, так и отказаться от него и совершить благое, но ты выбрал плохое и не раскаялся в содеянных грехах, за это тебе положено наказание. Даже если бы ты знал, что обязательно совершишь какой-то грех, ты не имеешь права добровольно пойти на это, но должен стараться по возможности избегнуть его. А если не смог остеречься, то обязательно сожалей об этом, сразу же раскайся и проси прощения у Аллаха».

Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех, но учит, чтобы делали все возможное, дабы избегать грехов, а при их совершении – искренне раскаялись. Аллах не обязывает человека совершать то, что ему не по силам. Ведь Аллах не наказывает животных, несовершеннолетних детей, умалишенных и тех людей, к которым не был послан пророк, так как им Аллах или не дал разум, или не дал различение, или не довел до них Шариат; следовательно, Он и не испытывает их.

Человек верит в Предопределение и знает, что все во Вселенной происходит по Предопределению Аллаха и все эти события создаются Им. Он также знает, что каждому из людей дана свобода выбора и сила для выполнения действий. Тот, кто обладает этой верой, будет всеми силами стараться достичь успеха в этой жизни совершением благого. Он верит в то, что Аллах поможет ему, и, прилагая силу воли, будет стремиться к успеху в достижении благой цели. Человек, убежденный, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет избегать того, что приводит к наказанию. Таким образом, вера в Предопределение прибавляет человеку силы для действия и усиливает чувство ответственности.

Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей.

Вера в Предопределение учит нас тому, что все происходит и создается во Вселенной целенаправленно и все имеет свою причину и значение. С этим вероубеждением человек ищет пути достижения успеха в этой жизни и стараясь выполнять обязанности, возложенные на него.