Назидание из суры аль-Кахф. 

История двух людей. 

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: 

وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلًا رَّجُلَيْنِ جَعَلْنَا لِأَحَدِهِمَا جَنَّتَيْنِ مِنْ أَعْنَابٍ وَحَفَفْنَاهُمَا بِنَخْلٍ وَجَعَلْنَا بَيْنَهُمَا زَرْعًا

32. Приведи им [неверующим вместе с верующими] в пример двух мужчин. Одному из них [неверующему] Мы дали два виноградника, окружили их пальмами и расположили между ними посевы.

 

كِلْتَا الْجَنَّتَيْنِ آتَتْ أُكُلَهَا وَلَمْ تَظْلِم مِّنْهُ شَيْئًا وَفَجَّرْنَا خِلَالَهُمَا نَهَرًا

33. Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало. И между ними Мы расположили реку.

 

وَكَانَ لَهُ ثَمَرٌ فَقَالَ لِصَاحِبِهِ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَنَا أَكْثَرُ مِنكَ مَالًا وَأَعَزُّ نَفَرًا

34. И у него было много пло- дов. [Однажды] Он сказал своему товарищу [верующему] в разговоре: «У меня больше имущества и людей, чем у тебя».

 

وَدَخَلَ جَنَّتَهُ وَهُوَ ظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ قَالَ مَا أَظُنُّ أَن تَبِيدَ هَذِهِ أَبَدًا

35. И он вошел в свой сад, поступая несправедливо с самим собой, и сказал [веря в бесконечность земной жизни и не веря в жизнь вечную]: «Я не думаю, что это когда-нибудь исчезнет.

 

وَمَا أَظُنُّ السَّاعَةَ قَائِمَةً وَلَئِن رُّدِدتُّ إِلَى رَبِّي لَأَجِدَنَّ خَيْرًا مِّنْهَا مُنقَلَبًا

36. И я не думаю, что Судный

день будет. Но [предполо- жим] если все же меня вернут к моему Господу [как говорит мой брат], то я обнаружу там что-то еще лучшее [чем эти сады] взамен [поскольку я заслуживаю лучшего]».

 

قَالَ لَهُ صَاحِبُهُ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَكَفَرْتَ بِالَّذِي خَلَقَكَ مِن تُرَابٍ ثُمَّ مِن نُّطْفَةٍ ثُمَّ سَوَّاكَ رَجُلًا

37. Товарищ его ответил ему в разговоре: «Неужели ты не веришь в Того, Кто создал тебя из земли [твоего предка Адама], потом – [уже тебя] из капли [семени], а позже превратил тебя в [сильного] мужчину?

 

لَّكِنَّا هُوَ اللَّهُ رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِرَبِّي أَحَدًا

38. Он – Аллах – мой Господь! Я никого не приравниваю [в поклонении] к моему Господу.

 

وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ إِن تَرَنِ أَنَا أَقَلَّ مِنكَ مَالًا وَوَلَدًا

39. Почему, войдя в свой сад, ты не говоришь [с восхищением]: «МашаЛлах! [Так пожелал Аллах!] Нет силы, кроме как от Аллаха!»Даже если у меня меньше богатства и детей, чем у тебя,

 

فَعَسَى رَبِّي أَن يُؤْتِيَنِ خَيْرًا مِّن جَنَّتِكَ وَيُرْسِلَ عَلَيْهَا حُسْبَانًا مِّنَ السَّمَاءِ فَتُصْبِحَ صَعِيدًا زَلَقًا

40. возможно, Господь даст мне то, что лучше твоего сада, на него Он может наслать кару с неба, и тогда он превратится в скользкую [и ровную] землю.

 

أَوْ يُصْبِحَ مَاؤُهَا غَوْرًا فَلَن تَسْتَطِيعَ لَهُ طَلَبًا

41. Или вода его уйдет под землю, и ты не сможешь достать ее [оттуда]».

 

وَأُحِيطَ بِثَمَرِهِ فَأَصْبَحَ يُقَلِّبُ كَفَّيْهِ عَلَى مَا أَنفَقَ فِيهَا وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَى عُرُوشِهَا وَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُشْرِكْ بِرَبِّي أَحَدًا

42. [Так и случилось] Все его плоды погибли. Он стал бить себя по рукам [от горя и отчаяния], сожалея о том, сколько он вложил в него [свой сад], ветви которого упали вниз. Он воскликнул: «О, если бы я никого не приравнивал к моему Господу!»

 

وَلَمْ تَكُن لَّهُ فِئَةٌ يَنصُرُونَهُ مِن دُونِ اللَّهِ وَمَا كَانَ مُنتَصِرًا

43. Не было никого, кто мог бы ему помочь, кроме Аллаха. Он не смог помочь самому себе.

 Вывод: 

 

Всевышний Аллах в этой истории напомнил нам, что все, что мы имеем из богатства и детей, все это принадлежит Всевышнему Аллаху.  

 

У кого то хорошая работа, большая зарплата, много детей, хороший дом, машина иномарка и тд. 

 

За все это надо благодарить Аллаха. Все это по милости Всевышнего. И как в аяте сказано, когда мы заходим в свой сад, заходим к себе домой или садимся в машину надо говорить: 

 

Ма шаа Аллах, ляя хавля ва ляя куввата илляя биллях. 

 

Это слова благодарности Аллаху.

 

Второй важный момент на который надо обратить внимание: 

 

Когда человек становится богатым, его нафс не хочет никому подчинятся. В том числе это может дойти до Всевышнего Аллаха. Человек может пойти против своего Создателя. 

 

Богатство это большое испытание. 

 

В аяте сказано, когда богатый человек ходил по своему саду говорил: 

 

Я не думаю, что это (мое богатство) когда-нибудь исчезнет.

 

И я не думаю, что Судный день будет. Но [предположим] если все же меня вернут к моему Господу, то я обнаружу там что-то еще лучшее [чем эти сады] взамен. 

 

Бедным людям легче поклонятся Аллаху и делать дуа, уповать на Него. Поэтому было много дервишей, захидов, которые полностью отказывались от мирского богатства. 

 

Много примеров когда богатые люди начинали проявлять высокомерие. И лишались всего. 

 

Например: 

Карун - который жил во время Пророка Муса (а.с). Он был очень богобоязненным. Знал наизусть Таврат. Но был бедным. А как разбогател пошёл против Муса (а.с). 

Также пример сподвижника по имени Са’ляба бин Хатиб аль-Ансарий (р.а). Он был бедным, но потом разбогател и забыл про Аллаха. Начал думаю отдать ему закят с имущества или нет. 

Также история о 3 бедняках из Бани Исраиль, один из которых болел проказой, другой был лысым, а третий был слепым. Как разбогатели двое отказались помогать бедным. И начали думать что это все они сами достигли. И только третий прошёл испытание, помог бедняку. 

Богатство и власть могут погубить человека. Если не правильно им пользоваться. 

Самый большой пример этому слова Фараона Рамзеса II, который жил во время Мусы (а.с). Он объявил себя Всевышним, сказал: «Я – Господь ваш высочайший».  

Все эти ошибки из-за богатства и власти. Бедный человек не станет такое утверждать. 

Поэтому в этой истории которая упомянута в суре Кахф, есть предостережение для нас и напоминание, что Аллах истыпыает людей как бедностью так и богатством. 

Суру Кахф - желательно читать каждую пятницу. 

Это является сунной. 

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) говорил:

‏‎«أن من قرأها يوم الجمعة أضاء له من النور ما بين الجمعتين»

«Кто прочитает суру «аль-Кахф» в день пятницы, тому будет освещено светом время между двумя пятницами»

(Хаким 2/399, Байхаки 3/249).

 

Пусть Аллах поможет выполнять эту сунну и получать от этого назидания. Амин.