«Люди должны быть настроены на диалог»

Недавно Мирный посетил Алексей СТАРОСТИН – историк, исламовед, специалист по миграционным процессам, эксперт Российского совета по международным делам, член Консультативного совета по делам национальности Свердловской области, доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета, доцент кафедры археологии и этнологии Уральского федерального университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина. Редакции газеты «Мирнинский рабочий» удалось побеседовать с ним и узнать какова была цель визита, а также поинтересоваться его мнением по ряду вопросов, касающихся межнационального и межконфессионального согласия в Якутии.

Алексей Николаевич посетил нашу республику с 10 по 24 августа в рамках подготовки книги и документального фильма под названием «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность». Начиная с августа прошлого года он побывал во всех регионах и областях Дальневосточного федерального округа, а также в Иркутской области – как в сопредельном регионе. Совместно с муфтием Духовного управления мусульман Дальнего Востока Ахмадом Хазратом ГАРИФУЛИНЫМ они придумали этот проект, который в последующем был поддержан Фондом президентских грантов.

– Книга и документальный фильм, на наш взгляд, сыграют очень важную роль. У всех религиозных или этнических общин на Дальнем Востоке есть своя история– есть исторические книги у каждой православной епархии, у иудеев, укоренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а про мусульман ничего до сих пор не написано. Хотя они пришли на эти земли вместе с русским населением и с другими народами российской империи еще в XVIII-XIX веках и вживались в местный социум, осваивали эти бескрайние просторы, заводили семьи, воспитывали детей, жили здесь и вносили свой вклад в развитие данной территории – об этом мало кто знает сегодня. К сожалению, у дальневосточников, из-за интенсивных миграционных процессов из Средней Азии, ислам воспринимается как религия мигрантов или приезжих. Важно показать, что это не совсем так, что ислам здесь имеет достаточно давнюю историю, — рассказал Алексей Старостин.

В рамках реализации данного проекта Алексей Николаевич посетил Якутск, Алдан, Нерюнгри, Олекминск и Мирный. Он работал в архивах всех краевых и областных центров. Мы поинтересовались, какой материал он уже собрал.

– Большое количество дел, касаемо мусульман, хранятся в архивах за царский период и меньше –за советский. Можно сказать, что в Якутии достаточно давняя история ислама. Это объясняется тем, что регион расположен ближе к Сибири. Поволжье – ареал обитания мусульман из Северного Кавказа. В Западной Сибири исторически проживали сибирские татары. Существовало три пути, по которым мусульмане попадали на Дальний Восток. Первый – это в составе военных отрядов. По переписи 1897года по Приморской области больше тысячи солдат были татарами. В Якутию, Прибайкалье, Забайкалье, а также на Сахалин попадали люди, совершившие различные правонарушения (существуют документы, подтверждающие это). Уже позже люди стали сами переезжать сюда. Причины были разные – на золото, по торговым делам, к родственникам. Много крестьян переехало входе Столыпинской аграрной реформы. Среди причин переезда на Дальний Восток в советский период можно выделить: политические ссылки, репрессии, раскулачивание прочее. А в послевоенный период – комсомольские путевки, учеба, – рассказал Алексей Старостин.

Межконфессиональная и межнациональная ситуация в РФ

Текущую межконфессиональную межнациональную ситуацию России Алексей Николаевич оценивает как стабильную.

– У нас сегодня самый низкий уровень антисемитизма в Европе. Это огромное достижение общества и власти в целом. Если до революции были еврейские погромы, в советские годы было не всегда ровное отношение к евреям, то на сегодня это преодолено. У нас на высшем уровне существует общение между основными религиозными лидерами, есть Межрелигиозный совет России при президенте. Они смогли решить ряд важных вопросов; часть еще решается, например, праздник – День народного единства – это их инициатива, а также присутствие священнослужителей в армии. Конечно, иудейских, мусульманских и буддийских полковых священников мало, но они есть. В системе Федеральной службы исполнения наказаний тоже есть возможность удовлетворять религиозные потребности осужденных. Это большая работа, которую проводили наши религиозные лидеры. В некоторых случаях, это особенно приятно, прослеживается дружба между представителями разных конфессий. Я знаю небольшие города, где имам дружит со священником. А также существует искренняя человеческая взаимопомощь, когда одна религиозная община приходит на помощь другой. Это радостно, потому что именно таким должен быть нормальный межрелигиозный диалог, – рассказал Алексей Николаевич.

Существует большое количество форм взаимодействия органов власти и мусульманского сообщества в целях поддерживания гармоничных и добрых отношений.

– Все зависит от местности и потребностей мусульманской общины. Прежде всего, обе стороны должны быть настроены на диалог. Если это крупный город, то большую часть прихожан в мечети будут составлять мигранты. Есть положительные примеры, когда мечети выступали центрами их социокультурной адаптации. Например, в их стенах по окончании пятничной проповеди проводились консультации миграционной службы. Когда мусульмане чувствуют себя частью города, в котором проживают, а также есть понимание общих проблем и взаимное доверие, тогда отношения между ними и органами власти будут хорошими, – считает он.

Межконфессиональное и межнациональная ситуация в Якутии

На Дальнем Востоке мусульмане так много, чтобы между собой делиться на фракции по национальному признаку. Есть выходцы из Поволжья, представители Кавказа, центральноазиатских государств. Конечно, есть землячества, и они важны, чтобы поддерживать традиции, язык, некие национальные особенности, но в религиозном плане на Дальнем Востоке и в Якутии в том числе – полный интернационал. Например, председатель религиозной организации – выходец из Средней Азии, а имам – дагестанец или наоборот, и они прекрасно взаимодействуют между собой. Если мусульмане будут делиться по признаку землячества, то тогда никакие общие проблемы, например, построить мечеть, они не решат, – поделился своим мнением Алексей Старостин.

Алексей Николаевич во время своих полевых исследований в республике встретился с архиепископом Якутским и Ленским Романом, с муфтием Якутска Мусой САГОВЫМ, а также с представителями разных конфессий на уровне городов и сделал свои выводы о сложившихся межконфессиональных отношениях в Якутии.

– У меня были встречи с католиками, мусульманами, православными, с представителями традиционных верований – эвенками и якутами, и я не увидел межконфессиональных противоречий. Люди достаточно уважительно относятся друг к другу. Они оказывают помощь представителям другой конфессии, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В некоторых городах очень хорошо налажен диалог на муниципальном уровне. Я сказал бы, что здесь хорошие рабочие взаимоотношения в области межконфессиональных вопросов. Что касается тех событий, которые произошли в марте прошлого года в Якутске, то это пример, когда очень серьезное правонарушение приняло межнациональный, межрелигиозный характер, но сразу хочется отметить, что власти республик-лики достаточно быстро и грамотного купировали. Объектом ненависти толпы стала мечеть – звучали предложения убрать ее из центра города, но власти пошли по другому сценарию – они ужесточили миграционное законодательство и тем самым быстро разделили сферы миграционных издержек и религии, кото-рая тут ни при чем. Мне, как эксперту, было интересно понять, преодолена ли эта ситуация в обществе или нет, и я почувствовал, что она ликвидирована. К сожалению, такие ситуации существуют в разных регионах — и на Урале, и в Сибири, – возникают они спонтанно. Задача органов власти как на муниципальном, так и на региональном уровне – вести мониторинг и быстро реагировать на подобные вспышки, если они происходят. Межконфессиональный и межрелигиозный мир, гармония и согласие – это один из ключевых элементов национальной безопасности, – подчеркнул Алексей Старостин.

В Мирном дружно уживаются люди различных национальностей и конфессий, и мы поинтересовались у исламоведа, существует ли в Якутии и, в частности, у нас в городе угроза межрелигиозных и межконфессиональных конфликтов.

– По опыту северных городов могу сказать, что, за исключением коренного населения этих территорий, в основном, в разные периоды и в разных поколениях все сюда приехали и на протяжении долгого времени вырабатывали совместные правила существования. Город развивался в советский период, сюда приезжали люди со всей страны, а тогда национальный и религиозный вопросы не стояли. В 1990-е годы, после крушения социалистической идеологии, людям была необходима другая идеологическая опора, так началось религиозное становление– а кто я? Каждый находил ответ по-своему. Очень важно, чтобы люди при ответе на этот вопрос попадали в руки грамотного духовного на-ставника, который от начала и до конца будет их сопровождать в религиозном плане. Также существует некий определенный этноконфессиональный баланс, который складывался в городе годами. В результате каких-то катаклизмов мирового уровня этот баланс может быть изменен. Например, беженцы с Украины, которых распределяли в разные регионы и города. Если город небольшой, то, к примеру, 300 иностранцев – это достаточно большая нагрузка для него. Они влияют на социальную инфраструктуру, рабочие места, а также на сложившиеся традиции местного населения. Такие вызовы надо уметь стойко преодолевать. Регулирование миграционных потоков необходимо, иначе они могут спровоцировать недовольство местного населения, – пояснил историк.

Регулирование миграционных процессов в Якутии

На территории Дальнего Востока ярко выражены миграционные потоки. Как минимизировать возможные межконфессиональные и межнациональные конфликты, нам рассказал Алексей Старостин.

– Необходимо на государственном уровне принимать программу социокультурной адаптации мигрантов, которой пока в стране нет. Россия – это третья страна в мире, после США и Германии, которая принимает мигрантов в большом количестве. Они производят порядка 10% ВВП, и их вклад важен для страны. Есть концепция миграционной политики, стратегия государственно-национальной политики, различные документы, в которых указано, что Россия заинтересована в миграционном приросте, так как мы не воспроизводим столько детей, сколько требуется, чтобы наша нация оставалась на определенном уровне. В этой связи необходимо, чтобы мигранты становились россиянами. У любого мигранта по приезде в страну бывает состояние культурного шока, а также потребность в решении базовых вопросов– это легальный статус, медицинская страховка и возможность легального трудоустройства; он должен относить себя к какой-то социальной группе. Человек должен быть уверен в себе, а для этого ему необходимо знать местные нормы исправила поведения. В Российское законодательство внесены изменения, когда мэров и глав республик обязали отвечать за межнациональное согласие у себя на территории. Одна из обязанностей – это социокультурная адаптация мигрантов, при этом нет разъяснения, что это такое, и как конкретно это реализовывать. Чтобы заставить человека проходить какие-то курсы, нужен некий аппарат принуждения. На муниципальном уровне, я по опыту знаю, что национальные общества на базе библиотек или домов культуры, пытаются что-то предпринять, но по факту людей туда нельзя заставить ходить. И вот поэтому основная масса мигрантов не погружена в наше общество. К сожалению, этот момент до сих пор остается неурегулированным. Есть мигранты, которые зачастую, не зная норм и правил нашего общества, попадают в какие-то неприятные ситуации или провоцируют их. На данный момент реально действующим институтом по социокультурной адаптации мигрантов являются различные образовательные учреждения – школы, ссузы и вузы. Мигранты попадают в русскоязычную среду, и, находясь в рамках определенных учебных границ, они довольно быстро становятся частью нашего общества. Есть большая разница между тем, кто прибыл трудиться на низкоквалифицированной работе, и тем, кто приехал учиться. Школьник или студент – он мыслит, как россиянин, он знает наши нормы и ценности. Конечно, откуда мигранту, который приехал работать, знать наши нормы и ценности, если его никто этому не учил. Я считаю, что это направление государственной политики необходимо развивать и включать его в общее миграционное законодательство. Только оно, на мой взгляд, поспособствует решению этой проблемы, – поделился ученый.

В завершение нашей беседы мы поинтересовались у Алексея Николаевича о его впечатлении о Якутии.

– Я в первый раз оказался в Якутии и в городе Мирном. И благодарен этому проекту за то, что смог посмотреть половину республики. Я достаточно близко познакомился за эти две недели с жизнью северян, с народными традициями якутов и эвенков. Хочу сказать спасибо Министерству по внешним связям и делам народов РС(Я) за их помощь в подготовке и проведении моего путешествия, – отметил Алексей Старостин.

Юлия ТУМАНОВА.

Материал общественно-политической газеты «Мирнинский рабочий», вторник, 1 сентября 2020 г. № 115 (11213)

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://dumdv.ru/index.php/novosti/901-lyudi-dolzhny-byt-nastroeny-na-dialog#sigProId7db0aaae7d