На прошлой неделе мусульманская община Хабаровска была поражена новостью об уходе из жизни всеми уважаемой Наили - абыстай. Эта женщина оставила неизгладимый след в памяти мусульман, особенно татарской общины города. Всегда радушно принимающая гостей, жизнерадостная и сильная, она несла светоч ислама, преодолевая физические недуги, превратности судьбы и людские пороки. Не жалея сил, Наиля апа вела упорную работу с людьми: где надо поругает, а где надо и похвалит. Она искала любую возможность, чтобы учить исламу, рассказывать о Пророке (мир ему) и освещать сердца людей Коранической моралью. Люди приходили к ней также и за житейской мудростью. Она была готова выслушать и помочь каждому, кто к ней приходил, будь то соседка, жалующаяся на мужа, или солидный предприниматель, ищущий совета мудрого человека. Ее уход из жизни был воспринят всеми, кто ее знал, как глубокую невосполнимую утрату. Каждый из нас запомнил этого выдающегося человека по-своему. В этой статье мы хотели бы познакомить вас с ней немного поближе, рассказав о ее жизни.

Когда Наиле ханум было всего семь месяцев от роду, у нее обнаружили вывих ноги. Потом был туберкулез кости и угроза ампутации. Девочку спасла бабушка: полтора месяца лечила глиной и прочими народными средствами. Ногу спасли, но девочка осталась хромой. В 15 лет врачи пообещали ей исправить ногу, но операция и полгода реабилитации своих плодов не дали, а еще больше усугубили ситуацию. Теперь дефект стал еще более очевиден. Но Наиля не унывала. В ее хрупком теле таилась неистовая тяга к жизни и сила воли. Искрящиеся глаза и звонкий голос очаровывали многих мужчин. Бойкую девушку, танцующую цыганочку с выходом на одной ноге никто не мог назвать хромой. Яркая и необычная она привлекала внимание. Семь раз татарские парни звали Наилю замуж, но каждый раз родители женихов выступали против. Всем нужна была здоровая помощница. Пока один русский парень по имени Петр Пашагин не стал ухаживать за девушкой. Никто не верил в серьезность его намерений, но в разговоре с родителями он заявил прямо: “Или женюсь на Неле или покончу с собой!”. Так они и поженились. Наиля Гарифовна всю жизнь будет с горечью вспоминать, что ее мама так и не пришла на свадьбу с русским женихом, и искать в своем замужестве за русским корень бед и несчастий, которые выпали на ее долю. В браке родились два ребенка: мальчик Сережа и девочка Люба.

 

Наиля Гарифовна не боялась никакой работы. Несмотря на инвалидность, энергичный характер заставлял ее всегда идти к чему-то новому. Она выучилась на повара, товароведа и отправилась на заработки на север. Исколесила всю тундру и даже научилась управлять собачьей упряжкой. Ее трудолюбие было отмечено орденом ударника 9-ой пятилетки.

 

С юных лет Наиля апа отличалась тягой к национальному творчеству. Сама шила национальные костюмы и выступала в песенных ансамблях. В ее гардеробе множество красивой национальной одежды, вышитой самостоятельно. Наиля ханум очень любила свой язык и культуру. Она всегда настаивала на своем имени, хотя каждый пытался его приспособить на свой лад: то Нелей назовут, то Ниной. Никогда не стеснялась своей национальности, а наоборот всегда ее подчеркивала и пыталась в остальных пробудить такую же национальную гордость. Однако, это никогда не перерастало в национализм. Наиля апа, будучи благоразумным человеком и мусульманкой всегда с уважением и почетом относилась к другим культурам. Ее осознанный приход к исламу произошел именно благодаря ее преданности собственной культуре.

 

Вера в Бога была с Наилей Гарифовной всегда. Ее дедушка был сельским муллой. Он-то и привил внучке любовь к Богу. Еще будучи школьницей в далекие сталинские времена, называя себя мусульманкой, она навлекала негодование учителей и некоторых одноклассников. Ей часто приходилось выслушивать выговоры в свой адрес, а во время Рамазана ее одноклассники хватали ребят, которые, как и она держали пост, и силой заливали в рот воду. Все это происходило с молчаливого согласия педагогов. Но это только закалило характер юной мусульманки и укрепило ее веру.

Ближе к Богу она начала становиться после сорока. С того времени она твердо решила расстаться со светским образом жизни и больше уделять внимание душе. Тяжелое жизненное потрясение привело ее, полную отчаяния в мечеть. Там ее встретил имам, который выслушал и сказал в назидание: “Видимо много согрешила, пришло время обратиться к Богу”. С тех пор Наиля апа посвятила себя исламу. Она стала активисткой мусульманской общины. Это рвение приведет ее к идее получить полноценное исламское образование. С этой мыслью она в возрасте 62-х лет поступит на заочное отделение Казанского медресе “Мухаммадия”. Никто не верил в успех. Даже собственный сын Володя от второго брака, отговаривал ее от этой идеи и не воспринимал всерьез увлечение матери. Но Наиля ханум никогда не слушала окружение, наоборот, зачастую именно окружение прислушивалось к ней. Год за годом, сессия за сессией, Наиля ханум шла к своей заветной мечте. Все свое свободное время она посвящала чтению учебной литературы по жизнеописанию Пророка (с.а.в.), хадисам, верному толкованию Священного Корана, исламскому праву и другим дисциплинам. В возрасте 66 лет Наиля апа вместе с молодыми выпускниками получила выстраданную корочку. С этого момента начинается новая и самая важная глава в ее жизни.    

 

Переломный момент наступит с трагической смертью младшего сына Володи. Убитая горем мать не сможет долго в одиночестве переносить утрату и решит навестить свою дочь Любу в Хабаровске. Приехав впервые сюда в 2001 году, Наиля абыстай первым делом пожелает найти земляков. Бойкий характер приведет ее прямо ко входу здания Правительства Хабаровского края, где она будет требовать встречи с губернатором. Вячеслав Иванович Ишаев, несмотря на свою занятость и высокий социальный статус, принял старушку и посодействовал в поиске, связав с представителями местной автономии татар. С этого дня началась ее бурная просветительская деятельность. Маджлисы с чтением Корана и поминки, сменяли похороны, обряды имянаречения и мусульманские праздники Курбан-Байрам и Рамазан-Байрам. На любом собрании Наиля абыстай помимо чтения Корана нараспев, обязательно рассказывала поучительные истории из Корана и из жизни Посланника Аллаха (с.а.в.), учила морали и давала наставления. Она готова была оказать поддержку не только мусульманам, к ней обращались и православные. Также Наиля апа обладала даром исцеления. Она лечила больных Кораном. Среди исцеленных ею были младенцы, дети, взрослые, страдавшие различными недугами, которые врачи не в силах были излечить. Благодарные люди дарили ей цветы, приносили домой продукты, дарили различные подарки. И верующие и даже иногда неверующие к ней обращались за молитвой, а она никогда никому не отказывала. За кого бы она ни помолилась у того дела шли в гору. Аллах принимал ее молитвы и люди это ощущали на себе.

Постепенно Наиля апа начала собирать всех желающих на уроки арабского языка и основ ислама. Она проводила лекции по основам ислама и показательные занятия, где учила как правильно оборачивать в саван, мыть усопших, учила арабскому алфавиту и сурам Священного Корана.

Свое свободное время она любила посвящать чтению Корана и различной просветительской литературы. Наиля абыстай очень любила читать и познавать что-то новое. Днем она много молилась, читала намаз и Коран за усопших. Просыпаясь глубокой ночью, она продолжала молиться.  В ее записной книжке всегда значился большой список имен усопших, за которых ее просили помолиться родственники. Она уделяла большое внимание поддержанию связей с родственниками, какими бы далекими они ни были и общению с мусульманами.

Неотъемлемой частью ее деятельности было участие на разного рода городских выставках и культурных мероприятиях города, в том числе и Сабантуе, где ей предоставлялась возможность продемонстрировать национальные костюмы, угостить блюдами татарской кухни и многое другое. Татарская община всецело ее в этом поддерживала и помогала в подготовке.

Наиля апа стала первым духовным лидером мусульман Хабаровска. С ней советовались и к ее мнению прислушивались. Уже после ее приезда на Дальний Восток сюда потянулись и другие. Кто бы ни становился имамом, Наиля апа всегда с теплом и радушием помогала ему и поддерживала его, когда считала, что он идет верным путем. Так абыстай в свое время познакомилась с Рафиль хазратом, который приехал на службу из Пензы. Наиля апа поддержала нового имама, получившего исламское образование в Сирии. По признанию Шодавлатова Фархад хазрата, служившего имамом Хабаровской мечети в период с 2008 по 2012 год, Наиля абыстай была ему как родная мать. Без внимания и материнской заботы она не оставила и Хамзу хазрата Кузнецова, который в первые годы своей деятельности был частым гостем бабушки. Наиля апа старалась ему всячески помогать и принимала, как родного сына. Однако со временем их отношения разладились. Искренняя, чистая сердцем и помыслами старушка не разделяла методов и поступков Хамзы хазрата и председателя татарской Автономии Туктарова Сарвердина, что стало причиной наметившегося раскола среди мусульман. Но даже в этой ситуации она искала возможности для мирного диалога и с удовольствием продолжала принимать участие в культурных и религиозных мероприятиях.

Свой немалый вклад Наиля апа вложила и в формирование Духовного управления мусульман Дальнего Востока. Сперва она поддержала приехавшего на службу из Уфы Хайдар хазрата Гарипова. Местное духовенство холодно приняло хазрата, но Наиля абыстай вместе со своими единомышленниками постарались обеспечить хазрата всем необходимым для проживания в незнакомом регионе. Но, к сожалению, так и не найдя понимания у руководства мечети, Хайдар хазрат вынужден тогда был покинуть Хабаровск. Он вернется вновь через несколько лет уже в качестве имама, но вместе с ним будет и еще один человек. 

Когда Ахмад хазрату Гарифуллину дали приказ отправляться из Уфы в Хабаровск и урегулировать ситуацию, он, конечно, не был готов приезжать в далекий, совершенно незнакомый регион, где его никто не ждет. Но положившись на волю Всевышнего, молодой имам мечети “Ляля-Тюльпан” прибыл на место, чтобы, по совести, разрешить все возникшие в мусульманской общине вопросы. Наиля абыстай, сразу заметила в молодом человеке искреннее желание служить Аллаху и незамедлительно его поддержала. Она собрала мусульманских старейшин и возглавила собрание, на котором было решено назначить председателем местной мусульманской религиозной организации “Махалля Аль-Фуркан” Гарифуллина Ахмад хазрата. Так было положено начало формированию Духовного управления мусульман Дальнего Востока, немалую роль в котором сыграла Наиля апа. Центральным духовным управлением мусульман России она была удостоена медали “Аль-Игтисам” - “Сплоченность” за большой вклад в духовно-нравственное возрождение общества, сохранение исторического и духовного наследия ислама, укрепления мира, согласия и доброго сотрудничества между народами и последователями традиционных конфессий России.

Светлая память об этом прекрасном, глубоком и сильном человеке будет жить в нас еще очень долго. Трудно оценить вклад, который она внесла в развитие мусульманской общины Хабаровска. Наиля апа стала тем свежим глотком воздуха, которого так не хватало в этих местах. Тем живительным глотком прохладной колодезной воды в жаркий день, который освежает и придает сил. Она оживила жизнь мусульманского сообщества Хабаровска, которое находилось в глубокой спячке долгие десятилетия. Ее духовное покровительство и неустанные молитвы раскрыли хранилища милости Аллаха и благодать, словно капли дождя оросили всю округу. Ныне мусульманская община живет бурной жизнью. Она растет, укрепляется, совершает ошибки, конфликтует внутри себя, но она есть, и она не дремлет. Светоч, который принесла с собой Наиля апа стал гореть еще ярче, озаряя теперь весь Дальний Восток.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://dumdv.ru/index.php/novosti/838-pamyati-naili-abystaj#sigProIda3578f1702