Совсем недавно дальневосточные паломники вернулись из хаджа. Эта незабываемая поездка, полная трудностей и препятствий, завершилась для наших соотечественников благополучно.

               Мусульмане из разных уголков Земли, в том числе и с Дальнего Востока, отправились в августе этого года в далекое путешествие, прямиком к древним священным землям, с одной-единственной целью – выполнить возложенную на них Всевышним святую обязанность – Хадж.

               Хадж – это особый вид поклонения, который выполняется и телом и имуществом. Этот обряд вбирает в себя множество компонентов, важнейшим из которых является его духовно-нравственная составляющая. Ведь паломник – хаджи, должен с достоинством преодолевать все тяготы во время пути и выполнения обрядов, уповая на Аллаха и проявляя смирение и терпеливость. Во время хаджа паломник  сталкивается с абсолютно разными и зачастую непредвиденными обстоятельствами, например, с неожиданной болезнью, ливнем, или утратой смартфона, документов или кошелька из-за собственной забывчивости. Паломник вынужден  подстраиваться под условия непривычно жаркого климата, всегда находиться  среди огромного количества людей, проводить много времени в очередях или в пробках, учиться ориентироваться в абсолютно новой для себя географии и многое другое.  Из всех этих ситуаций ему необходимо выходить всегда с честью,  ибо  от того, как он преодолеет весь свой путь, зависит, результат его хаджа пред Богом.

               В этом году от Духовного управления мусульман ДВ в хадж отправились десятки паломников. Все они были распределены по группам, и у каждой группы был свой гид. Дальневосточные паломники  группами совершали обряды поклонения: посещали Заповедные мечети: Мечеть Пророка в Медине и Мечеть аль-Харам в Мекке, совершали коллективный намаз, а затем присоединялись к заупокойной молитве – джаназа, которая проводится после каждого обязательного намаза в обеих заповедных мечетях. В Мекке наши хаджии по ночам отправлялись в мечеть Аль-Харам, чтобы до утреннего намаза совершить в этом благословенном месте таваф (семикратный обход) и намаз тахаджуд. Посещали различные достопримечательности и святые места: от усыпальницы Пророка Мухаммада (с.а.в.) до места сражения при Ухуде; от дома, в котором родился Пророк Мухаммад (с.а.в.) до места водружения знамени ислама во время покорения Мекки, где сейчас находится памятная мечеть.

               И, конечно же, с наступлением праздничных дней Курбан-Байрама, наши паломники, вместе с паломниками, прибывшими со всего света, отправились в палаточный городок в долине Мина, где им предстояло провести следующие пять дней, периодически покидая свои палатки для совершения обязательных обрядов. На следующий день паломники отправились в знаменитую долину Арафат, чтобы провести весь день в молитвах и поклонениях, а ночью прибыли в долину Муздалифа, где им нужно было провести ночь на голой земле.

               Это был самый тяжелый период, в течение которого, помимо обычных для хаджа трудностей, паломникам пришлось столкнуться со стихией. Сильнейший ливень обрушился на Мекку в дни Курбан-Байрама, что послужило серьезным испытанием для всех, кто находился там в этот момент. Порывы ураганного ветра, с дождем, сносили проходящих мимо, а льющиеся с небес потоки воды не оставляли шанса сохранить сухим даже краешек одежды. Однако, окончание ливня не ознаменовало окончание испытания. Селевые потоки с вершин гор и холмов устремились прямо на палаточный городок в Мине, снося все, что было плохо закреплено и создавая серьезную опасность в местах хождения людей.

               Это действительно сложное испытание для простого, неподготовленного человека, но наши паломники с достоинством перенесли все тяготы хаджа. Совершив все необходимые обряды и выполнив свой долг перед Творцом, наши уважаемые дальневосточные паломники благополучно и в добром здравии добрались до дома. Этот хадж, даст Бог, подобно обрушившемуся ранее ливню, смыл все грехи и все печали наших паломников. Очистил сердца и деяния их, сделав кристальными подобно дню, когда их на свет явила мать. Лишь одна печаль и забота томится отныне в их сердце – как бы еще раз вернуться в эти места и все пройти заново.