БУДНИ ХАДЖА

            Как только закончилась первая и долгожданная умра, время пошло обычным чередом. Началась ежедневная программа, которая состояла из проповедей по утрам после завтрака и уроков арабского языка после обеда. Нам была поставлена задача привлечь желающих изучить арабский алфавит и дать основы чтения Корана за время пребывания в Хадже. Время между мероприятиями паломники старались проводить в Запретной Мечети, ведь награда за намаз в ней превосходит награду за намаз в обычной мечети в 100 тысяч раз. Такой шанс упускать нельзя, поэтому большинство паломников можно было застать в гостинице только вечером – остальное время полностью посвящалось лицезрению Каабы и молитвам Аллаху рядом со священными местами.

            На ежедневных утренних проповедях, хазраты старались рассказывать об истории Хаджа, о его смысле и о связанных с возникновением Хаджа личностях. На лекциях они вспоминали поучительные притчи и рассказы, повествующие о том, что приходилось преодолевать любимцам Аллаха и каким испытаниям Он их подвергал. Священнослужители часто в своих речах делали упор на важные морально-нравственные и общечеловеческие принципы, которые можно выразить одним емким хадисом Пророка Мухаммада, мир ему: «Обходись с людьми так, как хочешь, чтобы обходились с тобой».  На этих лекциях верующие проникались духом Хаджа и затем, с большим воодушевлением, возносили молитвы Аллаху в Запретной мечети.

 

            На занятиях по арабскому алфавиту образовалось несколько небольших групп общей сложностью в 15 человек. Многие из них впервые увидели арабские буквы, кто-то уже умел читать, но с трудом, а кто-то старался поддерживать свой навык чтения Корана в форме. Уроки проходили в дружеской атмосфере. Преподавателю очень повезло с учениками, которые старались подхватывать все на лету и не сбиваться с темпа. Взрослые, состоявшиеся в жизни люди, не гнушались сидеть за «школьной партой» и с большим рвением вбирали в себя знания от еще совсем молодого хазрата. Все посещали занятия до завершения курса обучения, несмотря на то, что многие каждый день совершали умру, что является довольно утомительным занятием с чисто физической точки зрения. В последние дни усталость сильно давала о себе знать, но ребята проявили себя с лучшей стороны и смогли пройти весь курс обучения арабскому алфавиту и закрепить его правописанием. Выражаем надежду на то, что эти труды, приложенные в таком благословенном месте и в такое богоизбранное время, не прошли даром и ребята продолжат изучение Корана уже дома.

 

УВИДЕТЬ СВОИМИ ГЛАЗАМИ

            За пару дней до Хаджа паломники успели побывать на экскурсии в долине Мина, увидеть Арафат и проехать мимо долины Муздалифа, а также посетить памятные места, связанные с историей ислама и жизнью Пророка Мухаммада, мир ему. Особое чувство мусульмане испытали у подножия горы Саур, в которой Посланник Аллаха, мир ему, вместе со своим преданным другом Абу Бакром скрывался три дня от преследования во время переселения в Медину. В этом месте перед глазами оживали картины прошлого, и верующие могли почувствовать тревогу Абу Бакра за жизнь Пророка, мир ему, и услышать слова утешения, которые Мухаммад, мир ему, сказал своему верному спутнику: «Не печалься, истинно, Аллах с нами», после чего сердце Абу Бакра предалось воле Всевышнего и Он спас их от козней злонамеренных людей. Во всем этом есть великое назидание для нас всех. Хадж, в этом ключе, является прекрасным способом воспринять эту мораль и унести ее с собой в мирскую жизнь. Хвала Аллаху, что даровал нам такой шанс.

            Не менее будоражащие эмоции охватили паломников при посещении горы Джабаль Нур, где находится пещера Хира, в которой Пророку Мухаммаду, мир ему, впервые пришли слова откровения Корана. В этом месте в голову приходит множество мыслей о том, как скоро было распространение ислама и как молниеносно из маленькой подпольной секты ислам превратился в государственную религию, охватывавшую, треть цивилизованного мира того времени. Трудно передать словами атмосферу величия от осознания того, что ты находишься в месте, ставшем колыбелью и истоком этого грандиозного явления под названием ислам. Казалось бы, что может зародиться в таком пустынном, безводном и беспощадном к жизни месте, среди этих голых скал, песков и редких колючих растений? Но воля Аллаха, Его провидение было таково, что в этих безжизненных землях зародилась такая вера и такая религия, которая оживила сердца миллионов людей и продолжает вдохновлять их последователей по сей день.

ХАДЖ

            Все находились в ожидании начала дней Хаджа. Оставались считанные дни до 8 числа месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому лунному календарю. Все делали приготовления, кто-то закупался едой: разного рода консервами; и продуктами с долгим сроком хранения, чтобы не испытывать сильное чувство голода во время пребывания в Мине, ведь питание в Мине всего один раз в день. К тому же, делиться едой во время Хаджа - красивая сунна Посланника Аллаха, мир ему, который раздавал еду паломникам. На проповедях хазраты готовили людей к предстоящим испытаниям. Новички  испытывали небольшое волнение и трепет, в то время как некоторые ехали не в первый раз и уже знали к чему нужно готовиться.

            Восьмой день Зуль-Хиджи настал. Этот день зовется «Яум ат-Тарвия», что значит «день сомнения». Считается, что в этот день Аврааму приснился сон, в котором Аллах напомнил ему о некогда данном обещании принести сына в жертву, если у него когда-нибудь будет сын. Но Авраам не сразу воспринял этот сон как Божественный приказ, и в этот день он пребывал в сомнении насчет того, как воспринять этот сон.

            Еще с ночи несколько хазратов облачились в ихрамы и направились в долину Мина, чтобы подготовить палатки. Для 180 паломников было выделено две небольших палатки, размером, приблизительно 5х10. Разумеется, при таком раскладе нахождение в палатках представляло собой еще одно испытание.

            После утреннего намаза все ждали автобусы в Мину. Дождавшись автобусов и погрузив вещи, паломники отправились к местам совершения Хаджа, так же, как и остальные три с половиной миллиона человек. Из-за пробок, ехать пришлось долго, но паломникам ничего не оставалось, кроме терпения.

            Мина представляет собой долину, расположенную между горами и усеянную тысячами палаток, собранных в огромный палаточный городок, в котором пребывают все паломники на время Хаджа – это пять дней, четыре из которых нужно находиться в Мине. Палаточный городок разбит на 100 секторов, которые имеют определенную географическую привязанность и могут принимать паломников только из определенных стран. Все 100 секторов  управляются сотней офисов соответственно, каждый из которых осуществляет контроль определенной группы паломников на все время Хаджа.

            Прибыв на место, верующие стали располагаться. Палатки внутри были устланы матрасами и подушками, под крышей размещались вентиляционные трубы и кондиционеры. На всю палатку была только одна розетка, поэтому каждый выходил из затруднения как мог, чтобы зарядить свой телефон или планшет, а некоторые вообще перестали следить за индикатором зарядки своего гаджета и полностью погрузились в процесс пребывания в Мине. Наступило самое ответственное время, наполненное Божественным благословением. Каждая минута, проведенная в Мине, несет в себе награду, а каждое благое деяние воздается многократно, поэтому, паломники не преминули начать с чтения Корана и совершения молитв. Хазраты старались не отставать от заданного темпа и вдохновляли паломников после каждого намаза своими лекциями и проповедями, в которых наряду с историями, связанными с Хаджем, упоминали злободневные и бытовые темы.

            Первая ночь, проведенная в Мине, была самой тяжелой. Несмотря на работающий кондиционер, в палатке было ужасно жарко и тесно. Людям приходилось спать вплотную друг к другу, а кто-то остался без спального места и кое-как разместился среди ног других людей.

АРАФАТ

            Наступил день, который зовется мусульманами «Яум аль-Арафа» - День Арафата, или День Знания. Этот день носит такое название по нескольким причинам: 1 – в этот день повторился сон Авраама, в котором Аллах повелевает ему принести в жертву своего сына, после чего тот понимает, что сон – это веление Аллаха и нет в этом сомнения; 2 – в этот день паломники направляются в долину Арафат, где проводят время в молитвах и поклонении до вечера.

            Утро началось с совместного скандирования паломниками слов восхваления Аллаха после утреннего намаза. Когда наступают праздничные дни, мусульмане скандируют слова благодарности и восхваления Аллаху после каждого намаза. Затем паломники ожидали приезда автобусов для того, чтобы отправиться на Арафат. Еще один долгий, тяжелый переезд и вот, наконец, все прибыли на Арафат. Здесь так же находился большой палаточный городок, только палатки были больше и выше. По постеленным прямо на землю коврам и неработающим кондиционерам было видно, что ставили их на скорую руку, но каждое подобное обстоятельство только укрепляло нас и взращивало ощущение настоящего Хаджа, который делали люди в старые времена, со всеми их долгими переездами, которые длились по нескольку месяцев, нехваткой воды, пищи, крова.

            Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Хадж – это Арафат», и этой фразой он передал всю важность нахождения в этом месте. Без проведения времени на 9 – ый день месяца Зуль-хиджа в долине Арафат, Хадж не является Хаджем. Арафат есть кульминация Хаджа и его главное действо. Именно здесь проявляется величайшая Божья милость и снисходит Прощение Господне. Именно здесь люди удостаиваются великой награды и очищаются от скверны сердец. Стоя тут, в зной под палящим солнцем, в белых одеждах, проделав такой длинный путь, молясь Аллаху, каясь ему в грехах и прося милости, мусульмане совершают сам Хадж. Они преодолели огромное расстояние на пути к Господу, выдержали множество испытаний, они пришли к Творцу и наконец, удостоились чести просить. Подобно тому, как мелкий чиновник или простолюдин обивает пороги дворца султана, ходит из стороны в сторону, и, наконец, получает  аудиенцию у султана и может изложить свое прошение.  

             Российских паломников ожидало, примерно, то же самое, правда, они находились не под палящим солнцем, а внутри палатки. Перед обеденным намазом муфтий Дальнего Востока Ахмад хазрат Гарифуллин провел проповедь на полчаса, в которой рассказал слушателям об Арафате и о том, что сказал человечеству сам Посланник Аллаха, мир ему, в своей прощальной речи. Затем прозвучал азан, и мусульмане выстроились в ряды, чтобы совершить обеденный намаз. Еще одной особенностью Арафата в дни Хаджа является то, что здесь обеденный намаз совмещается по времени с послеобеденным. Поэтому после завершения фарза обеденного намаза верующие тут же выстроились для совершения послеобеденного намаза. Такое действие называется «Джам-ут-такдим» - совмещение с опережением. Вечером, уже находясь в Муздалифе, паломники совершают «Джам-ут-тахир» - совмещение с опозданием, то есть читают ночной намаз вместе с вечерним.

            После намаза паломники вновь встали и хазрат–руководитель огласил, что сейчас начнется стояние на Арафате. Настало время того, ради чего все сюда приехали и ради чего было потрачено столько сил и средств. Все подняли руки и стали молиться вместе с имамами. Один имам произносил молитвы на арабском, а другой – на русском. Люди стояли, опустив головы и говоря про себя «амин» на те дуа и молитвы, которые доносились из угла имама. Люди молились что есть сил, слезно просили у Аллаха прощения, благодарили за все дарованные им блага. Все присутствовавшие были охвачены единым порывом, они молились, прося благоволения Своего Творца для себя, своей семьи и близких. В сердца проникала Божественная благодать, смягчала их и направляла к истине. Тело ныло от усталости, из-за долгого напряжения руки сами опускались вниз, но верующие продолжали свое стояние, ведь когда еще будет дарован такой шанс обратиться к Богу и попросить у Него все, что пожелаешь.

            Стояние длилось долго. Сначала один имам не торопясь, читая с чувством и с расстановкой совершил длинную дуа на арабском, затем второй имам подхватил эстафету и продолжил совершение дуа на русском.

            В конце имам произнес «амин», все вторили ему, он провел руками по лицу, что означает омывание лица небесной благодатью, которая скапливается в руках во время дуа, и все остальные повторили за ним. Стояние на Арафате завершилось. Мусульмане немного передохнули и продолжили молиться. Хазраты каждому раздали специальные дуа, которые рекомендуется читать во время нахождения на Арафате. Каждый чем-то старался себя занять и провести время с наибольшей пользой. Постепенно, подходило к концу и само пребывание на Арафате.  Близился вечер, а это означало, что пора отправляться в Муздалифу.

 

МУЗДАЛИФА   

            Вновь ожидание, вновь автобусы, вновь давка, но, слава Богу, все уже привыкли. Муздалифа не сильно изменилась со времен Посланника Аллаха, мир ему. В отличие от Мины и Арафата, в Муздалифе нет палаточного городка, есть только 100 пронумерованных зон, в которых паломникам и следовало переночевать. Следуя сунне Пророка, мир ему, после стояния на Арафате следует направиться в Муздалифу, совершить там вечерний и ночной намаз в одно время и заночевать, а утром вернуться обратно в Мину и до обеда успеть совершить обряд побивания камнями.

            Ночь в Муздалифе была самой трудной и некомфортной. Бесчисленные тела людей были повсюду, они расположились прямо на голой земле, скромно подстелив под себя молитвенный коврик или брезент. Все паломники еще до сих пор пребывали в ихрамах и запах пота, исходивший от одежд, хорошо об этом напоминал. Тесные и душные палатки Мины показались райским местом по сравнению с ночевкой в Муздалифе. Паломники были на пределе, у некоторых сдавали нервы, но в целом все держались достойно. В воздухе чувствовалось напряжение и усталость. Но расслабляться нельзя, впереди еще 3 дня Хаджа. Уставшие паломники расположились кто где: тут работало правило первого. Благо места было вдоволь, поэтому на ногах спать никому не пришлось. Совершив намазы, мусульмане легли спать. Правда, сном это назвать трудно. Даже с подстеленным ковриком пыль с земли попадала на одежду и тело, повернуться ни вправо ни влево не получалось – все лежали впритык, в воздухе витал мощный запах пота, источаемый огромным количеством людских тел. То и дело кто-то норовит перешагнуть через тебя или перепрыгнуть, что нередко заканчивалось прерыванием сна, даже если человек старался тебя не задеть. Ни на секунду не замолкал гул от разговоров. Картину довершала непривычная жара, которая не оставляла в покое ни на секунду.

            Утро после такой ночи было очень тяжелым. Первыми проснулись хазраты, чтобы совершить омовение пораньше, потому что ожидание очереди в туалет длилось от получаса и дольше. С наступлением времени утреннего намаза то тут, то там начали раздаваться голоса муаззинов, призывавших свои группы к намазу. Наша группа не стала исключением. За намазом последовало стояние на Муздалифе.

            Стояние на Муздалифе представляет собой аналог стояния на Арафате. Верующие встают в ряд и все вместе молятся Аллаху, прося Его о прощении и милости. К слову сказать, никто кроме нашей группы в округе не стал соблюдать эту прекрасную сунну. За такой шанс мы благодарны Аллаху. Отдельной благодарности заслуживают организаторы нашей поездки и координаторы, решавшие все организационные вопросы из турфирмы «Umma tour». Эти ребята старались делать все, что в их силах, чтобы обеспечивать и поддерживать уровень комфорта для  паломников. Но кроме этого они старались организовывать все мероприятия в соответствии с сунной. Так получилось и на Муздалифе: в то время, когда никто из окружающих тысяч людей не совершал стояния, наша группа во главе с хазратом слезно молилась, выполняя эту сильную и важную сунну Пророка Мухаммада, мир ему.

            Завершив стояние, большая часть нашей группы направилась пешим ходом в долину Мина. Немощные и старики остались ждать автобус. Пройти пешком пришлось порядка пяти километров. Вместе с нами следовали необъятные толпы людей, повсюду скандировавших восхваление Аллаху. Вся эта грандиозная живая масса подобно селю заполнила всю долину и текла в сторону Мины.

            Настал день жертвоприношения – «Яум ан-Нахр». По легенде именно в этот день Авраам , мир ему, подготовил Измаила, мир ему, для принесения в жертву, но Аллах пощадил их и спас сына Авраама. В этот день нужно было до обеда успеть сходить к джамаратам – столбам для ритуального побития камнями, и совершить обряд, а после принести в жертву животное. Как только паломники добрались до своих палаток в Мине, все разом рухнули на мягкие матрасы, испытывая небывалое чувство счастья и благодарности Аллаху за блага. Обдувающий наши изможденные жарой потные тела кондиционер прибавлял бодрости и поднимал моральный дух.

ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ

            Руководитель группы смог договориться с представителем мактаба – ответственный за паломников офис, чтобы отправить нашу группу к джамаратам до обеда, для совершения побивания камнями согласно сунне. Недолгие сборы, и вновь мы на ногах.

            Из нашей части долины к джамаратам вел один тоннель, протяжностью около 3 километров, и один обратно. В Хадже, по дороге к джамаратам и обратно, повсюду рассредоточены полицейские, которые контролируют движение во избежание давки. В целях избежания перегрева или солнечного удара, полицейские постоянно опрыскивают паломников водой из различных распылителей и пульверизаторов. Вдоль дороги нередко можно встретить источники воды в виде фонтанчиков. В целом, путь туда и обратно проходил без особых трудностей. На сегодняшний день джамараты – это большой многоэтажный комплекс с сетью входов и выходов, с разного рода подъемниками и мостами, который способен вмещать колоссальные массы людей. Дойдя до самих столбов, которые, к слову сказать, уже и не столбы, а стены, что тоже было сделано с расчетом на большой поток людей, паломники бросили камушки, собранные в Муздалифе и отправились обратно по круговой траектории.

            Теперь оставалось только дождаться момента принесения в жертву наших жертвенных животных, которые закалываются в специально отведенных павильонах в долине Мина, совершить обязательный таваф вокруг Каабы в Мекке, и сай. Для заклания, с нашей стороны нужно было лишь оплатить покупку животного, что уже входило в стоимость путевки, а остальное сделали местные. Как только все было готово, руководителю группы позвонили и сообщили, что наши животные успешно закланы. Эта новость обрадовала всех, ведь это означало, что можно выйти из ихрама и нормально помыться в душе с мылом и шампунем и сменить одежду, надев более удобную и привычную. Радость дополнял и тот факт, что все мы на момент звонка находились уже в автобусе, который должен был нас отвезти в Мекку.

            Паломники с огромным удовольствием вернулись в номера гостиниц, побрились, приняли душ, надели чистые одежды, поужинали в столовой, немного отдохнули и ближе к ночи отправились совершать таваф.

            В эту ночь желающих совершить обход вокруг Каабы было критическое множество. Все дни Хаджа людей в Запретной Мечети было несчетное количество. Совершив таваф, а за ним и ритуальный бег, паломники пешком направились к остановке, чтобы вернуться обратно в Мину. Там им предстояло находиться еще пару дней. Вернувшись глубокой ночью в свои палатки в Мине, безумно уставшие, хаджии упали на матрасы и заснули без памяти.

            Оставшиеся два дня верующие продолжали нахождение в Мине, прерывая его лишь походами к джамаратам, для ритуального побивания. Руководители группы делали все, чтобы представители мактаба назначали нашей группе время для выхода, соответствующее сунне.

            Слава Аллаху, нам удалось выполнить все обязанности Хаджа согласно сунне, без каких-либо форс-мажорных обстоятельств.

            После того как паломники произвели последнее ритуальное побивание камнями, они пешком направились прямиком в Мекку. Так как представители мактаба выделили лишь один автобус, то было принято решение отправить на нем наши вещи и некоторых немощных паломников. Оставшимся пришлось идти до своего отеля, расположенного в Мекке, пешком.

            Последняя дорога, возвращение в свою обитель, в полной мере предстало как некое подобие того, как люди в Судный День после воскрешения будут стекаться на площадь Махшар для расчета. Несчетное количество людей следовало друг за другом, постепенно опустошая палатки в Мине и стекаясь в Мекку. Куда бы ни обращался взор, всюду он падал на людей, идущих рядом. Старые, молодые, сильные, слабые все были в этом нескончаемом потоке. Казалось, словно настал Судный час, и Аллах воскресил каждого в разных обликах в соответствии с их деяниями и кому-то даровал средство передвижения, а кого-то оставил идти пешком. Кому-то Он облегчил путь, а кому-то наполнил его трудностями, страхами и испытаниями. По пути раздавали воду, напитки, кому-то даже удавалось найти раздатчиков еды. Но апогей был достигнут в тоннеле, через который пришлось пройти, чтобы попасть в Запретную Мечеть.

            Сумасшедший гул самых разных клаксонов, от небольшого седана до огромного автобуса, отражающийся эхом от стен бетонного тоннеля, вперемешку с голосами людей создавал невыносимую какофонию звуков, которая сразу же ударила по барабанным перепонкам и продолжала на всем пути испытывать нервы и психику паломников на прочность. Вся масса людей вынуждена была вытянуться в тонкую линию в два ряда, чтобы втиснуться между грузными автомобилями, ставшими намертво в непроглядной пробке, причиной которой стали сами паломники, двигающиеся в Мекку. Такое движение было, несомненно, долгим и утомительным. Всю дорогу в тоннеле паломникам приходилось глотать выхлопные газы десятков автомобилей, беспомощно стоявших в пробке и без устали гудевших своими надоедливыми клаксонами. Все происходящее, все шумы, запахи, ощущения смешались в одну сюрреалистичную картину, которая еще больше напомнила о Судном Дне и о том, как люди будут преодолевать тяжелый путь, полный испытаний и трудностей. Гул машин и ненавистный запах выхлопных газов оживлял в голове картину прохождения людьми моста над гудящим и зловонным Адом на пути к Раю. Но кроме терпения и упования на Аллаха не было у нас другой панацеи. Наконец, показался свет в конце тоннеля. Все вздохнули с облегчением и почувствовали как их онемевшие ноги, вдруг налились силой и скоро понесли навстречу долгожданному отдыху и комфорту.

            Хадж остался позади. Впереди нас ожидали последние дни нахождения в Мекке, а затем дорога в Медину, к могиле Посланника Аллаха, мир ему.

Продолжение следует…