МЫ ЕДЕМ В ХАДЖ!

                В этом году воля Всевышнего была такова, что некоторым работникам Духовного управления мусульман Дальнего Востока посчастливилось отправиться в святые - Запретные Земли.

                Пути Господни неисповедимы, гласит древняя христианская мудрость, которая отлично укладывается и в образе мышления мусульманина, ведь сказано в Коране: «… а тому, кто будет страшиться (гнева) Господа своего, Аллах дарует выход и вскормит его таким образом, каким он и не подозревал». (65:2-3) Так у нас и произошло. Как гром средь бела дня прозвучала фраза – «мы едем в Хадж». Поначалу она не была воспринята всерьез, где мы и где хадж, ведь для такого дела нужна очень серьезная моральная подготовка - нельзя ехать в хадж как на прогулку – а помимо этого, нужны немалые средства. Но человек предполагает, а Бог располагает - нам представилась возможность совершить хадж в качестве поручителя – вакиль. Что это значит?

                Хадж – это поклонение, осуществляемое как телом, так и имуществом. В то время как остальные виды поклонения, такие как намаз или пост совершаются только телом, а такой вид поклонения как закят – только имуществом, хадж вбирает в себя обе эти категории. Отсюда появилась возможность объединять усилия двух людей, каждый из которых обладает одним из двух условий обязательности хаджа отличным от другого: здоровье и имущество. Если человеку, обладающему достаточными денежными средствами для совершения Хаджа, не позволяет здоровье или возраст выполнить пятый столп ислама, то он вправе отправить от своего имени другого человека, полностью взяв на себя все расходы за его поездку и возврат домой. В таком случае хаджием – совершившим паломничество, считается обладатель имущества, а отправившийся от его имени человек зовется вакиль – поручитель.

                Вакиль может совершить хадж только за своего спонсора. Это связано с тем, что в дни хаджа один человек может осуществить хадж только за одного человека, подобно тому как во время обеденного намаза можно совершить лишь обеденный намаз, но никак не вечерний или ночной, ведь время их еще не заступило. Пропущенные – каза намазы и необязательные - нафиля не в счет. Поэтому с вакиля не спадает обязанность хаджа, и если в течение жизни у него появится материальная возможность самостоятельно отправиться в хадж, то хадж для него станет обязательным.

                Несмотря на это обстоятельство, все же, тем, кто посетит и воочию увидит священные земли все же остается поручитель. Вот так, в качестве поручителей в этом году в хадж отправились несколько человек из Хабаровска.

                Постепенно мы стали свыкаться с мыслью о поездке в Хадж и с каждым днем эта мысль крепла, росла, укоренялась в сознании. Со временем пришло понимание того, что нужно начинать подготовку. Ведь нас, как хазратов, ожидала ответственная задача – руководство группой, проведение проповедей, экскурсий, помощь и консультации при совершении хаджа и умры.  

                Муфтий Дальнего Востока Ахмад хазрат Гарифуллин вместе с группой инициативных мусульман, собравшихся из разных регионов страны, также отправился в этом году в хадж. Он тоже совершил хадж не от себя:

- Я хотел отдать дань уважения человеку, который приложил множество усилий для возрождения ислама в сердцах Хабаровских мусульман, который не жалея ни сил, ни времени, ни здоровья работал во благо мусульманской уммы и посеял зерна ислама. В этом году я поехал совершить хадж за свои средства, но от имени всеми уважаемой и глубоко почитаемой Пашагиной Наиля апа. Пусть это будет мой скромный подарок для нее, чтобы в Судный День она увидела саваб от совершенного хаджа, который принес бы ей пользу. Наверное, это самый большой и драгоценный подарок, который мы можем ей преподнести от лица хабаровской уммы.– прокомментировал сам Ахмад хазрат.

ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ

Перелет Хабаровск – Москва не таил в себе никаких неожиданностей. Самолет мягко взлетел, поднялся ввысь, откуда открылся замечательный вид на столицу Дальнего Востока.

                Восемь часов перелета – и самолёт также мягко приземлился в аэропорту столицы нашей необъятной Родины. В определенный час все паломники стали собираться в аэропорту, группа насчитывала 180 человек. Перед отлетом в Стамбул руководители групп раздали необходимый инвентарь: сумки, ихрамы, бейджики - и провели разъяснительную беседу о предстоящих перелетах. Перед тем как попасть в Мекку паломников ожидал долгий путь: транзитный перелет из Москвы в Джидду с остановкой в Стамбуле, длящийся порядка 10 -12 часов, а затем поездка автобусом из Джидды в Мекку прямиком в отель. Паломники ожидали вылета в аэропорту, и когда настало время утреннего намаза, все разом выстроились в ряд и прочли два ракаата фарза утреннего намаза, удивляя мимо проходящих людей.

                Дорога в Стамбул прошла легко и незаметно. Главным событием в аэропорту имени Ататюрка стало вхождение в состояние ихрам. Ихрам – это особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж или умру, при котором запрещается совершение греховного, сквернословие, брань, споры, обрезание волос, ногтей, использование благовоний, нанесение ущерба живым существам, одевание какой-либо одежды, кроме одежд ихрама, покрытие головы, сопровождаемое ношением специальных одежд ихрама. Одежды ихрама – это два куска белой материи, одним из которых паломник опоясывается, а второй накидывает на плечи.

                Примерно через два часа, после посадки в Стамбуле, паломники собрались, чтобы надеть свои ихрамы. Для этих целей, используются специальные кабинки для переодевания, которыми оборудована молельная комната аэропорта. Облачившись в белые одеяния, и совершив намаз в 2 раката, хаджии, как того требует сунна, повторяли слова: «вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой», - вплоть до самого приезда в Мекку.

                Российские паломники покинули Стамбул, и, следуя маршруту, приземлись в Джидде, где на выходе из самолёта их встретил жаркий пустынный ветер. С первых минут стало ясно, что пребывание в этих землях станет своего рода испытанием, все-таки жители умеренного климата не привыкли к таким высоким температурам, как 45 – 50 градусов Цельсия.

                Как оказалось, многочасовой перелет Хабаровск - Москва – Стамбул – Джидда -  был лишь разминкой, по сравнению с долгим и мучительным ожиданием регистрации и прохождения паспортного контроля. Хаджиев встретили неутешительной фразой: "вам придется подождать три часа". Мусульмане, прибывшие со всех концов света, ждали своей очереди в небольшом душном помещении, в котором уже не было свободных мест, чтобы присесть. Через некоторое время, паломникам разрешили выйти в коридор, где они все как один расположились на полу, подстелив дорожные коврики для молитвы, которые выдали в самолете. Верующие смиренно ожидали своей очереди, несмотря на усталость и голод. Когда же она наступила, пришло время второго испытания: люди, подобно тому, как будут стоять на махшаре в День Суда, стояли большими толпами, не шевелясь, а работники паспортного контроля всячески оттягивали регистрацию, чтобы привести в порядок ряды. Первые три часа ожидания показались сладким сном по сравнению с этим, ведь тут те же самые три-четыре часа пришлось стоять, находясь в густой толпе людей, без возможности присесть. Наконец паломники прошли шестичасовое испытание паспортным контролем и направились забирать свой багаж. Ещё через три часа ожидания приехали автобусы, которые отвезли паломников прямиком в отель.

                Несмотря на неизбежные сложности, не стоит забывать, что Хадж по своей сути и есть преодоление трудностей на пути к Аллаху -  стойко перенося все невзгоды, паломник зарабатывает довольство Аллаха. Если же он будет проявлять недовольство и постоянно жаловаться, то такой Хадж не является Хаджем.

 

ВПЕРВЫЕ УВИДЕТЬ КААБУ

                На следующее утро, группа с большим трепетом готовилась в первый раз увидеть Каабу - это особое событие в жизни мусульманина. Считается, что когда мусульманин впервые видит Каабу, то его дуа принимается Аллахом. Но у этого обстоятельства есть определенные тонкости – нельзя смотреть на Каабу раньше времени, иначе не будет считаться, что человек видит ее впервые. Нужно дойти до Каабы склонив голову, и поднять непосредственно перед ней. Всех паломников предупредили об этом. Каждый их них, смиренно опустив голову, шествовал за лидером группы, иногда спотыкаясь, иногда оступаясь - все шли, держась за последующего и ни в коем случае не поднимая головы, ведь никто не хотел упустить возможность принятия своих молитв Аллахом. Подходя все ближе к Каабе, каждый волей-неволей начинал испытывать чувство некоего благоговейного страха и величия происходящего. Еще не увидев Каабу, верующие уже были охвачены ее атмосферой. И вот, оказавшись в непосредственной близости от священного Дома Аллаха, хазрат – руководитель сказал: можно смотреть! И все подняли свои головы… Кто-то плакал, кто-то просто не мог оторвать взгляд, кто-то неистово молился, кто-то ничего особого не почувствовал. Все люди разные.

                Я сам долго не мог поднять головы. Мне так понравилось ощущение какой-то новизны и шанса принятия своего дуа, что я захотел оттянуть этот момент. К этому чувству примешалось какое-то даже стеснение и стыд, осознание того, что я на самом деле не достоин чести, оказанной мне Всевышним. Но набравшись сил, я, все же, взглянул на Каабу, и предо мной предстала величественная картина: большое сооружение из черного камня, гордо возвышается над сотнями и тысячами верующих, совершающих обход. И вроде ничего необычного, но глаз оторвать трудно. Так и хочется смотреть, проникаясь духом этого места.

                В первую очередь, сразу по приезде необходимо совершить умру – малое паломничество, ведь мы приехали совершить хадж–таматту - хадж пребывания. Это означает, что паломник по приезду совершает умру, которая состоит из облачения в ихрам, тавафа – семикратного ритуального обхода вокруг Каабы, сая – семикратного ритуального бега между холмами Сафа и Марва, стрижки волос для выхода из состояния ихрама, а затем пребывает в Мекке в ожидании наступления хаджа. В это время паломник может совершать умру сколько ему угодно.

                После того как мы, впервые оказавшись рядом с Каабой, совершили дуа, настало время для тавафа. Таваф представляет собой семикратный обход вокруг Каабы по любой удобной траектории. В зависимости от длины выбранного круга варьируется время совершения тавафа. В среднем таваф занимает час. Обход начинается с угла, в который вмонтирован сам Хаджар Аль-Асвад – черный камень, который по легенде был дарован еще Адаму, мир ему, затем утерян, а потом найден благословенным Ибрахимом, мир ему. При совершении обхода паломники идут против часовой стрелки, оставляя Каабу с левой стороны от себя. При каждом завершении круга мусульмане приветствуют Каабу словами: «Бисмилляхи Аллаху Акбар!», - поднимают обе руки для приветствия и целуют правую. Во время самого обхода читаются разного рода дуа, зикры, молитвы, либо верующий просит у Аллаха всё, что хочет. Это одно из самых благоприятных мест и времен для молитвы и прошения у Аллаха.

                Первый таваф стал очередным испытанием. Люди, совершающие таваф, вынуждены находиться вплотную друг к другу, ходить по голому мрамору босиком и находиться под палящим солнцем. Одновременное нахождение такого количества людей не обходится без происшествий и там постоянно кто-то кого-то толкает, пинает и давит. Нужно много терпения и сил, чтобы сделать таваф, особенно вблизи самой Каабы, ведь там давка достигает своего апогея. Люди, совершающие таваф в непосредственной близости от Каабы, борются за жизнь. К тому же, тяжело следовать за своей группой не отставая от нее, ведь постоянно кто-то норовит пойти напролом через все ряды, чтобы выйти из тавафа, что очень сильно затрудняет движение и нарушает порядок выстроившегося ряда. Завершив таваф, верующие идут совершить намаз в два ракаата, пьют замзам и направляются к холмам Сафа и Марва.

                Конечно, сейчас Сафа и Марва - это не голая земля и сопки, которыми усеяна территория вокруг Мекки. Сейчас это целый многоэтажный комплекс, с сетью кондиционеров, освещением, канализацией, с подключенным водопроводом, подающим замзам, современными системами спуска и подъема, с вымощенными мрамором полами, стенами и потолками. Ритуальный бег между Сафой и Марвой проходит без каких-либо больших трудностей. Единственное обстоятельство, которое не оставляет в покое – это ноющие от боли и усталости подошвы ног, которым пришлось преодолеть немалое расстояние по голому, твердому, местами холодному мрамору.

                Закончив основные элементы умры, паломники собрались и отправились все вместе стричься. Прямо напротив Мечети Аль-Харам стоит исполинское здание, самый высокий отель в мире «Абрадж аль-Байт». Внутри находится большой торговый центр, где можно найти все что угодно. Подвальное помещение также отдано в аренду разного рода заведениям и парикмахерским. Туда-то вся наша группа и направилась. Укоротив немного волосы, выпив в соседнем кафе освежающий фруктовый коктейль из манго, паломники, довольные, направились в отель отдыхать. Их еще ждало множество приключений.

Продолжение следует…